Interested Article - Религия в «Симпсонах»
- 2020-04-27
- 1
Религия является одной из основных тем американского мультсериала « Симпсоны ». Многие шутки и эпизоды в сериале посвящены различным аспектам веры , причём авторы не ограничиваются христианской тематикой. Спрингфилд — многоконфессиональный город, в котором, кроме христиан, живут также евреи , индуисты и представители других религиозных течений. Юмор сериала нельзя оценить как однозначно антирелигиозный, так как некоторые эпизоды фактически проповедуют духовные ценности. Весьма многие серии содержат призыв быть более добрыми и терпимыми, осуждают фанатизм .
Большинство жителей Спрингфилда так или иначе верят в Бога и посещают храм (а некоторые, как Апу Нахасапимапетилон , имеют собственную домашнюю молельню). Религия является важной частью городской жизни, а священнослужители ( преподобный Тимоти Лавджой и раввин Хайман Крастофски ) — уважаемыми членами общества.
Христианство
Основная масса граждан Спрингфилда — христиане различных деноминаций.
Первая церковь Спрингфилда
Первая церковь Спрингфилда ( англ. First Church of Springfield ) занимает главное место в изображении религиозной жизни горожан. Она относится к вымышленной протестантской конфессии «Западная ветвь американского реформированного пресвилютеранства» ( англ. Western Branch of American Reform Presbylutheranism ), к которой принадлежит большинство спрингфилдцев. Возглавляет общину преподобный Тимоти Лавджой .
Название конфессии пародирует сложные наименования многочисленных современных реформатских деноминаций , а также содержит аллюзии на пресвитерианскую и лютеранскую церкви. Верховный глава данной ветви именуется «Его святейшество Парсон» ( англ. His Holiness, , в русской озвучке — «Его святейшество Пастор») и избран также главой «Национального конгресса диаконов». Его штаб-квартира расположена в Мичигане , штат Индиана . Когда Его святейшество наносит визит в Спрингфилд, это вызывает в городе общественный ажиотаж.
Пресвилютеранство откололось от католицизма вследствие «Лурдской схизмы» 1573 года (по словам Неда Фландерса , католики «отделились от нас… когда речь зашла о нашем священном праве ходить в церковь с мокрой головой») .
Жизнь общины строится на основе еженедельного посещения церкви. Богослужение состоит из проповеди преподобного Лавджоя (иногда право произнести проповедь даётся и прихожанам, например Неду Фландерсу или Гомеру ) и пения псалмов под аккомпанемент органа . Действуют также воскресная школа и церковный совет, во многом регламентирующий частную жизнь прихожан.
Несмотря на приверженность библейским ценностям, спрингфилдские пресвилютеране не свободны от многих грехов современного христианства. Объектом сатиры в сериале становятся сребролюбие пастырей, формализм, узколобость, начётничество, лицемерие и т. п. Вместе с тем, Спрингфилдская церковь занимается благотворительностью и даже оказывает реальную помощь своим прихожанам, попавшим в тяжёлые обстоятельства (например, предоставляет жильё Фландерсам, чей дом был разрушен ураганом).
Со всеми своими достоинствами и недостатками, Церковь Спрингфилда, по словам канадского обозревателя Джерри Боулера, это «живое отражение большинства североамериканских церквей всех деноминаций» .
Другие христианские церкви
Кроме вымышленного «американского реформированного пресвилютеранства», из христианских конфессий в сериале представлены реально существующие Католическая церковь , Епископальная церковь США и , общины которых также имеются в Спрингфилде (к последней, в частности, принадлежит доктор Джулиус Хибберт , что возмущает преподобного Лавджоя).
Нехристианские религии
Другие крупные религии в сериале представлены иудаизмом , индуизмом и буддизмом , которые исповедуются некоторыми горожанами (так, многочисленные спрингфилдские евреи имеют собственную синагогу , раввином которой служит Хайман Крастофски , отец клоуна Красти ).
