Interested Article - Таг (музыка)

Таг ( арм. Տաղ ) — продолжительное по времени исполнения, часто сольное, одноголосное песнопение средневековой армянской духовной музыки, носившее виртуозно-концертный характер; особый жанр профессиональной богослужебной музыки в средневековой Армении .

Духовный таг

Таг - один из четырех основных жанров церковной музыки средневековой Армении . Его самые первые образцы относятся к V веку . Как считают исследователи , первоначально подобные песнопения представляли собой поэтическую проповедь, являющуюся символической интерпретацией событий земной жизни Иисуса Христа и деяний святых. Истоки искусства тагов обычно видят в творчестве гусанов и в повседневной музыкальной традиции крестьянства. Впоследствии, наряду с религиозными тагами появилась и светская разновидность тагов.

В средние века религиозный таг считался наиболее свободным от регламентации жанром церковной музыки. Тем не менее, таги были привязаны к календарю церковных праздников и исполнялись во время богослужения, хотя могли звучать и за его рамками. Расцвет искусства сочинения и исполнения религиозных тагов пришелся на X век . Наиболее ярким его представителем этого времени является Григор Нарекаци . Новый расцвет таговой лирики относится к XII веку , когда творили Хачатур Таронаци и Нерсес Шнорали. Этот взлёт искусства тагов обычно связывают с созданием во II половине XII века более совершенной системы музыкальной нотописи, позволявшей точно записывать сложную и изысканную мелодию тага. Многие из духовных тагов сохранились в составе особых сборников - «Гандзаран». Самый известный среди них - «Гандзаран» Мхитара Айриванеци , созданный им в 1286 году , содержащий созданные им сочинения, а также авторский комментарий к сборнику . Уже в XIII - XIV веке религиозный таг постепенно начинает уступать светскому тагу.

Светский таг

До нашего времени дошло несколько светских тагов Григора Нарекаци , устная традиция которых была записана в конце XIX века : «Телега спускается с горы Арарат», «Очи-море» и другие Наиболее ярким представителем светских тагов был Фрик , живший в XIII веке . В 1513 году в Венеции , где существовала крупная армянская диаспора , был напечатан первый сборник светских тагов - «Тагаран». Иногда в литературе встречается утверждение, что последним создателем светских тагов был Наапет Кучак ( XVI век ). Однако, это утверждение является ошибочным , и, вероятно, основано на словах самого Кучака о себе и как тагопевце, и, преимущественно, как ашуге (это название он применил впервые по отношению к музыканту и поэту). Создание и исполнение подобных сочинений продолжается активно в XVII и XVIII веках , хотя по интенсивности уступает искусству ашугов . Один из самых выдающихся образцов позднего тага— «Журавель», относящийся к XVII веку . Как особый жанр светской лирики таг просуществовал до XIX века .

Примечания

  1. Тагмизян Н. К. Предисловие к книге: Шаракан. Переводы Сурена Золяна. Из армянской поэзии V-XV вв. (Сборник). Ереван. 1990.
  2. . Дата обращения: 1 июля 2014. 26 июня 2014 года.
  3. Дата обращения: 1 июля 2014. 15 июля 2014 года.
  4. . Дата обращения: 1 июля 2014. 21 января 2014 года.
  5. Дата обращения: 1 июля 2014. 26 июня 2014 года.

Литература

  • Les chants des maitres armeniens du moyen age. Musica antiqua. V. II. Bydgoszcz. 1969.
  • Wellesz E. Die armenische Kirchenmusik, в кн.: Adler G. Handbuch der Musikgeschichte. Вerlin. 1930.
  • Кушнарев Х. С. Вопросы истории и теории армянской монодической музыки. Ленинград. 1958.
  • Тагмизян Н. К. Музыка в древней и средневековой Армении (на арм.яз.). Ереван. 1982.

Ссылки

Источник —

Same as Таг (музыка)