Мартиросян, Гарик Юрьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Марти́рос Кры́мский , также Марти́рос Ка́фский ( арм. Մարտիրոս Ղրիմեցի или Մարտիրոս Կաֆաեցի ; дата рожд. незив. — 1683) — армянский поэт, историк, крупный церковно-политический деятель XVII века . В разные годы был Армянским патриархом Константинополя , главой Крымской эпархии и Армянским патриархом Иерусалима . Автор многочисленных стихотворений богословского, историко-политического, сатирического и лирического характера .
Родился в
Кафе
, в семье Григора и Хатун
, в первой четверти XVII века (согласно разным источникам ок. 1605 или ок. 1620 года
). Начальное обучение прошёл сначала в местном монастыре Сурб Ншан, потом в
Тохате
(вероятно у
Степаноса Тохатци
)
. Переехал в
Иерусалим
и продолжил обучение в
монастыре Св. Иакова
, у Аствацатура Таронеци
. Последний впоследствии стал Армянским патриархом Иерусалима и рукоположил Мартироса в безбрачные священники
. В 1659—1660 годах был архиепископом Константинополя, с 1661 года — глава Крымской епархии
ААЦ
. В 1673 году во время путешествия в Иерусалим долгое время проводит в
Болгарии
, написав за это время несколько поэм и памятных записок, описывающих военные кампании
Мехмеда IV
и положение болгарских городов
. С 1667 года — армянский патриарх Иерусалима. Умер в 1683 году в Египте, во время путешествия из Константинополя в Иерусалим
.
Сыграл решающую роль в противостоянии Константинопольского патриарха Егиазара Айнтапеци и Католикоса всех армян Акопа Джугаеци 1664—1680 годов. Айнтапеци, намереваясь выйти из подчинения первопрестольного
Эчмиадзина
и создать антикатоликосат для армян Османской империи, получил значительную поддержку среди народа и духовенства. Против него выступили оставшиеся верными св. Эчмиадзину и католикосу Акопу Джугаеци священники, которых де-факто возглавлял Мартирос. Во многом благодаря именно его действиям удалось пресечь попытку раскола в армянской церкви
. Споры утихли после смерти Джугаеци в 1680 году, которого на посту Католикоса всех армян сменил Айнтапеци.
Помимо церковной и литературной деятельности был известен как покровитель книжников . Некоторое время был учителем [ страница не указана 672 дня ] .
Был одним из самых плодотворных поэтов своего времени. В своих произведениях пытался образно описать общественную жизнь, социальное положение и нравы своего времени. Его перу принадлежат исторические поэмы «Порядок и даты армянских царей» ( арм. «Կարգ եւ թիւ թագաւորաց ազգիս Հայոց» ) и «История Крымской земли» ( арм. «Պատմութիւն Ղրիմայ յերկրի» ). В последней содержатся ценные исторические сведения: в стихотворной форме Мартирос рассказывает историю Крыма и крымских армян, их социальное положение в XVII веке , описывает вторжение в Крым татар , доводя повествование до 1672 года. Часто пользуется библейскими мотивами. В поэме «Плач пророка Иеремии» ( арм. «Ողբ Երեմիա մարգարէին» ) в духе традиций национальной литературы обрабатывает известный библейский текст «Плач Иеремии» по поводу пленения евреев и разрушения Иерусалима. В этом произведении заметно влияние творчества Нерсеса Шнорали . Как Шнорали, персонифицируя Эдессу , скорбел по поводу падения прежних столиц Армении, так и Крымеци, говоря о судьбе «Вдовы-Иерусалима», имел в виду тяжёлое положение армян в XVII веке, а мучительным шествием евреев по дорогам Сиона подразумевал переселение армян шахом Аббасом I . Значительное место в творчестве Крымеци занимают юмор и сатира. Основными героями его сатирических стихов были церковно-политические деятели своего времени . Особенно примечательна сатирическая поэма «Иерей Симеон» ( арм. «Տէր Սիմէոն» ), в которой в лице простого иерея высмеивается тип людей, думающих прежде всего о своём чреве, равнодушных ко всему, кроме своего живота .