Примечательно, что долгие годы практически не было указаний на проживание в Спрингфилде мусульман . Тема ислама применительно к религиозным взглядам горожан затрагивалась лишь эпизодическими репликами персонажей, напр.: «Я сейчас умру! Иисус, Аллах, Будда, я люблю вас всех!» (Гомер). Первым эпизодом, где однозначно показано, что в Спрингфилде живут и мусульмане, стал « », 7 эпизод 20 сезона, вышедший в эфир 30 ноября 2008 года .
Время от времени Спрингфилд посещают проповедники различных экзотических культов, под влияние которых быстро попадают легковерные горожане. Это было продемонстрировано в эпизоде « The Joy of Sect », когда в городе появляются вербовщики секты мувментариан ( англ. the Movementarians , в русской озвучке — «Передвиженцев»), представляющей собой пародию на такие движения, как саентология , « », Церковь объединения , « Народный Храм » и др. Этот же эпизод служит примером того, насколько, в сущности, поверхностна религиозность спрингфилдцев, моментально оставляющих привычную веру ради обещаний нового харизматичного лидера.
Изображение Бога и загробной жизни
Сериал изображает многие религиозные представления как часть реальной жизни. Молитвы персонажей нередко подчёркнуто исполняются или получают ответ. Христианский Бог , Иисус Христос и божества других религий выступают в качестве равноправных героев сериала. Божество часто является Гомеру и другим персонажам, ведя с ними беседы или выполняя желания. В сериале оно представлено в духе библейской традиции, как гигантский старец с длинной седой бородой, облачённый в белый хитон и сандалии. Лицо его никогда не показывается. Также это единственный персонаж сериала, имеющий по пять пальцев на руках и ногах (у всех остальных — четыре). Животные, оказавшись поблизости от Творца, с любовью тянутся к нему.
Дьявол также довольно часто фигурирует как действующее лицо «Симпсонов». Обычно это зловещий ярко-красный гигант с рогами и хвостом, появляющийся в облаке серы и вооружённый трезубцем .
В ряде эпизодов появляются Будда , Вишну и Ганеша , а также боги американских индейцев . Божества, святые , умершие герои сериала и реальные исторические личности показываются в раю , где они, сидя на облаках, наблюдают за персонажами и комментируют их действия, а иногда даже вмешиваются в земную жизнь. А в серии Homer vs. Lisa and the 8th Commandment появляется пророк Моисей .
Религия и семья Симпсонов
Гомер — квинтэссенция бездуховности, присущей значительной части американских обывателей: он духовно невежествен, умственно инертен, живёт сегодняшним днём и не привык задумываться о вечных вопросах. Фанатичная религиозность Фландерсов вызывает у него сарказм .
Посещение церкви доставляет Гомеру нестерпимую тоску, которую он не стесняется проявлять публично (например, засыпает или кричит «Ску-у-ка!» во время проповеди, не скрывает своего торжества, когда удаётся найти повод сбежать из церкви раньше завершения службы), "Зачем нужно ходить в один и тот же дом каждое воскресение? Ведь бог повсюду!", "Неужели всемогущему есть дело до того, где ничтожный человечек проводит один час своей земной жизни?", "Почему я должен половину воскресенья слушать, как попаду в Ад ?", задаётся он вопросом и возмущается в одной из серий , а в другой в ответ на реплику Мардж о том, что "Церковь не бремя (в другом переводе "...не повинность..."), она должна помогать вам жить!" отвечает фразой "Должна, но не помогает!". В церковь он ходит в основном потому, что боится расстроить Мардж. Но даже это часто не мешает ему пренебрегать обязанностями прихожанина.
Преподобный Лавджой, будучи весьма унылым начётчиком, не в силах пробудить в Гомере религиозное чувство, и зачастую ограничивается лишь формальным внушением, лишь бы тот сохранял видимость добропорядочного христианина. Однако стихийный характер Гомера часто ставит его в открытый конфликт с церковью — например, когда Гомер под влиянием Барта решает перейти в католицизм или основывает своё собственное вероучение (« Homer the Heretic »).
