Нерсе́с Мокаци́
(
арм.
Ներսես Մոկացի
, 1575—1625), также
Ванеци́
,
Беглу́
(от
арм.
բեղ /
бег
или
бех
=
усы
) — армянский поэт, философ и просветитель XVI—XVII веков
.
Содержание
Биография
Родился примерно в 1575 году в селении Аскнджав эялета Ван
Османской империи
, находящемся на территории древней армянской провинции
Мокк
, от которой и получил своё прозвище
. Ряд биографических сведений содержатся в «Книге историй»
Аракела Даврижеци
. Начальное образование получил у своего дяди
вардапета
Айрапета, продолжил обучение у Барсега Гавараци
(он же Ахбакеци
) в
Багеша
. Получил прозвище "Беглу" из-за длинных усов
. После окончания учёбы развивает творческую и педагогическую деятельность, репутацию монастыря Амрдол как ведущего учебного центра начала XVII века связывают именно с его именем
. Из его учеников впоследствии известность получили вардапеты
и
. В 1609 году совершил паломничество в Иерусалим, где получил степень
вардапета
и участвовал в собрании армянских церковных деятелей
. В 1615 году переехал в монастырь Мец Анапат
Сюника
, где преподавал философию и светские науки. В 1622 года основал монастырь и школу высшего образования на острове Лим озера Ван, где и провёл последние годы жизни. Скончался в 1625 году
.
Творчество
Писал на древнеармянском языке —
грабаре
, но на простом и понятном народу варианте, иногда приближаясь к разговорному языку своего времени. В целом произведения Мокаци можно разделить на три категории: исторические, традиционно-легендарные и
философско-дуалистические
. Его
литературный стиль
отличается элегантностью и изысканностью
. Хотя сохранились только семь произведений авторства Мокаци, он по праву считается одним из лучших армянских поэтов своего времени.
Исторические произведения
«Благословенный Спаситель, Господь Иисус» (
арм.
«Օրհնեալ տէր Յիսուս փրկիչ»
, 1621 г.) — посвящён монастырю Мец Анапат (
"Великая
пустынь
"
) в
Сюнике
, его строительству и четырём основателям —
епископу
Саргису Амбердци,
иерею
Киракосу Трапизонци,
вардапету
Погосу Мокаци и
мелику
Айказну (сыну Ахназара из
Джульфы
). Содержит ряд ценных исторических сведений
. Хотя основателями монастыря фактически были Саргис и Киракос, Нерсес особенно большое внимание удаляет личности мелика Айказна — в прошлом солдата
шаха Аббаса
, получившего за свои военные заслуги
княжеский титул
и наследственные земли. Мокаци представляет его великаном, сравнивая с легендарным
Тиграном Айказном
, победившим согласно преданию
мидийского
царя
Аждаака
. В образе Айказна воспеваются борцы за освобождение армянского народа
. Своего земляка, вардапета Погоса Мокаци, поэт воспевает как почитаемого проповедника и учителя, известного своей выносливостью, праведным характером и неповиновением гонениям лже-
католикоса
Мелкиседека Гарнеци. Для Нерсеса все четыре основателя олицетворяют милосердие Бога к армянам, их смерть он сравнивает с крушением судна во время внезапной
бури
.
«
о новом мученике, отце Андреасе Нахиджеванци» (
арм.
«Գանձ ի նոր նահատակն տէր Անդրեաս Նախճաւանցիոյ»
, 1617 г.) — описывается мученическая смерть отца Андреаса по приказу
шаха Аббаса
в 1617 году. Приведены некоторые данные из жизни Андреаса Нахиджеванци. Последний представляется не только как мученик, но и герой, спасший своей смертью много жизней. Согласно канонам жанра "гандз", к поэме добавлено небольшое стихотворение в жанре
таг
. Поэма была нотирована
хазами
, что свидетельствует о музыкальных знаниях Мокаци
.
«Плач о взятии Иерусалима» (
арм.
«Ողբ վասն առմանն Յերուսաղէմի» или «Ի հոլովել ժամանակին»
, 1609 г.) — написан во время пребывания Мокаци в Иерусалиме. В поэме рассказывается о взятии города войсками
Саладина
в 1187 году. Падением Иерусалима автор объясняет все несчастья и беды в мире
, неудачные попытки взять его обратно считает Божьим наказанием за грехи
крестоносцев
. Хотя написана в
жанре плач
, отдельные части поэмы содержат ноты оптимизма и весёлого настроения
.
Философские произведения
«Спор неба и земли» (
арм.
«Վիճաբանութիւն երկնի եւ երկրի»
) — лучшее произведение Мокаци. В
аллегорическом
поэме раскрываются философские взгляды автора. Сюжет имеет фольклорное происхождение: Земля и Небо начинают спорить кто лучше и каждый приводит свои аргументы. Представляет собой аллегорию на дуалистические теории о взаимоотношениях души и тела. В версии Мокаци победу в споре одерживает Земля, и Небо вынужденно склоняет голову перед ней
, таким образом он даёт предпочтение телу, при этом выражая смелую мысль, что небесная жизнь не может существовать без земной
. Такое заключение автора делает данное произведение одним из ярчайших примеров армянской философской мысли
Позднего средневековья
. Есть несколько народных вариантов данной поэмы. Некоторые исследователи полагают, что приписываемый Нерсесу Мокаци текст также является результатом народного творчества
«Был мудр я в детстве» (
арм.
