Interested Article - Круг (фильм, 1972)

«Круг» советский художественный полнометражный чёрно-белый фильм , снятый Гербертом Раппапортом на киностудии «Ленфильм» в 1972 году. Продолжение ленты « Два билета на дневной сеанс ».

Сюжет

Инспектор ОБХСС капитан милиции Александр Алёшин, проводя проверку по факту пожара на складе химфармзавода, обнаруживает, что ещё до возгорания опиум, находившийся на складе, был подменён на мел. Подозрение в хищении наркотического вещества первоначально падает на начальника транспортного участка Фролова. Но дальнейшее расследование показывает, что кража и поджог совершены неизвестным водолазом, а организатором хищения является кто-то из работников завода. Также установлен и потенциальный покупатель опиума — иностранный наркоделец Бербат. Заметая следы, преступники пытаются заставить замолчать свидетелей: Фролова шантажируют, а изготовителя специальных контейнеров для переправки опиума за границу, завхоза «дядю» Гришу, убивают. Далее подозрение в организации преступной группы падает на коммерческого директора химфармзавода Васильцева, он дает противоречивые показания, но как выясняет Алёшин, ложь Васильцева вызвана супружеской изменой. Таким образом, остается только один человек, который мог бы организовать хищение.

В ролях

Съёмочная группа

Оценки фильма

Киновед Валентин Михалкович достаточно подробно рассмотрел фильм в свой статье в журнале «Искусство кино» . Он написал, что в фильме «Круг» «взаимоотношения следователя с конкретной действительностью отходят на второй план, на авансцену же выдвигается отношение к ней преступника» .

Кинокритик утверждал, что авторы фильма проявляют «предпочтительный интерес не к характерам, а к сюжетным функциям». Он увидел, что «картина полемически направлена против штампов, но на месте одной детективной условности она выдвигает другую» .

В энциклопедии «Новейшая история отечественного кино» (2001) утверждается, что актёр Александр Збруев «безусловно украсил собственным присутствием милицейские детективы Герберта Раппапорта („Два билета на дневной сеанс“, „Круг“, „Меня это не касается“)» . Однако В. Михалкович обращал внимание на то, что в фильме «Круг» «характер героя интересует сценаристов и режиссёра гораздо меньше, чем хитросплетения фабульной конструкции» . «Центральный персонаж здесь важен не сам по себе, — писал критик, — а ценен для авторов как повод для отработки новых моделей детективного сюжета».

«Ольга Свешникова, несмотря на свою обытовлённость, абстрактна, создана для нужд сюжета, а не взята из жизни», — считал В. Михалкович. «А когда не живой человек, а картонная фигура, выдаётся за главного носителя зла, — написал критик, — тогда она … вряд ли даст возможность ощутить „общественные нити и корни преступления“» .

Примечания

  1. , с. 96—98.
  2. , с. 96.
  3. , с. 97.
  4. , с. 438.
  5. , с. 98.

Литература

  • Михалкович В. Ложе канонов и русло жизни // Искусство кино . — 1974. — № 1 . — С. 84—100 .
  • Новейшая история отечественного кино / Сост. Л. Аркус . — М. : Сеанс, 2001. — Т. 1: А-И. — С. 438. — 498 с. — ISBN 5-901586-01-8 .

Ссылки

  • // Аннотированный каталог фильмов киностудии « Ленфильм » 1918—2003
  • // Онлайн энциклопедия Кирилла и Мефодия
  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • // Портал «Кино России»
  • // Телеканал «Россия»
Источник —

Same as Круг (фильм, 1972)