Interested Article - Платон (Городецкий)

Митрополи́т Плато́н (в миру Никола́й Ива́нович Городе́цкий ; 2 [14] мая 1803 , посад Погорелое Городище , Ржевский уезд , Тверская губерния 1 [13] октября 1891 , Киев ) — епископ Русской православной церкви , митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской лавры .

Биография

Предки митрополита Платона в XVIII — начале XIX века были священно-церковнослужителями села Бурашево Тверского уезда Тверской губернии . Его отец — священник Иван Андреевич Шалюхин (1780—1848) служил в посаде Погорелом Городище (откуда и фамилия будущего митрополита, названного Городецким при поступлении в духовное училище), Ржевского уезда Тверской губернии.

После домашней подготовки под руководством отца, поступил в 1811 году в . Продолжил обучение с 1817 года в Тверской духовной семинарии , по окончании курса которой был послан в 1823 году в Санкт-Петербургскую духовную академию .

Выпущенный из академии в 1827 году (10-м магистром), в том же году (7-го сентября) был назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию . Здесь он некоторое время (с 14-го апреля 1829 года) исправлял должность инспектора семинарии, секретаря семинарского правления (с 19 октября 1828 года); производил ревизию духовного училища (с 13 апреля 1829 года). В 1829 году (29 сентября) он был переведён в бакалавры Санкт-Петербургской духовной академии, сначала на кафедру греческого языка в низшем отделении, а потом (с сентября 1830 года) — богословских наук: нравственного и обличительного богословия.

В мае 1830 года пострижен в монашество и посвящён в сан иеромонаха , а в следующем году, (6-го ноября), за незаурядные умственные дарования, высокие качества его личного характера и строгую иноческую жизнь, возведён в сан архимандрита и назначен инспектором академии и состоял в этой должности до 1838 года.

В звании архимандрита Платон проходил и другие служения: был библиотекарем, членом совета Академии, исправлял обязанности эконома Академии, редактировал академический журнал «Христианское Чтение». Своей неутомимой и полезной деятельностью Платон обратил на себя внимание высшего начальства, и ему были поручены духовная цензура и ревизия духовно-учебных заведений. По должности цензора он рассматривал «Книгу соборных правил» на греческом и славянском языках. Платон первый стал преподавать богословские науки на русском языке, вместо латинского, и очистил их от схоластических форм; он первый стал разрабатывать полемику с расколом и преподавать историю раскола. Среди своих учеников в академии пользовался любовью и оставил по себе хорошую память.

20 декабря 1837 года архимандрит Платон был определён в Костромскую духовную семинарию ректором и профессором богословских наук. Кроме этих обязанностей, он в Костроме управлял также Богоявленским второклассным монастырем , занимал первое место в ряду членов консистории , был цензором проповедей тамошнего духовенства и состоял членом Комитета попечения о тюрьмах Костромы .

Архиепископ Платон в 1865 году

Когда совершилось воссоединение западно-русских униатов с православной церковью, архимандрит Платон, как обнаруживший, ещё в бытность на службе в академии, во время подготовления дела воссоединения, — живое сочувствие и участие к этому делу, был назначен 28 апреля 1839 года настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря . С этого времени для Платона начался период административного служения православной церкви и отечеству, преимущественно на окраинах русского государства, где от представителя православной церкви требовалась особенная зоркость, стойкость и мудрый такт в управлении делами. Вскоре Платон сделался ревностным сотрудником преосвященного Литовского Иосифа (Семашко) , который, незадолго перед тем, с миллионной паствой оставил унию и присоединился к православной церкви.

Плодотворная деятельность архимандрита Платона обратила на него внимание высшего начальства, и 8 сентября 1843 году он был рукоположен во епископа Ковенского , викария Литовской епархии . Будучи епископом Ковенским, преосвященный Платон особенно заботился об утверждении в воссоединенном духовенстве и обществе преданности православной церкви, её богослужению и постановлениям.

Митрополит Платон (Городецкий) в 1880-е годы.
Надгробие митрополита Платона (Городецкого) в Сретенском приделе Софийского собора, 1891

Через пять лет, 6 ноября 1848 года, ему Высочайше было повелено быть епископом Рижской епархии . В 1850 году, по возведении Рижской архиерейской кафедры, бывшей до сего викарной, на степень самостоятельной епископской, епископ Платон пожалован был саном архиепископа .