Барт и Лиза , как многие дети (и как Гомер и ему подобные личности), считают посещение церкви нудной, скучной и неинтересной обязанностью ("бременем" или "повинностью", как говорит Мардж в одной из серий ). Возвращение с воскресной службы они называют самым лучшим моментом недели, потому что следующий визит в храм теперь нескоро. Духовные поиски заставляют обоих в какой-то момент изменить свои религиозные взгляды. Но если для Лизы переход в буддизм — осознанный выбор, то временное обращение Барта в католицизм обусловлено скорее тем, что, по его мнению, эта религия выглядит более «круто».
Мардж — дисциплинированная и искренне верующая пресвилютеранка, очень страдающая из-за маловерия Гомера и Барта и «язычества» Лизы. "Бог просит всего 1 час в неделю!", "Церковь не бремя (в другом переводе "...не повинность..."), она должна помогать вам жить!" — такие реплики она произносит в одной из серий . Однако она далека от фанатичности Фландерсов. Искренняя религиозность уравновешивается в ней природной добротой и здравым смыслом .
Конфликты
Проблема толерантности
На примере спрингфилдских пресвилютеран авторы сериала высмеивают разнообразные формы фарисейства и религиозной нетерпимости . Преподобный Лавджой и некоторые его наиболее ревностные прихожане (в основном Нед Фландерс , но часто и другие, в том числе спокойная Мардж Симпсон и даже маловерующий Гомер) проявляют неприязнь к язычникам , буддистам , индуистам , иудеям , сексуальным меньшинствам , рок-музыке , агностикам , дарвинистам и т. д. Впрочем, различие религий зачастую не препятствует добрым отношениям: так, пресвилютеране Симпсоны дружат семьями с индуистом Апу Нахасапимапетилоном . Сам преподобный Лавджой не отрицает того, что Бог может действовать и через представителей других вероисповеданий. Когда горожане помогли потушить пожар в доме Гомера, Лавджой заявляет, указывая на Неда , Красти и Апу : «Он действовал в сердцах твоих друзей и соседей, когда они пришли к тебе на помощь, будь то христианин, еврей или… разные прочие» ( англ. He was working in the hearts of your friends and neighbors when they came to your aid, be they Christian, Jew, or… miscellaneous ).
В целом, однако, религиозный мир в городе поддерживается скорее по причине безразличия большинства населения к этой теме. Последовательной сторонницей религиозной толерантности является только Лиза Симпсон , за что иногда получает нарекания со стороны более «воцерковленных» горожан. Факты открытого проявления свободы совести (например, обращение Лизы в буддизм или Барта в католичество) шокируют прихожан и провоцируют их на высказывания в духе фундаментализма .
Наибольшую нетерпимость члены Спрингфилдской церкви демонстрируют по отношению к католикам, традиционно для протестантов осуждая католическое поклонение иконам и статуям, молитву по чёткам, посты и культ Папы . Эта нетерпимость принимает агрессивные формы, например, когда ирландская община Спрингфилда отмечает день Святого Патрика — в этот день обычно происходят драки между католиками-ирландцами и спрингфилдскими протестантами.
Степень неприязни к католикам столь высока, что Нед Фландерс даже собирается заново окрестить свою руку, которой поздоровался с католическим священником (эпизод « The Father, The Son, and The Holy Guest Star »).
Так же авторы сериала затрагивают распространённое мнение о связи между моралью и религией , к примеру, когда на вопрос от Барта «зачем мне ходить в церковь?» Мардж отвечает, что «нужно учиться морали и любви к ближнему», и в следующей сцене преподобный Лавджой зачитывает с амвона проповедь о том, как «огненными мечами арамейцы пронзили глаза сотоварищам, устроили пиршество и поддавались слабостям плоти» (эпизод « Bart's Girlfriend »).
