Interested Article - Шоссе 301 (фильм)
- 2020-08-04
- 2
«Шоссе 301» ( англ. Highway 301 ) — фильм нуар режиссёра Эндрю Л. Стоуна , который вышел на экраны в 1950 году .
Фильм основан на реальном материале и рассказывает о так называемой Банде трёх штатов во главе с жестоким гангстером Джорджем Леджензой ( Стив Кокран ), которая промышляла грабежами в штатах Мериленд , Вирджиния и Северная Каролина , однако в итоге была выслежена и уничтожена полицией.
Наряду с такими картинами, как « Убийцы » (1946), « Крест-накрест » (1949), « Асфальтовые джунгли » (1950), « Ограбление инкассаторской машины » (1950), « Тайны Канзас-сити » (1952), « Пятеро против казино » (1955), « Убийство » (1956), « Ставки на завтра » (1959) и « Большое ограбление банка в Сент-Луисе » (1959) относится к субжанру нуаров, в центре внимания которых находится подготовка и осуществление ограбления.
Сюжет
Банда грабителей, которая получила в полиции название Банда трёх штатов, поскольку совершила серию дерзких ограблений банков в Северной Каролине , Вирджинии и Мэриленде , осуществляет очередной налёт на банк в городе Уинстон-Сэйлем , Северная Каролина. В банду входят её главарь Джордж Ледженза ( Стив Кокран ), а также Уильям Б. Филипс ( ), Роберт Мэйс ( ), Херби Брукс ( Ричард Эган ) и водитель Нойес Хинтон ( ). За каждым из них тянется шлейф преступлений, однако, в полицейских досье они проходили только по мелким правонарушениям, и потому их долго не могут вычислить. Ограбление в Уинстон-Сэйлеме проходит успешно, и банде удаётся без помех скрыться с места преступления, однако на пустынной сельской дороге местный фермер замечает, как преступники меняют машину. Он успевает запомнить штат регистрации и три первых цифры номера машины, в которую они пересели, однако в дорожной пыли не может разглядеть её марку. Полиция рассылает ориентировку на автомобиль по всем соседним штатам. Так как за последние девять месяцев аналогичные ограбления уже были зафиксированы в Вашингтоне , Ричмонде и Балтиморе , для поимки банды полиция создаёт специальную межштатовскую группу во главе с детективом Траскоттом ( ). Вечером после ограбления преступники вместе с жёнами и подружками празднуют в ресторане успешное осуществление дела. Мадлен Уолтон ( ), девушка Леджензы, устала от жизни жены бандита и просит Леджензу её отпустить, однако тот бьёт её по лицу, заставляя замолчать и получать наслаждение от вечеринки. Филипс пришёл на вечер с невестой, франко-канадкой Ли Фонтейн ( Габи Андре ), с которой недавно познакомился и которая ничего не знает о роде его занятий. Когда в присутствии Ли раздражённая Мадлен недвусмысленно намекает на то, чем их мужчины занимаются на самом деле, Мэри Симмс ( Вирджиния Грей ), подружка Мэйса, пытается заставить её замолчать и уводит из-за стола. Поняв, что Мадлен выходит из-под контроля, Ледженза впадает в ярость. Когда Мадлен приезжает домой, чтобы собрать вещи и бежать, Ледженза встречает её на лестничной клетке и хладнокровно убивает из пистолета на глазах у лифтёра. По анализу пули, которой была убита Мадлен, и пули, обнаруженной во время одного из ограблений, полиция приходит к заключению, что Мадлен застрелил кто-то из Банды трёх штатов, однако личности преступников по-прежнему не удаётся установить. Члены специальной группы получают задание найти автомобиль преступников. Вскоре детективы обнаруживают, что на одной из платных стоянок в книгу регистрации был записан автомобиль с подходящим под ориентировку номером, а охранник на стоянке вспоминает этот автомобиль, называя его цвет и марку. Услышав по радио сообщение об убийстве Мадлен, Ли винит себя в её смерти. Поняв, наконец, чем занимается её жених, Ли умоляет Филипса уйти из банды, и он обещает ей, что после следующего крупного дела они уедут в Канаду.
