Маттео́с Джугаеци́
(
арм.
Մատթեոս Ջուղայեցի
), — армянский мыслитель, литературовед и богослов XIV—XV веков
.
Биография
Родился в середине XIV века в
Нахичеване
, в городе
Джуга
. Прошёл обучение в
Татевском университете
, под руководством
Ованеса Воротнеци
и
Григора Татеваци
. В 1391—1393 гг работал в монастыре св. Карапета в гаваре Апракунис, в 1393—1395 гг в монастыре Тандзапарах, недалеко от
Татева
. С 1395 года до конца жизни (10-е года XV века) преподаёт в Татевском университете
. Вёл идеологическую борьбу с унитарианским движением
, также боролся против распространения
народного театра
, призывая людей «не ходить к
гусанам
, они говорят о делах
Хайка
и воспитывают дух неповиновения»
. В своих проповедях часто касался вопросов
естествознания
, изучал происхождение природных материй. Считал, что в природе есть 10 "чистых" материй — золото, серебро, медь, олово, свинец, железо, лазурит, ртуть, сера и драгоценные камни: остальные материи выводил из этих десяти. Развивая философские взгляды Григора Татеваци, пришёл к выводы, что люди изначально должны были быть четвероногими, и только со временем, исходя из необходимости, встали на задние ноги. Разницу между людьми и животными Джугаеци видел именно в этой "эволюции", говоря, что «животные так и остались четвероногими, ибо они лишены способности думать»
. Считал, что предметом исследования науки является объективная действительность, которую можно распознать разумом, а для научного обоснования изучаемого объекта необходимо прежде всего приобрести определённый багаж теоретических знаний
.
Оставил богатое литературное наследие — многочисленные церковные гимны, около 50-и проповедей, полемические труды
. Особенно известна его речь, прочитанная на похоронах Григора Татеваци. Некоторые из его трудов дошли до нас в оригинале и содержат важные памятные записки. Его сочинения представляют интерес для изучении ситуации в Армении в XIV веке, походах
Тамерлана
и государстве
Кара-Коюнлу
. Важное место отделяет изучению причин бедственного положения Армении; ответственность за судьбу страны и народа возлагает на власть имущих
.
Сочинения
«Комментарии к
Евангелию от Луки
» (
арм.
«Մեկնութիւն Ղուկասու Աւետարանին»
)
— толковательная работа, написана в 1391 году. Первая из датированных работ Джугаеци. Написана в форме "вопросы-ответы", состоит из 22 частей с 158 вопросами в общей сложности.
«Комментарии к
Евангелию от Иоанна
» (
арм.
«Մեկնութիւն Հովհանու Աւետարանին»
)
— толковательная работа, написана вскоре после «Комментарий к Евангелию от Лукы». Основу для сочинения составили труды Ованеса Воротнеци. В некоторых рукописях ошибочно приписан последнему.
мемуар
, написанный вскоре после «Комментарий к Евангелию от Иоанна».
«О вопрошениях неверных; различные ответы» (
арм.
«Վասն հարցման անօրինաց. զանազան պատասխանիք»
)
— полемическая работа, направленная против
исламизации
армян. Написана в 1392 году, после ссоры с
мусульманским
священником. В работе прослеживается уважение автора к исламу и мусульманским традициям, одновременно яростно критикуются действия мусульманских священников и правителей, поощряющие обращение армян в ислам. Впервые в армянской литературе ислам воспринимается не как форма арианской ереси, а как отдельная религия, со своими верованиями и традициями
.
«О проповедничестве Слова» (
арм.
«Վասն քարոզութեան Բանի»
) — написана в 1393 году, в Тандзапарахе
«Собрание речей» (
арм.
«Հավաքում բանից»
) — написана в 1395 году, в Татеве
«О времени, насколько нам известно» (
арм.
«Վասն ժամանակաց գիտելոյ զորքանն»
) — написана в 1402 году, по всей видимости в Татеве. Представляет собой небольшую хронологическую таблицу, в которой упомянуты основные церковные и политические события, начиная с
Великого потопа
. В рукописях эта хроника приписывается Маттеосу Джугаеци, но в заглавии, в отличие от большинства трудов Маттеоса, имя автора не упоминается
.
«Честный
таг
» (
арм.
«Տաղ ազնիվ»
) — церковный гимн, посвящённый
католикосу
Акопу Мцбнеци. Написан между 1386 и 1391 гг., в городе
Ернджак
во время его осады войсками Тамерлана
церковные гимни (таги), написанные по просьбе
Григора Хлатеци
. Составлены
акростихом
, первые буквы составляют предложение "ի Մատթէոսէ, խնդրեաց Գրիգոր" (
от Маттеоса, по просьбе Григора
).
эпитафия
на смерть Григора Татеваци. Прочитана им на похоронах Татеваци в январе 1410 года.
«Анализ „
Деяний Апостолов
“» (
арм.
«Քննութիւն Գործոց առաքելոց»
)
— изучения толкований «Деяний Апостолов»
Иоанна Златоуста
и
Ефрема Сирина
. Последний из его датированных трудов, написан в 1411 году. Считается лучшей работой Джугаеци
.