Interested Article - Перро, Жюль-Жозеф

Жюль-Жозе́ф Перро́ ( фр. Jules-Joseph Perrot ; 18 августа 1810 , Лион 29 августа 1892 , Сен-Мало ) — французский танцовщик и балетмейстер , один из крупнейших представителей балета периода романтизма .

Биография

Родился в Лионе 18 августа 1810 года в театральной семье (его отец был сценическим техником) и занимался танцем начиная с 9-летнего возраста. В десятилетнем возрасте он приехал в Париж ; учился у Огюста Вестриса и танцевал в театрах «Гете» (1823) и «Порт-Сен-Мартен» (1826). Разработал свой собственный индивидуальный танцевальный стиль, подходящий для его не идеальной фигуры. Дебют Перро, состоявшийся в 1830 году на сцене Парижской оперы , был встречен публикой «на бис». В связи с тем, что отношения у Перро с его партнёршей, танцовщицей Марии Тальони , со временем ухудшились, танцор через несколько лет был вынужден покинуть Парижскую оперу. В 1833–1836 годах выступал в Лондоне , в 1834 – в Неаполе , где стал учителем, партнёром и гражданским мужем Карлотты Гризи . Начиная с 1836 года Перро выступал и как хореограф, важнейшей его работой стал балет Жизель . С 1842 года — главный балетмейстер Королевского театра в Лондоне. Успехи его были столь значительны, что Перро в 1845 году мог для па де катр пригласить сразу четверых известнейших танцовщиц Европы: Марию Тальони, Карлотту Гризи, Люсиль Гран и Фанни Черрито .

В 1848 году приехал, по приглашению, в Россию, где сначала служил танцовщиком в балетной труппе, но на первых же порах своей деятельности зарекомендовал себя талантливым хореографом и балетмейстером и в 1851 году занял должность балетмейстера Императорского балета (ныне балетная труппа Мариинского театра ) с обязательством сочинять и ставить на сцене ежегодно по два новых балета. В 1850 году к нему в Петербург приехала его гражданская жена Карлотта Гризи, к тому времени родившая дочь Мари-Жюли, но под руководством Перро продолжавшая с большим успехом профессиональную карьеру. В Санкт-Петербурге он поставил 12 новых балетов, которые отличались драматической содержательностью; среди наиболее значительных постановок — «Эсмеральда», «Катарина, дочь разбойника», «Питомица фей», «Наяда и рыбак», «Фауст», «Армида» и «Эолина, или Дриада» . Каждый танец был у него мимическим и пластическим выражением действия драмы; он умело пользовался кордебалетом , выпуская его на сцену лишь в исключительные моменты, достигая этим необыкновенного усиления впечатления. Известно также, что он сочинил ещё несколько дивертисментов для придворных спектаклей в Петергофе, Царском Селе, Эрмитаже и во дворце принца Ольденбургского.

В России Перро женился на своей ученице, «купеческой дочери» (Воробьёвой). Имел в этом браке двоих детей.

В 1859 году его деятельность как хореографа почти прекратилась из-за болезней, а также домашних дел, требовавших его продолжительного отсутствия в Петербурге. В 1860 году он окончательно оставил службу при Дирекции императорских театров и уехал с семьёй во Францию. Работал балетным педагогом.

Умер 29 августа 1892 года в Сен-Мало . Похоронен на кладбище Пер-Лашез .

Изображён на двух картинах Эдгара Дега :

Репертуар

Королевский театр в Хеймаркете, Лондон

Театр Ла Скала, Милан

(*) — первый исполнитель партии
(**) — первый исполнитель партии на данной сцене

Постановки

Королевская академия музыки, Париж

Королевский театр в Хеймаркете, Лондон

Театр Ла Скала, Милан

  • 1844 — «Мечта художника, или Одушевлённый портрет» ( фр. Illusion d'un peintre ), балет в 1 действии и 2 картинах на музыку Цезаря Пуни
  • 1845 — « Эсмеральда », балет в 3 действиях и 5 картинах на музыку Цезаря Пуни
  • 1847 , 8 января — « », партитура Цезаря Пуни пересмотрена ( Катарина Фанни Эльслер )
  • 1847 , 16 марта — « Одетта, или Безумие Карла VI »* на музыку с танцами и Джованни Корфу ( Одетта Фанни Эльслер , шут Вийон — сам балетмейстер)
  • 1848 , 12 февраля — « »* на музыку с танцами и Микаэло Коста ( Маргарита Фанни Эльслер , Мефистофель — сам балетмейстер)

Большой театр, Санкт-Петербург

  • 1848 , 19 октября — «Мечта художника»
  • 1848 , 21 декабря — « Эсмеральда » по роману Гюго « Собор Парижской богоматери » на музыку Цезаря Пуни, сохранившаяся в репертуаре в обновлённом виде
  • 1849 , 4 февраля — « » , позднее был возобновлён
  • 1850 , 14 ноября — «Своенравная жена», балет в 4 действиях и 5 картинах Левена и Ж. Мазилье на музыку А. Адана в постановке Ж. Перро с дополнениями в музыке Ц. Пуни
  • 1852 — «Война женщин, или Амазонки девятого века»
  • 1854 , 2 февраля — « » балет в 3 действиях и 7 картинах на музыку Джакомо Паницца в редакции Цезаря Пуни
  • 1854 — «Маркобомба»
  • 1855 — « Маркитантка » (по балету Артура Сен-Леона)
  • 1855 , 8 ноября — «Армида», балет в 4 действиях и 5 картинах на музыку Цезаря Пуни из жизни крестоносцев
  • 1856 — « Мраморная красавица » (по балету Артура Сен-Леона)
  • 1858 , 12 января — « Корсар », балет в 4 действиях и 5 картинах А. Сен-Жоржа и Ж. Мазилье на музыку А. Адана в постановке Ж. Перро с дополнениями в музыке Ц. Пуни
  • 1858 , 6 ноября — «Эолина, или Дриада», балет в 4 действиях и 5 картинах на музыку Цезаря Пуни ; последний из поставленных на петербургской сцене ( Дриада , Злой гном — сам балетмейстер, в спектакле участвовала юная воспитанница класса А. Н. Богданова Екатерина Вазем )
  • 1881 , 30 января — «Наяда и рыбак», балет в 3 действиях на музыку Цезаря Пуни (после отъезда балетмейстера из России и без его участия )

(*) — мировая премьера балета.

Примечания

  1. , Примечание 92, с. 223.
  2. В « Большой российской энциклопедии » указана дата 24 августа.
  3. , Примечание 67, с. 220.
  4. , Примечание 95, с. 223.
  5. , Глава третья, с. 52.
  6. , Примечание 97, с. 223.
  7. , Глава третья, с. 53.
  8. , Примечание 100, с. 223.
  9. , Примечание 78, с. 221.
  10. , Примечание 86, с. 222.
  11. , Примечание 90, с. 222.
  12. , Примечание 80, с. 222.
  13. , Глава вторая, с. 47.
  14. , Примечание 89, с. 222.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Перро, Жюль-Жозеф