По наводке о перевозке двух миллионов долларов на монетный двор Ричмонда банда нападает на инкассаторскую машину, и во время ограбления Ледженза убивает её водителя. Грабители перебрасывают мешки с деньгами в свою машину и скрываются с места преступления. Раскрыв мешки, преступники видят, что деньги порезаны на мелкие кусочки, так как переправлялись на монетный двор для сжигания. Получив информацию об ограблении и убийстве в Ричмонде, Траскотт даёт указание установить блокпосты на всех дорогах из города. Однако грабителям удаётся миновать блокпост, укрывшись на специально подготовленном грузовике с партией яиц. Добравшись до места встречи с наводчиком, Ледженза хладнокровно убивает его. Затем бандиты заезжают на квартиру, где их ожидают Мэри и Ли, которая из новостей по радио уже догадалась о том, что её муж является членом банды, которая совершила в Ричмонде нападение на инкассаторскую машину, застрелив водителя. Она нервничает и возмущается, однако Филипс обещает Леджензе успокоить её. Тем временем осуществляющие текущее патрулирование полицейские по части номера устанавливают припаркованную около дома машину банды, и устраивают около неё засаду. Когда Ледженза и Филипс садятся в машину, начинается перестрелка, в ходе которой Филипса убивают, однако Леджензе удаётся сбежать. По он пожарной лестнице возвращается в квартиру, где остались Мэйс, Мэри и Ли. В бумажнике Филипса полиция находит несколько фотографий Ли, а также ключи, после чего начинает обход всех близлежащих квартир в микрорайоне, однако Ледженза вместе с Ли успевают выйти через чёрный ход и скрыться из дома. По отпечаткам пальцев полиция устанавливает личность Филипса, и поднимает его досье, из которого выясняет, что он ранее был связан с Леджензой. Патрульный офицер, который застрелил Филипса, по фотографии Леджензы узнаёт в нём человека, который был с Филипсом в автомобиле. Тем временем трое гангстеров, Мэри и Ли, опасаясь бежать из города или селиться в гостиницу, решают вернуться в свою ричмондскую квартиру. Узнав из газеты, что Филипс убит и у полиции есть её фотография, Ли понимает, что становится опасной для банды и дважды пытается сбежать, однако всякий раз Ледженза ловит её. Наконец они заходят в квартиру, которую, как выясняется, ещё не успела обнаружить полиция. Ледженза запирает Ли в комнате и уходит поужинать в кафе, оставляя вместо себя Мэйса. Пока тот умывается в ванной комнате, Ли удаётся открыть дверь и выбраться из квартиры, однако на улице её замечает возвращающийся Ледженза, который начинает её преследовать по ночным улицам. В конце концов, когда двое случайных прохожих соглашаются ей помочь и сажают в подъехавшее такси, его водителем оказывается Ледженза, который стреляет в Ли прямо в машине, после чего уходит.
На следующее утро Мэри слышит по радио сообщение, что Ли, которую обнаружили с огнестрельной раной в машине такси, находится в коме, и врачи оценивают её шансы на выживание как 50 на 50. Ледженза принимает решение добить Ли в больнице, пока она не заговорила. Подъехав к больнице, банда ожидает в машине напротив, направляя Мэри вперёд, чтобы она оценила ситуацию. Выдав себя за газетного репортёра, Мэри выясняет номер палаты Ли, сообщая его по телефону Леджензе. Однако её расспросы вызывают подозрения, и по приказу дежурящего в больнице Траскотта её задерживают, когда она уже собирается покинуть больницу. Траскотт сообщает Мэри, что Ли уже опознана полицией как невеста застреленного Филипса, и значит также имеет отношение к Банде трёх штатов. Затем детектив требует от Мэри предъявить журналистское удостоверение, однако поскольку ей нечего показать, задерживает её для выяснения личности. Тем временем Ледженза и Мэйс поднимаются по лестнице в палату, а к больнице подъезжает несколько машин полицейского подкрепления. Перехитрив Мэри, Траскотт достаёт из её кармана пистолет, после чего передаёт её одному из своих помощников. Мэри удаётся дать понять Леджензе, что в палате Ли находится Траскетт, после чего гангстер решает убить обоих. Когда Ледженза и Мэйс заходят в палату, начинается перестрелка с Траскеттом, в ходе которой Мэйс получает ранение в живот. Гангстеры успевают выскочить в коридор, натыкаясь на нескольких полицейских, после чего, угрожая открыть огонь по посетителям больницы, спускаются на лифте на первый этаж. Взяв троих медсестёр в качестве заложниц, они пытаются выйти из здания, раня при этом двух сотрудников больницы. Однако в конце концов раненый Мэйс теряет сознание и падает, после чего Ледженза бросает его и убегает. Добравшись до своей машины, Ледженза стремительно отъезжает от больницы. Начинается погоня с перестрелкой, в ходе которой первым убивают водителя банды, в результате чего машина налетает на угол дома и переворачивается. Однако Леджензе удаётся выбраться из перевёрнутой машины и убежать. Полиция окружает его на железнодорожных путях и расстреливает из автомата, после чего его давит надвигающийся поезд. Таким образом все члены банды были убиты, а Ли выздоровела и была оправдана. Подводя итог расследованию, Траскотт заключает, что всей этой ситуации можно было бы избежать, если бы к этим преступникам не применяли бы излишнюю мягкость в начале их пути. По словам детектива, нельзя быть добрым к прирождённым преступникам, вроде этих. Они к вам не проявят сострадания, так пусть почувствуют на себе всю силу закона.
