Interested Article - Симеон Апаранци

Симеон Апаранци ( арм. Սիմէօն Ապարանցի , ок. 1540—1614) — армянский историк, поэт и педагог XVI — начала XVII века .

Обложка первого издания «Истории домов Пахлавуни и Мамиконян», Вагаршапат , 1870 г.

Биография и произведения

Родился в селе Апаранк гавара исторической провинции Мокк , к югу от озера Ван . После обучения в монастырской школе Хндракатар начал педагогическую деятельность: в Багеше , Карине и Ване преподавал философию, грамматику, богословие, историю, и т. д., прославившись как учитель и поэт. Был вардапетом .
Известен по своим историческим поэмам, посвящённым славному прошлому Армении. Значимость этих произведений не столько в художественной или исторической ценности, сколько в их патриотическом и нравоучительном характере: Апаранци стремился таким образом разбудить национальное самосознание армян и распространять идеи народно-освободительной борьбы . Особую известность получила «История домов Пахлавуни и Мамиконян » ( арм. «Վիպասանութիւն սակս Պահլաւունեանցն զարմի եւ Մամիկոնեանցն սեռի» , 1590 год) . Эта объёмная поэма (ок. 2800 строк) была написана на основе исторических трудов Мовсеса Хоренаци , Себеоса , Гевонда , Лазаря Парпеци , и т. д. В общей сложности использованы около 20-и источников, некоторые из которых не сохранились, в результате чего поэма представляет интерес для источниковедения . Издана в 1870 году, в Вагаршапате .
С художественной точки зрения более ценны плачи Симеона Апаранци, которые значительно способствовали развитию этого жанра в Армении . Впервые в армянской поэзии плачи содержат оптимистические ноты . Среди плачей Апаранци примечательны

  • «Плач о троне царя Трдата » ( арм. «Ողբանք ի վերայ թախտին Տրդատայ թագավորին» ) — написан 1594 году в Гарни , где в прошлом располагалась летняя резиденция армянских царей . Апаранци выражает боль при виде разрушенного дворца и размышлениях о неизбежной участи когда-то могучего царя , оплакивает прошлое величие Армении . Он мысленно обращается к Месропу Маштоцу , призывая его поговорить с нами своим сладким голосом, ибо народ лишён его света . Оставляет впечатление незаконченного произведения.
  • «О взятии Тебриза » ( арм. «Ի վերայ առման Թաւրիզոյ» ) — рассказывается о взятии Тебриза османскими войсками в 1585 году . Рассматривает победу турок как божий промысел, а проигравшие персы представлены как лисы, бегущие от льва . Апаранци выражает удовлетворённость тем, что персы получили те же страдания, что когда-то причинили Вардану Мамиконяну и его товарищам по оружию . Несмотря на невыносимое положение армян в это время, выражает уверенность, что весна скоро придёт . Издан в 1870 году, в качестве приложения к «Истории домов Пахлавуни и Мамиконян».
  • «Скорбный плач о Мецопе» ( арм. «Ողբ ցաւագին ի վերայ Մեծոփոյ» ) — посвящён когда-то процветающему монастырю Мецопа, одному из крупнейших культурных центров средневековой Армении. Апаранци приравнивает Мецоп, как научно-образовательный центр, к Афинам , и выражает боль и сожаление, что монастырь был растоптан турками и курдами , которые превратили его в конюшню. Призывая армян оплакивать потерю Мецопа, одновременно выражает надежду, что с Божей помощью его деятельность будет возобновлена и она будет сиять ярче, чем раньше .
  • «История св. Ншана Апарана» ( арм. «Պատմութիւն Ապարանից Սուրբ Նշանին» ) — посвящена кресту и реликвиям монастыря св. Ншана в родной деревне автора. История этого монастыря была написана ещё Григором Нарекаци , сочинение которого Апаранци положил на стихи . Издана в 1870 году, в качестве приложения к «Истории домов Пахлавуни и Мамиконян».
издания сочинений

Симеон Апаранци. = Վիպասանութիւն սակս Պահլաւունեանցն զարմի եւ Մամիկոնեանցն սեռի. — Вагаршапат , 1870. — 162 с.

  • История домов Пахлавуни и Мамиконян. — С. 1—128.
  • История св. Ншана Апарана. — С. 129—157.
  • О взятии Тебриза. — С. 158—162.

Симеон Апаранци. Стихотворения = Բանաստեղծություններ / сост. К. Сукиасян. — Ер. : изд-во АН АрмССР, 1976.

Примечания

  1. Kevork B. Bardakjian. . — Wayne State University Press, 2000. — С. —43. — 714 с. — ISBN 978-0-81432-747-0 .
  2. = Սիմեոն Ապարանցի // Армянская Советская Энциклопедия. — Ер. , 1984. — Т. 10 . — С. 372 .
  3. Armenian poetry and poetics // / ed. Roland Greene et al.. — Princeton University Press, 2012. — С. 84. — 1639 с. — ISBN 0691154910 .
  4. Г. П. Хомизури. Армянская Апостольская Церковь. Святые, мученики, видные священнослужители, богословы, христианские деятели культуры: словарь. — М. : «Гуманитарий», 2007. — ISBN 978-5-91-367-020-5 .
  5. Michael E. Stone. . — Society of Biblical Lit, 2013. — P. 692. — (Early Judaism and its literature, 38). 18 апреля 2015 года.
  6. L'Iran, l'Arménie et la Géorgie // . — изд-во Юнеско , 2008. — С. 664. — 1247 с. — ISBN 923202814X . 10 января 2014 года.
  7. Сукиасян К. О. // Вестник общественных наук АН АрмССР. — Ер. , 1970. — № 8 . — С. 30—38 . 17 мая 2014 года.
  8. A. J. Hacikyan, G. Basmajian, E. S. Franchuk, N. Ouzounian. The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century. — Detroit, MI: Wayne State University Press, 2002. — С. 203. — 1108 с. — ISBN 0814330231 .
  9. Goshgarian R. // Starting with Food: Culinary Approaches to Ottoman History / Edited by . — Markus Wiener Publishers, 2011. — P. 52.
  10. К. В. Тревер. . — АН СССР, 1953. — С. 28—29. 28 июля 2017 года.
Источник —

Same as Симеон Апаранци