«Մանուկ մտավարժ էի»
) — написан в
жанре плач
. С помощью аллегорий Мокаци проклинает людские недостатки, особенно взятничество и жадность, критикует верховенство силы
, при этом считает и себя недостойным и грешным человеком, просит пророков заступиться за него перед Богом
. Содержит автобиографические данные.
Традиционные произведения
«Ода
вознесению Богородицы
» (
арм.
«Ներբողեան ի փոխումն Աստւածածնին»
, 1609 г.) — написана в духе народного творчества, во время пребывания Мокаци в Иерусалиме. Описываются дохристианские традиции армян, проповедничество
апостола Варфоломея
и преследование язычников после принятия христианства
. Дева Мария представлена как пришедшая на замену древнеармянской богини
Анаит
"истинная Богоматерь". Содержит интересные сведения о связи богини Анаит с
культом
лисицы
. Мокаци написал примерно 100
строф
, позже Степанос Шатахеци добавил ещё 300 строф (в общем 1572 строк).
«Молитва отшельника прочитанная в монастыре Лима» (
арм.
«Աղոթք առանձնակի արարյալ ի Լիմ անապատին»
, между 1622 и 1625 гг.) — последнее произведение Мокаци. Как и поэма «Был смышлён я в детстве», автор занимается самообичиванием, осыпая себя грехами
.
Комментарии
В относительно старых источниках 1625 год названа
приблизительной
датой смерти Нерсеса Мокаци, однако недавно выявленные данные позволили точно определить год смерти поэта. Более подробно см.
Аэлита Долуханян.
Нерсес Мокаци. — Вагаршапат: изд-во св. Эчмиадзина, 2009. — 206 с. —
ISBN 978-9939-59-039-4
.
Гандз
— оригинальный стихотворный жанр в армянской литературе
Примечания
↑
Kevork B. Bardakjian.
. — Wayne State University Press, 2000. — С.
—52. — 714 с. —
ISBN 978-0-81432-747-0
.
↑
= Ներսես Մոկացի // Армянская Советская Энциклопедия. —
Ер.
, 1982. —
Т. 8
. —
С. 254
.
2 апреля 2015 года.
↑
A. J. Hacikyan, G. Basmajian, E. S. Franchuk, N. Ouzounian.
The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century. — Detroit, MI: Wayne State University Press, 2002. — С. 804—805. — 1108 с. —
ISBN 0814330231
.
. —
М.
: «Художественная литература», 1972. — С. 817. — 864 с.
(недоступная ссылка)
↑
[www.belousenko.com/books/poetry/Arm_poetry.htm Армянская средневековая лирика] / предисл., составл. и прим. Л. М. Мкртчяна. — 2-е. —
Л.
: Советский писатель, 1972. — С. 375. — 392 с.
= Ներսես Մոկացի // Энциклопедия «Кто есть кто. Армяне». —
Ер.
, 2007. —
Т. 2
. —
С. 217
.
11 марта 2014 года.
Аракел Даврижеци.
Глава 29
//
/ пер. и комм. Ханларян Л. А.. —
М.
, 1973.
13 ноября 2013 года.
= Ամրդոլու վանք // Энциклопедия «Христианская Армения». —
Ер.
, 2002. —
С. 47—48
.
1 октября 2015 года.
[[[s:hy:Էջ:Հայկական Սովետական Հանրագիտարան (Soviet Armenian Encyclopedia) 1.djvu/333]] Школа монастыря Амрдол] = Ամրդոլու վանքի դպրոց // Армянская Советская Энциклопедия. —
Ер.
, 1974. —
Т. 1
. —
С. 333
.
↑
= Ներսես Մոկացի // Энциклопедия «Христианская Армения». —
Ер.
, 2002. —
С. 786—787
.
1 октября 2015 года.
Овсепян Лилит.
// Историко-филологический журнал НАН РА. —
Ер.
, 2010. —
№ 3
. —
С. 270—273
.
11 марта 2014 года.
↑
Аэлита Долуханян.
[historyarmenia.org/wp-content/uploads/2012/05/Nerses-Mokaci-01.pdf Нерсес Мокаци. Стихотворения] = Ներսես Մոկացի, Բանաստեղծություններ. — изд-во АН АрмССР, 1975. — С. 5—14. — 208 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 10 марта 2014. Архивировано 11 марта 2014 года.
Ссылки
Поэмы Нерсеса Мокацы — оригинальные тексты
[web.archive.org/web/20140311023942/historyarmenia.org/wp-content/uploads/2012/05/Nerses-Mokaci-02.pdf «Վիճաբանութիւն երկնի եւ երկրի»]