В ролях
- Стив Кокран — Джордж Ледженза
- Вирджиния Грей — Мэри Симмс
- Габи Андре — Ли Фонтейн
- — детектив, сержант Траскотт / рассказчик
- — Уильям Б. «Билл» Филлипс
- — Роберт «Бобби» Мэйс
- — Мэдлин Уэлтон
- Ричард Эган — Херби Брукс
- — Нойес Хинтон, водитель банды
Создатели фильма и исполнители главных ролей
В 1930-40-е годы сценарист и режиссёр Эндрю Л. Стоун считался «специалистом по мюзиклам и лёгким комедиям», поставив такие картины, как « » (1941), « » (1943) и « » (1946). После постановки фильма «Шоссе 301» Стоун ушёл со студии Warner Bros. и вместе с женой-монтажёром Вирджинией Стоун стал работать независимо. Как отмечает историк кино Гленн Эриксон, они «обратились к криминальной теме, поставив серию жёстких нелицеприятных фильмов», которые часто основывались на реальном материале и снимались без использования комбинированных кадров и спецэффектов, среди них « Стальная ловушка » (1952), « Проект убийства » (1953), « » (1956, за этот фильм Стоун был номинирован на Оскар за лучший сценарий) и « Крик ужаса » (1958). Как далее отметил Эриксон, «Стоуны довели реализм до крайности, почти утопив настоящий океанский лайнер во время съёмок своего морского триллера „ “ (1960)» . Стив Кокран впервые обратил на себя внимание в роли мафиози в фильме нуар « Катастрофа » (1946). После фильма нуар « Белое каление » (1949), по словам Гленна Эриксона, «Кокран стал новой звездой студии, который был воплощением идеи Джека Уорнера о парне, которому женщины не в состоянии противостоять» . В течение нескольких последующих лет он запомнился криминальными ролями в фильмах нуар « Штормовое предупреждение » (1950), « Проклятые не плачут » (1950), « В стенах тюрьмы Фолсом » (1951) и « Завтра будет новый день » (1951) . Вирджиния Грей была актрисой широкого жанрового диапазона, в том числе, сыграла заметные роли в таких криминальных картинах и фильмах нуар, как « Другой тонкий человек » (1939), « Убийство на Центральном вокзале » (1942), « » (1945), « Как по маслу » (1946), « Угроза » (1949) и « Обнажённый поцелуй » (1964) .
История создания фильма
По словам киноведа Хэла Эриксона, «режиссёр Эндрю Стоун всегда был непоколебимым сторонником реализма любой ценой», и потому «значительная часть фильма снималась на реальном материале» , и кроме того, как отметил Гленн Эриксон, «ориентируясь на документальный реализм, Стоун снял пролог, в котором губернаторы трёх штатов обращаются с экрана напрямую к зрителю» . На сайте Американского института кино также указано, что «фильм использует полудокументальный стиль», а, по словам Variety , «среди актёров задействовано не так много известных лиц, что усиливает его документальный эффект» .
Хотя Хэл Эриксон написал, что «значительная часть фильма снималась на настоящем (и очень загруженном) межштатовском шоссе» , Гленн Эриксон однако отметил, что «большая часть картины является обычной драмой, снятой в студийных декорациях, а взаимен Вирджинии и Мериленда съёмки велись в Лос-Анджелесе » . Американский институт кино добавил также, что «некоторые сцены снимались на вокзале Юнион-стэйшн в Лос-Анджелесе» .
Как отметил Гленн Эриксон, «руководство студии отвергло изначальное название фильма „Ограбление на два миллиона долларов“, посчитав эту цифру невероятной. Однако 17 января 1950 года в Бостоне произошло знаменитое , в ходе которого воры похитили почти три миллиона долларов наличными и ценами бумагами» .
Оценка фильма критикой
Общая оценка фильма
После выхода картины на экраны кинообозреватель Босли Кроутер оценил её в « Нью-Йорк Таймс » довольно негативно, написав, что «самым тревожным и гнетущим из множества мрачных аспектов этого шокирующего фильма является тот факт, что губернаторы Мериленда, Вирджинии и Северной Каролины поддержали эту дешёвую гангстерскую мелодраму как эффективное сдерживающее средство в борьбе против преступности». В своих вступительных словах «эти видные и уважаемые государственные деятели торжественно доносят идею о том, что в этом фильме вы увидите нечто такое, что докажет вам, насколько преступность себя не окупает». Однако на самом деле «вы видите обычный фильм о копах и грабителях, основанный на злостных преступлениях так называемой Банды трёх штатов, в котором грабежи, стрельба и насилие показаны исключительно для привлечения зрительского внимания». «Всё это вместе, сочинённое и поставленное Эндрю Стоуном», по словам Кроутера, «является прямым упражнением в низкопробном садизме», и потому «реакция на премьере фильма публики, состоявшей главным образом из молодых крепких юношей, могла бы шокировать и сильно сконфузить упомянутых выше губернаторов» .
