Геворкян, Татьяна Григорьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Татья́на Григо́рьевна Назаре́нко (род. 24 июня 1944 , Москва ) — советский и российский живописец , педагог, профессор.
Академик РАХ ( 2001 ; член-корреспондент 1997 ). Народный художник РФ (2014). Лауреат Государственной премии РФ (1993). Член СХ СССР с 1969 года .
Родилась 24 июня 1944 года в Москве.
В 1955 — 1962 годах училась в МСХШ при МГХИ имени В. И. Сурикова .
В 1962— 1968 годах обучалась в МГХИ имени В. И. Сурикова , в мастерских у профессоров А. М. Грицая и Д. Д. Жилинского .
В 1969 году принята в Союз художников СССР .
В 1969— 1972 годах работала в мастерской Академии художеств СССР под руководством Г. М. Коржева
В 1998 году избрана член-корреспондентом Российской академии художеств , а в 2001 — действительным членом (академиком). С 2001 года член президиума РАХ.
11 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.
Не замужем. Разведена в 2021 году
Живёт и работает в Москве . Создала две серии картин в жанре фигур-обманок .
После окончания Татьяной Назареко МГХИ имени В. И. Сурикова , появилась новая задача: поступить в Союз художников, устроить мастерскую. В это же время поступали заказы из «Комбината».
«…оно давало нам заказы на сказочных героев для детских садов, на бесконечных Лениных с бревном для Домов культуры… Нарисуешь — и заработанных денег хватает на то, чтобы потом полгода работать для себя. Мы никогда не думали, что работы, которые мы делали по вдохновению, надо продавать и на это жить» .
Первая выставка состоялась в 1966 году. В 1969 году прошла выставка на Кузнецком мосту, которая была закрыта из-за несовпадения со взглядами официальной идеологии. Данную выставку даже не успели открыть:
"…повесили картины, партбюро прошло, прошли все инстанции, председатель МОСХа прошел и проверил все, чтобы было как надо и прочее, а потом написано: «Выставка закрыта по техническим причинам» .
Инсталляция «Переход», экспонирующаяся первый раз в ЦДХ в 1995—1996 годах, имела большой успех и позднее выставлялась в Германии, Америке, Австрии. Первая инсталляция состояла из 120 объектов, вырезанных из фанеры, раскрашенных и по размеру соотносимых с человеческим ростом. Данные фигуры, по замыслу, воссоздают обитателей московского перехода 90-х годов . Также в задачу входило показать действительность и время, окружавшее Татьяну Назаренко . На персональной выставке «Диалог со временем» проходившей с 19 апреля 2019 года в Российской академии художеств, было представлено более 40 живописных произведений, тридцати графических листов, инсталляция и несколько арт-объектов, выполненных автором с 90-х годов по настоящее время. Среди них такие картины, как «Мастерская на Масловке», «Памятник истории», «Саломея», «Лот и дочери», «Игра», «Венецианский карнавал», «Любовники в синей спальне», работы из знаменитой серии «Семейный альбом» и графической серии «Люди звери» . Выставленные произведения создают «панораму» работ, созданных за последние тридцать лет. «Выставочный проект „Диалог со временем“ осваивает иной взгляд на проблематику времени в творчестве Татьяны Назаренко.
„Татьяна Назаренко устанавливает диалог не с самим временем, но с его политическими, практикуемыми возможностями. Художник уточняет сцены жизни и воспринимает её в категориях целостной исторической среды, выраженной в опыте различных культур, имеющих особые способы воспроизводства времени. Три измерения — прошлое, настоящее и будущее — связываются друг с другом в рамках динамичного и оригинального единства исторического взгляда“ .
В 2012 году состоялась выставка „Русские амазонки“ в галерее Alexandre Gertsman Contemporary Art, в Нью-Йорке. Среди участников — как признанные художники Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, Римма Герловина , Мария Эльконина, так и представительницы нового поколения, живущие в России и США . Татьяна Назаренко привезла на выставку инсталляцию из крашеных „обманок“ из фанеры, посвященную времени перестройки.
»…Обманки-фигуры из фанеры ‒ бомжи, нищие, инвалиды. Публику московских подземных переходов художница вывела наверх. Показала жизнь такой, какая она есть на самом деле. Художница вспоминает: «Слепые, которых я увидела в переходе на площади Дзержинского. Там было общество слепых, и вроде они веселые сидят с большими балалайками. Но они слепые, они не видят. Их много, когда их много ‒ жуткое зрелище» .
После этой выставки критики назвали её абсурдным реалистом . Тема города и город, как герой произведений, наиболее часто появляются в творчестве Т. Назаренко. По воспоминаниям художницы, среда с детства содействовала любви к данной тематике.
«Я всегда любила Москву. Вернее, я любила старую Москву, я выросла в центре Москвы, на Плющихе. Передо мной всегда были красивые здания. Я выросла в доме начала XX века, где были роскошные витражи, где были львиные головы, которые держали цепи, кессонные потолки, две черные лестницы и парадная, в одной из квартир был фонтан. То есть я жила в таком доме, где трудно было не стать художником, потому что это все настраивало на то, чтобы восхищаться, мечтать» .
О подходе к своему творчеству Татьяна Назаренко говорит следующее:
«Просто писала то, что видела вокруг…И если я писала алкоголиков, стоящих со стаканами, то они действительно стояли. Не видела ничего зазорного в том, что их изображаю. И никаких глубоких подтекстов» .
Татьяна Назаренко входит в число самых известных художников современной России. Её картины находятся в крупнейших музеях и художественных галереях мира. Работы Т. Назаренко выставляются в Третьяковской Галерее, Русском музее и других музеях России. Также они представлены во многих зарубежных крупных музеях, например, в Вашингтоне, в Будапеште, в Пекине, в Софии, в Берлине, в Аахене .