Interested Article - Нор-Джуга
- 2021-11-14
- 1
Нор-Джуга ( Новая Джульфа , арм. Նոր Ջուղա , перс. محله جلفای اصفهان ) — армянский квартал Исфахана ( Иран ). Расположен на правом берегу реки Заянде , протекающей через город. Основан армянами из армянского города Джуга — крупного центра купечества в Закавказье (ныне Джульфа, НАР ), насильственно депортированных в Персию шахом Аббасом I Великим в 1604—1605 годах .
История города
В ходе Турецко-персидской войны (1603—1618) , шах Аббас, узнав о наступлении османских сил и опасавшийся, что не сможет удержать недавно завоёванную им территорию Закавказья (включая Восточную Армению и приграничные с Османской империей области Араратской равнины ), прибегнул к тактике « выжженной земли », суть которой заключалась в насильственном переселении всех местных жителей на территорию Персии . Всего, в Персию было переселено от 250 000 до 300 000 армян . Это событие получило название Великий Сургун ( арм. Մեծ սուրգուն) — Великое изгнание . Непосредственно в пригород Исфахана было переселено, по разным оценкам, от 20 тыс. человек до 12 тыс. армянских семей .
Первоначально, армянские переселенцы получили свободу вероисповедания, некоторые привилегии и свободу торговли. Однако позднее, шах начал проводить насильственную политику по принятию ислама среди армянского населения .
Несмотря на все сложности, с течением времени, армяне смогли создать здесь центр международной торговли, в том числе с Русским государством , Европой и Индией , а также получили монопольное право на торговлю шёлком .
Описание города
Из мемуаров И. Ф. Бларамберга .
Мы остановились в большом доме, принадлежавшем в своё время голландскому консулу. Стены и потолки просторных залов, построенных согласно требованиям здешнего климата, были украшены арабесками, золотом, светлыми, сочными красками, так хорошо сохранившимися, будто были наложены только недавно. Большие цветные стекла, которые поднимались и опускались, обширные дворы с бассейнами и фонтанами, клумбы с цветами и кустарник, тянувшиеся в каждом дворе вдоль стен или вокруг бассейна, просторные конюшни, подсобные постройки всех видов — все это поразило нас своей ухоженностью. Первую ночь я провел в душевном волнении в моей бала-хане (комнате на втором этаже) с балконом (по-персидски «бала-хане» — верхняя комната). Тишина ночи нарушалась лишь плеском фонтанов и близким жалобным воем множества шакалов. Я размышлял о бренности всего земного. Какие катаклизмы пережила эта прекрасная, поэтическая страна с момента своего возникновения! Сколько нашествий народов потрясали её устои! Сколько династий господствовало здесь! От былого блеска, могущества и великолепия страны сохранились лишь жалкие остатки. Даже величественные здания шаха Аббаса Великого (персидского Людовика XIV) постепенно разрушаются. «Всё суетно под солнцем», — говорил ещё мудрый Соломон.
В начале XVII века население Нор-Джуги достигало 30 тысяч жителей. На новом месте джугинцы, которые покинули родные дома, постепенно начали вновь всё застраивать, стали появляться храмы, хачкары , церкви и школы.
Армянские переселенцы построили новый квартал со множеством церквей. В отличие от остальных национальных и религиозных меньшинств, армяне имели право выбирать собственного главу района (мэра), создавать свои суды, звонить в колокола, устраивать религиозные процессии. Также, армянам было разрешено производить вино и не придерживаться строгих правил в ношении одежды . Они образовали отдельную церковную епархию под руководством своего собственного епископа, назначенного Эчмиадзином. Избранному мэру, которому была вручена печать шаха Персии, подчинялся не только сам район, но и два десятка армянских деревень вокруг Исфахана. С взрослого мужского населения он собирал налог золотом. Мусульманам не разрешалось жить в Нор-Джуге .
Армянская община становилась богаче и влиятельнее в том числе за счёт того, что им предоставлялись беспроцентные кредиты и различные торговые привилегии .
