Interested Article - Григорис Ахтамарци

Григорис Ахтамарци ( арм. Գրիգորիս Աղթամարցի ) — армянский церковный и культурный деятель первой половины XVI века , католикос Ахтамарской епархии Армянской Апостольской церкви (1512—1544) , один из крупнейших армянских поэтов Позднего Средневековья .

Жизнь и творчество

Родился примерно в 1480 году , происходил из дворянского рода Арцруни . Обучение прошёл в монастыре св. Ншана в Арджеше , у вардапетов и . С 1512 года — католикос Ахтамарской епархии, на престол взошёл не посредством выборов, а по наследственному праву — как представитель Арцрунидов. Писал историко-житийные поэмы, патриотические песни, многочисленные четверостишия (кафа) , а также, несмотря на своё религиозное мировоззрение, стихи о весне, любви и мирских радостях , воспевал красоту природы, славил жизнь . Сильная любовь Григориса к красоте природы, возможно, связана с живописными окрестностями Ахтамара . Большинство сочинений написаны между 1515 и 1524 годами . Судя по любовным стихам, Ахтамарци испытал в своей жизни сильное любовное чувство, однако был отвергнут . Его лирические стихи выделяются яркостью образов, сочностью языка и жизнерадостным мироощущением . В творчестве прослеживается сильное влияние персидской литературы, в свои стихотворения вставлял турецкие и персидские фразы, преимущественно эпитеты и метафоры, чтобы усилить восприятие создаваемого образа , часто использовал популярный в восточной поэзии мотив диалога соловья и розы . В некоторых лирических стихах («Цветы сказали: „Остановись“», «Цветут цветы в моем саду», «Песнь о розе и соловье», и т.д.) заключена аллегория. Среди них особым глубокомыслием выделяется «Песнь об одном епископе» — аллегорический таг об отношениях души и тела, об уходящей жизни и вечной жизни . «Песнь об одном епископе» был включён в церковно-обрядовый сборник « Маштоц » как духовная песня, однако позже была воспринята дословно и, в качестве любовной песни, обрела народный характер. Другие духовные таги Ахтамарци также со временем стали народными песнями, вследствие чего некоторые ранние исследователи ошибочно считали их не авторскими произведениями, а результатами народного творчества . Вероятно владел и арабским языком. Отредактировал и дополнил кафами «Истории Медного Города» и «Историю Александра Великого» . Свои рукописи нередко раскрашивал миниатюрами. Умер в середине XVI века, последнее достоверное упоминание относится к 1544 году.

известные стихотворения
  • «Песнь об одном епископе» ( арм. «Տաղ վասն եպիսկոպոսի միոյ» ), также «Каждое утро и свет», ( арм. «Ամէն առաւօտ եւ լոյս» )
  • «Песнь о розе и соловье» ( арм. «Տաղ վասն վարդի և պիւլպիւլի» ), также «Когда исчезла роза», ( арм. «Յետ գնալոյ վարդին» )
  • «Весна пришла, сады в убранстве роз» ( арм. «Գարունն է բացվեր, վարդն ի պաղչանին» )
  • «Песня любви» ( арм. «Տաղ սիրոյ» )
  • «Ты — рай для меня» ( арм. «Դու դրախտ Եդեմայ» )
  • «Борьба духа и плоти» ( арм. «Մարմինս զհոգիս զրկէ» )
  • «Восхваляю тебя — ангела телом» ( арм. «Գովեմ զքեզ մարմնով հրեշտակ» )
  • «Луна, полная красой солнечного сияния» ( арм. «Արեգակնափայլ գեղով լի լուսին» )
  • «Цветы сказали: „Остановись“» ( арм. «Ծաղկունքն ասեն՝ հերիք արա» )
  • «Посвящение весне» ( арм. «Տաղ գարնան» )
  • «Тысячу раз горе тому, кто запачкан грехом» ( арм. «Եղուկ հազար մի վայ. որ մեղոք աղտեղացայ» )
  • «Цветут цветы в моем саду» ( арм. «Ահա այգիք մեր ծաղկեցան» )
церковные гимны

Написаны на библейские мотивы, посвящены распятию и воскресению Христа и Богородице.

  • «Солнце справедливости» ( арм. «Արեգակն արդարութեան» )
  • «Нерукотворный храм» ( арм. «Անեղին տաճար» )
  • «Заперев царя» ( арм. «Արքային փակեալ» )
  • «Создав ковчег» ( арм. «Տապանակ կազմեալ» )
агиографические поэмы
  • «Житие Мариноса» — написана в 1516 году. В основу положен соответствующий житийный текст из « Айсмавурка » (XIII век). Состоит из 70 строф, 56 из которых повторяют содержание житийного текста .
  • «Мученичество Аствацатура Хтаеци» — написана в 1519 году, вскоре после смерти Хтаеци, и отличается исторической точностью .
  • «Житие Овсепа Ахтамарци» — написана в 1544 году, вскоре после смерти вардапета Овсепа
кафы
  • отредактировал «Историю Александра Великого» (сочинение псевдо- Каллисфена , переведённое с греч. на арм. в V веке) и обогатил его около 170 кафами. Сохранились две авторские рукописи 1526 и 1536 гг., раскрашенные миниатюрами самим Григорисом .
  • отредактировал «Историю Медного Города» (отрывок из « Тысячи и одной ночи », переведенный на арм. в X веке) и дополнил несколькими кафами