Эволюционизм и креационизм
Критика эволюционизма нашла своё отражение во многих эпизодах сериала. Спрингфилдские христиане во главе с Тимоти Лавджоем являются сторонниками креационизма и осуждают «дарвинистов». Нед Фландерс, увидев в музее естественной истории экспозицию, посвящённую происхождению человека, приходит в ужас и начинает «крестовый поход» против эволюции. Вместе с Лавджоем они даже шантажируют Сеймура Скиннера , требуя ввести в школе преподавание библейской истории творения, из-за чего Лиза Симпсон инициирует судебный процесс, требуя прекратить преподавание в школе ненаучной концепции. В ходе процесса обнаруживается невежественность и внушаемость большинства граждан Спрингфилда, которых свидетель со стороны креационистов с невероятной лёгкостью смог убедить, представившись учёным с докторской степенью по «правдологии» и использовав популярный аргумент о « недостающем звене » (эпизод « The Monkey Suit »).
Эпизоды
Ниже перечислены эпизоды, в которых значительная роль отведена теме религии.
- « Homer vs. Lisa and the 8th Commandment » ( 2-й сезон , 1991)
- « Like Father, Like Clown » ( 3-й сезон , 1991)
- « Homer the Heretic » ( 4-й сезон , 1992)
- « Bart Sells His Soul » ( 7-й сезон , 1995)
- « Lisa the Skeptic » ( 9-й сезон , 1997)
- « The Joy of Sect » ( 9-й сезон , 1998)
- « Simpsons Bible Stories » ( 10-й сезон , 1999)
- « Faith Off » ( 11-й сезон , 2000)
- « I'm Goin' to Praiseland » ( 12-й сезон , 2001)
- « She of Little Faith » ( 13-й сезон , 2001)
- « Pray Anything » 14-й сезон , 2003)
- « » ( 15-й сезон , 2003)
- « » ( 16-й сезон , 2005)
- « Thank God It's Doomsday » ( 16-й сезон , 2005)
- « The Father, The Son, and The Holy Guest Star » ( 16-й сезон , 2005)
- « Simpsons Christmas Stories » ( 17-й сезон , 2005)
- « The Monkey Suit » ( 17-й сезон , 2006)
- « Mypods and Boomsticks » ( 20-й сезон , 2008)
- « Gone Maggie Gone » ( 20-й сезон , 2009)
- « Rednecks and Broomsticks » ( 21-й сезон , 2009)
Критика сериала
«Симпсоны» не раз оказывались в центре дискуссии, в том числе и по поводу вопросов морали и религии. Известен случай, когда показ сериала в России на телеканале « 2х2 » был приостановлен в связи с иском представителей протестантских церквей . Однако позицию ведущих церквей в отношении «Симпсонов» нельзя назвать в целом отрицательной. Представители как Московского патриархата , так и Ватикана одобрительно оценивали сериал . Среди скандалов, иногда возникающих после показа той или иной серии «Симпсонов», пока что ни один не был вызван неадекватностью изображения религии и церкви в сериале.
Ссылки
Примечания
- Эпизод « The Father, The Son, and The Holy Guest Star »
- от 15 июня 2008 на Wayback Machine . (англ.)
- Р. Халвани, Э. Скобл и др. «Симпсоны» как философия: Эссе. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — С. 245. — ISBN 5-9709-0089-3 .
- Павел Коробов. . Коммерсантъ (19 сентября 2008). Дата обращения: 21 июня 2009. 13 сентября 2014 года.
- . Новости Федерации (12 марта 2008). Дата обращения: 21 июня 2009. 4 ноября 2011 года.
- . Дата обращения: 14 февраля 2010. 5 ноября 2012 года.
Литература
- Dalton L., Mazur E., Siems M. Homer the Heretic and Charlie Church: Parody, Piety, and Pluralism in The Simpsons // God in the Details: American Religion in Popular Culture / Eds. E. M. Mazur, K. McCarthy. — New York: Routledge , 2001. — P. 237—254. — 326 p. — ISBN 0-415-92563-0 .
- Feltmate, David. (англ.) // Journal of the American Academy of Religion . — March 2013. — Vol. 81 , no. 1 . — P. 222—248 . — ISSN . — doi : .
- Lewis, Todd. Religious Rhetoric and the Comic Frame in The Simpsons (англ.) // Journal of Media and Religion. — 2002. — Vol. 1 , no. 3 . — P. 153—165 . — ISSN . — doi : .
- 2020-04-27
- 1