В конце 1860-х годов архиепископ Платон был вызываем для присутствования в Святейшем Синоде (в течение почти 4-х лет). Со времени перехода в Ригу пастырская деятельность Платона расширилась. В то время немцы- лютеране теснили там православных эстов и латышей , отнимали у них земли, привлекали безвинных к суду и подвергали взысканиям. Нападки немцев на православие и православных усилились, когда образовалась самостоятельная русская епархия. Они осмеивали православных пастырей, не щадили и преосвященного. Архиепископ Платон выступил на защиту угнетаемых и православия. Он с редкой твёрдостью характера преодолел массу интриг и не только удержал в православии эстов и латышей, но и увеличил паству присоединением более 41 000 человек . Преосвященный украсил неустроенные до него храмы в Остзейском крае и построил новые; возвысил епархиальное духовенство в умственном и нравственном отношениях, преобразовал Рижское духовное училище в семинарию , которая была открыта в Риге осенью 1851 года. Число приходских школ при нём в епархии возросло до 359. Чтобы защитить православных крестьян, у которых помещики отбирали дома и земли, он ходатайствовал о Высочайшем повелении отводить таким крестьянам земли в казённых имениях.

Миссионерская деятельность архиепископа Платона простиралась не на одних только лютеран, но и на проживавших там старообрядцев, преимущественно Федосеевского толка . В Рижской семинарии был открыт отдельный класс для изучения раскола и средств для борьбы против него. Результатом этой деятельности преосвященного было основание в Псковской и Рижской епархиях 7 единоверческих приходов и присоединение более 3 тысяч старообрядцев.

Отстаивая интересы православной церкви, архиепископ Платон в то же время старался поднять русское значение в крае. Он настаивал, чтобы преподавание русского языка было усилено в крае и чтобы были открыты в Ревеле и Риге мужские гимназии.

В 1863 году московский митрополит Филарет (Дроздов) , когда Обер-прокурор Святейшего Синода спрашивал его совета относительно кандидатов на важную архиерейскую кафедру Казанскую , высоко ценя заслуги Платона, поставил его первым в ряду других кандидатов. Но важность дела, на которое архиепископ Платон был призван в Рижскую епархию, а с другой стороны, трудность заменить его другим лицом были причинами, почему его кандидатура была отклонена. За свои труды по Рижской епархии архиепископ Платон получил панагию , украшенную драгоценными камнями, Орден Святого Александра Невского и алмазный крест на клобук .

В 1867 году архиепископ Платон, согласно прошению, был переведён в Донскую епархию . Здесь он также нашёл обширное поле для миссионерской деятельности. Старообрядцев в Донской епархии в 1860-х годах насчитывалось 80 тысяч. Архиепископ Платон старался уничтожить существовавшую вражду у старообрядцев к православной церкви и до некоторой степени успел в этом. Он принимал раскольников в своей гостиной и за чашкой чаю лично беседовал с ними; сам ездил проповедовать в глухие притоны; священников, малоспособных к миссионерству, заменял другими. Архиепископ Платон действовал и другим внушал действовать против раскольников мирным способом и чуждался репрессивных мер. На Дону он основал несколько единоверческих приходов и присоединил к православию несколько тысяч человек. Далее, в 1871 году открыл в Новочеркасске миссионерский комитет и при его помощи распространял христианство среди калмыков , исповедовавших буддизм . Немного ранее им была открыта , и, в тех же целях обращения калмыков, — в учебный курс её было введено преподавание калмыцкого языка . Архиепископ Платон также положил начало изучению языка и быта калмыков на месте их кочевьев, строил церкви, открывал церковно-приходские школы, призывая к педагогической деятельности приходское духовенство.

25 апреля 1877 года архиепископ Платон был перемещён на кафедру Херсонской епархии , где был отпразднован в том же году 50-летний юбилей его деятельности на пользу церкви и отечества. В Одессе , где паства подвергалась чужеземным влияниям, и где она была более других жителей России склонна утратить православную веру, учреждено было Платоном братство Св. Андрея Первозванного. Он также основал здесь и устроил женское епархиальное училище.

4 февраля 1882 года Платон был назначен митрополитом Киевским и Галицким . В 1886 году, по его инициативе, в Киеве состоялся съезд представителей духовенства — преосвященных южных и западных епархий для решения вопроса об общих мерах против штундизма . Затем, для усиления миссионерской деятельности учреждены были четыре миссионерские вакансии и открыта третья викарная епископская кафедра. Немало было сделано митрополитом Платоном и для просвещения вверенной ему паствы, в частности: преобразование братства Св. Владимира, основание и открытие второго епархиального женского училища, постоянная заботливость о церковно-приходских школах и, особенно, о рассадниках духовного просвещения — духовной академии и духовной семинарии.

