Interested Article - Степанос Даштеци

Степанос (Ширпалакян) Даштеци ( арм. Ստեփանոս (Շիրփալակեան) Դաշտեցի , 1653, Новая Джульфа — место и дата смерти неизвестны) — армянский поэт, публицист и хронограф.

Жизнь и деятельность

Родился в 1653 году в Новой Джульфе , в семье священника Барсега Ширпалакяна , однако предки Степаноса до переселения армян Аббасом I жили в деревне Дашт (около 2 км к востоку от Джульфы ), в память о котором Степанос называл себя Даштеци. Начальное образование получил в церковной школе монастыря Аменапркич в Новой Джульфе, стал дьяконом . Затем бросил церковную должность и, как и многие армяне из Новой Джульфы, стал купцом. Почти всю жизнь путешествовал, был во многих странах Европы и Азии . Есть предположение, что некоторое время обучался в Урбанианском университете . Умер около 1720 года.

Был прокатолически настроен, выступал против анти- униторов (в частности и ). В вопросе происхождения человеческой души придерживался религиозно-богословской точке зрения, противополагаясь таким образом приверженцам аристотелевской теории . Писал сатирические стихи на социальные темы, пытаясь придать армянской литературе более широкое общественное звучание . Часто касался тяжёлого социально-политического положения армян, считал, что будучи под иноземным игом и не имея право быть на военной или другой государственной службе, у армян не было возможности полноценно развивать искусство и науку, поэтому они и выбрали опасное ремесло купца и рассеялись по миру . Одновременно выражает оптимистическое настроение, твёрдо верит в «возрождение своего народа», обуславливая это принятием католичества и объединением христианского мира под верховной властью Папы римского .

Оставил богатое литературное наследие: несколько десятков сатирических и настоятельных стихов (один из них на азербайджанском языке армянским письмом ), которые имеют большую этнографическую и диалектологическую ценность; 22 загадки и математические головоломки светского содержания (некоторые в стихах); религиозно-публицистские сочинения, из которых наиболее ценны «Мешок фрагментов» ( арм. Մաղախ փշրանաց , 1700 г.), «Вопрос о направлении» ( арм. Խնդիր ուղղութեան , 1706 г.) и «Колокол правды» ( арм. Կոչնակ ճշմարտութեան , 1714—15 гг.); исторический труд «Хронология индийских царей» ( арм. Կարգ թագավորաց հնդկաց , 1719 г.), в котором описывается политическое положение Индии в начале XVIII века , и письмо- дневник , содержащее семь "полемических бесед", которые он вёл с мусульманскими священниками и купцами о превосходстве религий . В своих произведениях оставил редкие сведения о своих идеологических оппонентах и известных личностей эпохи, о культуре, религии и быте разных народов . Славился также искусным музыкантом и художником .

Примечания

  1. Иногда в своих произведениях именует себя Степанос Басилиос Ширпалакян. Басилиос является элленизированной формой отчества Степаноса
  2. Р. Абраамян. // Бюллетень общественных наук АН АрмССР. — 1956. — № 12 . — С. 101—118 .
  3. Г. М. Мирзоян Проблема взаимоотношения души и тела в армянской философии XVII века , от 4 марта 2016 на Wayback Machine , Ереван, 1982
  4. . — М. : «Наука», 1987. — Т. 4. — С. 427. 7 марта 2016 года. . Дата обращения: 6 сентября 2014. Архивировано 7 марта 2016 года.
  5. Sushil Chaudhury, Gegham Gewonean. Armenians in Asian Trade in the Early Modern Era. — Les Editions de la MSH, 2008. — С. 52. — 418 с.
  6. = Ստեփանոս Դաշտեցի // Армянская Советская Энциклопедия . — 1985. — Т. 11 . — С. 134—135 . 20 августа 2017 года.
  7. Р. Абраамян. . — изд-во Ан АрмССР, 1968. — С. 25. 13 мая 2012 года.
  8. Г. Мирзоян. // Вестник Ереванского университета. — 2009. — С. 113—138 . 12 сентября 2014 года.
  9. Д. Айрапетян. // Вестник Ереванского университета. — 2013. — С. 32—42 . 12 сентября 2014 года.
Источник —

Same as Степанос Даштеци