Издания трудов и биографических исследований

  • Карапет Костанянц. = Գրիգորիս Աղթամարցին եւ իւր տաղերը. — Тифлис: изд.-во М. Шарадзе, 1898. — 127 с.
  • Маис Авдалбекян. Григорис Ахтамарци. Исследование, критические тексты и примечания = Գրիգորիս Աղթամարցի. Ուսումնասիրություն, քննական բնագրեր և ծանոթագրություններ. — Ер. : изд. АН АрмССР, 1963. — 360 с.
  • Григорис Ахтамарци. Стихотворения = Տաղեր / Авт. предисл. М. Авдалбекян. — Ер. : Советакан Грох, 1984. — 118 с.
переводы В. Брюсова некоторых стихов Григориса на русский язык можно найти в
  • . — 2-е. — Л. : Советский писатель, 1972. — С. 271—283. — 392 с. от 25 декабря 2013 на Wayback Machine
  • Антология армянской поэзии с древнейших времен до наших дней. — М. : гос. изд-во худож. лит-ры, 1940. — С. 272—282. — 718 с.
  • Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней. — М. : изд-во Московского Армянского Комитета, 1916. — 524 с.

Ссылки

  • (с 2:24)

Примечания

  1. Григорис Ахтамарци // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. [www.belousenko.com/books/poetry/Arm_poetry.htm Армянская средневековая лирика] / предисл., составл. и прим. Л. М. Мкртчяна. — 2-е. — Л. : Советский писатель, 1972. — С. 42—43. — 392 с.
  3. Michael E. Stone. . — Society of Biblical Lit, 2013. — P. 688. — (Early Judaism and its literature, 38).
  4. точные даты рождения и смерти неизвестны
  5. = Գրիգորիս Աղթամարցի // Энциклопедия «Кто есть кто. Армяне». — Ер. , 2005. 25 декабря 2013 года.
  6. // Православная энциклопедия. — РПЦ «Православная энциклопедия», 2007. — Т. 13 . — С. 87 . 21 сентября 2013 года.
  7. . — М. : «Художественная литература», 1972. — С. 816. — 864 с. (недоступная ссылка)
  8. История армянского народа / Под ред. М. Г. Нерсисяна. — Ер. : изд-во Ереванского университета, 1980. — С. 178. — 460 с.
  9. Abba Seraphim. // The Glastonbury Review. — 2013. — № 123 . 3 октября 2017 года.
  10. М. Авдалбекян. // Видные деятели армянской культуры V—XVIII вв. = Հայ մշակույթի նշանավոր գործիչները V—XVIII դդ.. — Ер. : изд. ЕГУ , 1976. — С. 455—463. — 579 с.
  11. Zabelle C. Boyajian. Armenian Legends and Poems. — Abela Publishing Ltd, 2009. — С. 243—244. — 288 с. — ISBN 1907256180 .
  12. , by Poghos Khachatryan , Doctor of Philology
  13. Анатолий Демин. О художественности древнерусской литературы. — М. : Языки русской культуры, 1998. — С. 681. — 848 с. — ISBN 5-7859-0064-5 .
  14. Чукасзян, Б. Л. // Известия АН АрмССР. — Ер. , 1960. — № 5—6 . — С. 191—204 . 25 декабря 2013 года.
  15. Чукасзян, Б. Л. // Историко-филологический журнал АН АрмССР. — Ер. , 1960. — № 1 . — С. 201—222 . 25 декабря 2013 года.
  16. A. J. Hacikyan, G. Basmajian, E. S. Franchuk, N. Ouzounian. The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century. — Literary Collections, 2002. — 1105 с. — ISBN 0814330231 .
  17. Авдалбекян, М. Т. // Известия АН АрмССР. — Ер. , 1962. — № 10 . — С. 61—74 . 25 декабря 2013 года.
  18. = Գրիգորիս Աղթամարցի // Энциклопедия «Христианская Армения». — Ер. , 2002. — С. 251—252 . — ISBN 5897000166 . 1 октября 2015 года.
  19. Симонян А. А. = Գրիգորիս Աղթամարցին իբրև «Պատմութիւն Աղեքսանդրի Մակեդոնացիոյ» վեպի կաֆաների հեղինակ // Вестник общественных наук АН АрмССР. — Ер. , 1968. — № 8 . — С. 85—93 . 25 декабря 2013 года.
  20. Меликсет-Бек Л. // Известия АН АрмССР. — Ер. , 1945. — № 1—2 . — С. 77—90 . 25 декабря 2013 года.
  21. = ՀՈՎՍԵՓ ԱՂԹԱՄԱՐՑԻ // Армянская краткая энциклопедия. — Ер. : изд-во «Армянская энциклопедия», 1999. — Т. 3 . — С. 372 . 25 декабря 2013 года.
  22. библиотека венецианских Мхитаристов , рукопись № 280
  23. библиотека Собора Святого Иакова , рукопись № 473
Источник —

Same as Григорис Ахтамарци