Нор-Джуга становилась центром международной торговли. Армянские компании начинали конкурировать с торговцами из Ливана и Индии, а свои представительства открывали во множестве крупных городов и государств: Кабуле, Кандагаре, Марселе, Венеции, Москве, Амстердаме, Германии, Польше, Китае, Индонезии, Швеции и на Филиппинах. Армянские торговцы стали причиной резкого падения доходов от торговли в Османской империи, заключая в том числе и коммерческие сделки, направленные против османов .
Со временем, армянское население района и окрестных деревень насчитывало уже около 50 000 человек , а сам район превратился в новый культурный центр армянской диаспоры. Начиная с семнадцатого века, начиная с торговцев из Новой Джульфы, Армяне были одним из основных каналов внедрения Западных технологий и культуры в Азию .
В 1636 году здесь открылась типография и началось печатание книг. Джугинцы начинают создавать типографии в разных городах, помимо Нор-Джуги, таким образом появляется первый в Персии армянский журнал «Аздарар» (Вестник).
Как в Старой, так и в Новой Джуге — главным ремеслом армян была торговля, и уже в XVII—XVIII веках они в своих руках сосредоточили почти всю внешнюю торговлю Персии, устанавливая торговые связи со многими странами. Особенно укрепились связи с Россией.
В 1660 году за благосклонное отношение к армянам, джугинские купцы подарили русскому царю Алексею Михайловичу трон из золота, на котором было 876 бриллиантов, 1233 изумрудов и рубинов, и все это было окаймлено тремя рядами жемчугов. В настоящее время этот трон хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
Современная Нор-Джуга
Современная Джуга это центр самой большой и древней армянской диаспоры в Иране .
Нор-Джуга — всё ещё густонаселённый армянский район в Исфахане с армянской школой и по крайней мере тринадцатью церквями . Армяне в Нор-Джуге соблюдают законы Исламской Республики, но в то же время отлично сохраняют свой язык и культуру. В Нор-Джуге открыто (хотя и в ограниченном ассортименте) продаются алкогольные напитки, полностью запрещенные в остальной части города, как и во всем Иране . Это старая привилегия для иранских армян, которые некогда убедили шаха, что алкоголь (в частности вино) необходим им в ритуальных целях (см. Евхаристия ).
Достопримечательности квартала
Главной достопримечательностью Нор-Джуги является Собор Спасителя , который начали строить в 1606 году, и закончили примерно в 1664 году (данные не точны, но чаще говорят 1664). Он также известен, как Ванкский собор — главный храм Армянской церкви в Иране . Расположен в городе Исфахане , в армянском квартале Нор-Джуга.
Как и все христианские храмы в Иране, собор Ванк отгорожен высокой кирпичной стеной. Над ходом во двор стоит часовая башня, которая напоминает минарет . Над дверьми, выложена плиточная мозаика.
-
Собор в 1930-е годы
-
Вид на собор с улицы
-
Вид на колокольню
-
Фреска в соборе
-
Интерьер внутри собора
В Нор-Джуге есть и другие армянские церкви:
- — которая расположена на улице Хаким Незами. Это одна из самых старых церквей Нор-Джуги — 1611 года постройки. На её сооружение пошли камни от разобранной в Армении церкви, которые переселенцы привезли с собой из старой Джуги
- — построена в 1628 году, расположена на перекрёстке нынешних улиц Товхид и Назар
- (1623 год)
- (1607 год)
- (1613 год)
- (1614 год)
- (1655 год)
- (1621 год)
- (1630 год)
- (1633)
- (1659)
- (1659)
- (1666)
Школы:
- (1831–1853)
- (1858–н.в.)
- (1880–н.в.)
- (1905–н.в.)