Сочинения

Митрополит Платон пользовался большой известностью не только как энергичный деятель, но и как талантливый проповедник. Наиболее выдающиеся из его речей и бесед следующие:

  • «Слово, произнесенное преосвященным Платоном, епископом Ковенским, при первым его служении в Ковенском Александро-Невском соборе, 29 го октября 1843 г.», СПб. 1844 г.;
  • «Речь пред молебствием по объявлении Высочайшего манифеста, данного в 14-й день марта 1848 г., по случаю распространившейся на Западе крамолы», СПб. 1849 г.;
  • «Слово о бессмертии души человеческой, сказанное при поминовении одной благородной девицы», СПб. 1864 г.;
  • «Первое пастырское послание к православным эстам и латышам о том, что православная Восточная церковь есть истинная Христова спасительная церковь», С.-Гиб. 1866 г.;
  • , СПб. 1866 г. и 1873 г.;
  • «Третье послание… о том, что православная Восточная церковь основана Иисусом Христом и апостолами Его и доселе остается в правоверии», СПб. 1866 г. и 1873 г.;
  • «Четвертое послание… о том, что православная русская церковь есть отрасль Восточной и находится в совершенном единении с ней», СПб. 1866 г.;
  • «Пятое послание», СПб. 1866 г.;
  • , СПб. 1866 г.;
  • «Речь при открытии Рижского Петропавловского Братства», СПб. 1866 г.;
  • «Прощание с рижской паствой», СПб. 1867 г.
  • «Ответ на письмо русских рижан», СПб. 1867 г.;
  • «Слово о частном суде, о смерти человека, сказанное при погребении тела в Бозе почившего графа И. М. Платова… 12-го октября 1874 г.», Новочеркасск, 1874 г.;
  • «Три слова о ходатайстве святых, сказанные высокопреосвященным Платоном, бывшим архиепископом Донским и Новочеркасским», Киев, 1883 г.;
  • «Слово в день Рождества Пресвятые Богородицы о том, что родители передают детям свои нравственные качества», Киев. 1883 г.;
  • «О том, что православные христиане должны твердо держать свой веру и соединять с ней искреннюю любовь к Богу, к ближним и к самим себе», Киев, 1884 и 1885 гг.;
  • «Пастырское вразумление посылающим безыменные письма», Киев. 1885 г.;
  • «Беседа, сказанная в день празднования 900-летнего юбилея крещения России, 15-го июля 1888 г., о том, что вера, исповедываемая православной русской церковью, есть истинная, благодатная и спасательная Христова вера», Киев. 1888 г.;
  • «Пастырское послание к глаголемым старообрядцам», Киев, 1888 г. и Москва. 1888 г.;
  • «Беседа в день празднования 50-летнего юбилея со времени воссоединения бывших в России униатов с православной Греко-Восточной церковью в 1839 г., сказанная в Виленском кафедральном соборе 8-го июня 1889 г., о том, что все христиане, по учению Иисуса Христа и апостолов Его должны жить в мире и любви между собой и держаться одного вероисповедания, основанного на одном учении», Вильна, 1889 г. и Киев, 1889 г.;
  • «Предсмертное слово увещания приснопамятного старца-архипастыря к заблуждающимся в вере штундистам и прочим сектантам», Киев. 1897 г.

Другие речи и беседы преосвященного Платона помещены в двух сборниках: «Слова и речи Платона, архиепископа Херсонского и Одесского, сказанные во время управления Херсонской епархией с июня 1877 г. по май 1880 г.». Издание Одесского духовенства в память исполнившейся 26-го мая 1880 г. 50-летней годовщины священства архипастыря. Одесса. 1880 г., изд. 2-е, Киев. 1883 г.; и , Киев. 1892 г. Кроме того, Платону принадлежат «Письма к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому» («Труды Киевской Духовной Академии», 1892 г.).

Награды

За свою долголетнюю и полезную деятельность Митрополит Платон получил ордена: св. Андрея Первозванного с алмазами, св. Владимира 1-й степени, св. Александра Невского, св. Анны 1-й степени и две панагии, украшенные драгоценными камнями; из иностранных орденов он имел: Сербский орден Такова 1-й степени, Черногорский орден князя Даниила 1-й степени, Болгарский орден Александра 1-й степени; был членом многих учёных и благотворительных обществ и учреждений и т. д.

Примечания

  1. Матисон А. В. Духовенство Тверской епархии XVIII — начала XX веков: Родословные росписи. — СПб.: Издательство ВИРД. — 2004. — Вып. 3. — С. 32-36. — ISBN 5-94030-053-7 .
  2. Об этой речи Платона профессор Московской Духовной Академии П. С. Казанский в письме 8-го мая 1867 г. замечает: «А. Н. Муравьев сказал, что речью своей Платон Рижский больше оказал услуги православию, нежели 18-ю годами своего архиерейства (в Риге)». Погодин в своей газете писал: «Я не любил Платона Рижского, раз только с ним встретился, и он мне не понравился. Прочитав речь, я поклонился в землю, заочно прося прощения, что не любил его. Вот речь пастыря, умеющего сказать и по месту, и по обстоятельствам».

Литература

Источник —

Same as Платон (Городецкий)