Галерея
-
План города, 1829 год
-
Армянский манускрипт
-
Фотография армянки, 1896 год
-
Армянка, XVI—XVII века
-
Изображение армянки, XVII век
-
Рисунок армянки, 1702 год
-
Армяне на фоне армянского кладбища, 1925 год
-
Армянский квартал
-
Армянский квартал
-
Армянский квартал
-
Музей Хачатура Кесараци
-
Бюст Месропа Маштоца
-
См. также
- Великий Сургун
- Исфахан
- Джульфа
- Разрушение армянского кладбища в Джульфе
- Армяне в Иране
- Архитектура Армении
Примечания
- Петрушевский И. П. . — Ленинград: Ленинградский университет, 1949. — С. 19. — 182 с. 8 января 2022 года.
- / М. М. Смирин. — М. : Соцэкгиз, 1958. — С. Глава XXII. Государство Сефевидов. — 823 с. 23 ноября 2021 года.
- Baltrušaitis Jurgis and Dickran Kouymjian. // Armenian Studies Etudes Armeniennes in Memoriam Haig Berberian / Под ред. Dickran Kouymjian. — Lisbon: Galouste Gulbenkian Foundation, 1986. — P. 9. — 883 p.
- . Дата обращения: 24 августа 2012. 6 мая 2012 года.
- А.П. Новосельцев , В.Т. Пашуто , Л.В. Черепнин . . — М. : Наука, 1972. — С. 45. — 338 с. 23 января 2022 года.
- George A. Bournoutian . (англ.) . — 2. — Mazda Publishers, 2003. — P. 208. — ISBN 978-1568591414 .
- Аракел Даврижеци . 4 // . — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978. 7 апреля 2022 года.
- ↑ Massoume Price. . — ABC-CLIO, 2005. — С. 71. — 376 p. — ISBN 9781576079935 . 17 ноября 2021 года.
- А.П. Новосельцев , В.Т. Пашуто , Л.В. Черепнин . . — М. : Наука, 1972. — С. 47. — 338 с. 23 января 2022 года.
- // / Richard G. Hovannisian. — NY: Palgrave Macmillan , 1997. — С. 25. — P. 1—50. — 493 p. — ISBN 0312101686 . — ISBN 9780312101688 .
- . — Luzac & co., 1897. — 232 p.
- Vera B. Moreen. (en.) // Journal of Near Eastern Studies. — The University of Chicago Press, 1981. — Vol. 40. No.2. — С. 129 . 20 ноября 2021 года.
- Fernand Braudel . . — Berkeley, LA: University of California Press, 1992. — С. 154—155. — 670 p. — ISBN 9780520081154 . 17 ноября 2021 года.
- / Р.Б. Рыбаков, Л.Б. Алаев, К.З. Ашрафян и др.. — М. : Восточная литература, 2000. — Т. 2. Восток в средние века. — С. 116. — 716 с. — ISBN 5-02-017711-3 . 23 января 2022 года.
- Massoume Price. . — ABC-CLIO, 2005. — С. 72. — 376 p. — ISBN 9781576079935 . 17 ноября 2021 года.
- // / Richard G. Hovannisian. — NY: Palgrave Macmillan , 1997. — С. 23. — P. 1—50. — 493 p. — ISBN 0312101686 . — ISBN 9780312101688 .
- ↑ George A. Bournoutian . (англ.) . — 2. — Mazda Publishers, 2003. — P. 209. — ISBN 978-1568591414 .
- George A. Bournoutian . (англ.) . — 2. — Mazda Publishers, 2003. — P. 210. — ISBN 978-1568591414 .
Литература
- Бродель Ф. Армяне и евреи // Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. = Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe-XVIIIe siècle . — М. : Прогресс , 1988. — Т. 2. Игры обмена. — С. 143—146. — 632 с. — 17,000 экз.
- Семёнова Л. А. Орден кармелитов как орудие проникновения европейцев в Иран (по материалам «Хроники кармелитов») // Ближний и Средний Восток : сб. статей. — М. : Изд-во вост. лит-ры , 1962. — С. 98—101 .
Ссылки
- 2021-11-14
- 1