Современные киноведы оценивают картину позитивно, критикуя её лишь за так называемое «губернаторское вступление». В частности, Майкл Кини написал, что ему не понравилось «неискреннее вступление с заявлениями губернаторов о том, что эта картина может спасти жизнь кого-либо в зале и столь же фальшивые фразы в финале, что нельзя проявлять доброту к прирождённым преступникам вроде этих». В остальном же, по мнению киноведа, «этот недооценённый шедевр добивается нужного результата». Назвав картину «увлекательным, быстрым и исключительно жестоким фильмом», Кини пишет, что «ограбление броневика, которое должно было принести „самый большой улов всех времён“, становится одной из самых мрачных ироний в истории нуара» . Спенсер Селби написал, что это «криминальный фильм в жёстком полудокументальном стиле со Стивом Кокраном в роли жестокого главаря банды» , а Деннис Шварц пришёл к заключению, что «Эндрю Стоун сильно ставит эту увлекательную, полную экшна криминальную драму категории В , которая хочет, чтобы мы знали, что преступление себя не оправдывает». При этом, как и другие критики, Шварц обращает внимание на вступление, в котором «реальные губернаторы рассказывают о том, что эта криминальная драма поставлена на основе реальной серии преступлений Банды трёх штатов, которая действовала вдоль Шоссе 301, и что эта основанная на фактическом материале документальная драма Warner Bros. заслуживает зрительского внимания, потому что может остановить потенциального преступника среди публики, если он посмотрит этот фильм» .
Дэвид Хоган отмечает, что «этот фильм является нуаром не столько в жанровом плане, сколько по своему философскому и визуальному стилю, которые использованы для создания надлежащей атмосферы». Это, как считает киновед, скорее «чрезвычайно умелая документальная драма, основанная на реальных бесчинствах Банды трёх штатов, которая грабила банки и инкассаторские машины на верхнем Юге в 1930-е годы». По словам Хогана, «фильм является характерным образцом фирменного киностиля Warner Bros. в его поздний период», с актёрским составом во главе с контрактным актёром Стивом Кокраном вскоре после его успеха в « Белом калении ». Фильм сочетает «уличные съёмки в районе Лос-Анджелеса со съёмками на натурной площадке студии при городских сценах», чем, по словам Хогана, «похож на криминальные мелодрамы Warner Bros. 1930-х годов — жёсткие „реальные“ картины с мрачными, тщательно проработанными световыми эффектами». В данном случае оператор Карл Гатри вместе с «недооценённым» автором музыки Уильямом Лавой обеспечили картине «хороший, жёсткий взгляд на личную и профессиональную жизнь преступников» . Хоган особенно выделяет в фильме две сцены — «дерзкое ограбление банка среди бела дня и дневное нападение на инкассаторскую машину, которые живо поставлены и дают понять, что даже профессионалы могут попасть впросак. В то время, как банковское ограбление проходит успешно, нападение на грузовик с деньгами превращается в провал с убийством». Кроме того, Хоган отмечает, что «фильм удачно вводит в нуаровую ткань отношения между мужчинами и женщинами», особенно отметив, что «немногие преследуемые женщины в жанре криминального кино выглядели столь же абсолютно и отчаянно одинокими, как Ли» . Как было с юмором отмечено в журнале Cue , «фильм учит, что преступникам следует держаться от девушек подальше, так как именно они ставят им подножку» .
Оценка актёрской игры
Критически настроенный по отношению к фильму Кроутер заметил, что «ни один из преступников не выдержал бы теста на умственное развитие», далее написав, что «Кокран в роли главаря банды самый наглый и заносчивый среди них, а Габи Андре играет наивную франко-канадку, которая наиболее симпатична среди девиц». Что же касается остальных гангстеров, то «Роберт Уэббер, Ричард Эган и Уолли Касселл являются стандартными бандитами, а Вирджиния Грей выделяется в роли девушки, которая пытается сыграть свою игру» . Кини считает, что «хотя весь актёрский состав сыграл отлично, всё-таки Кокран блистает в роли отвратительного психопатического главаря банды, который, не моргнув глазом, стреляет в спину женщине, показывая, что хотя преступление и не оправдывает себя, оно может быть зрелищным» . Гленн Эриксон добавляет, что «в крутую команду Кокрана входят молодой Ричард Эган и Роберт Уэббер в своей первой роли, а также Вирджиния Грей в роли опытной девушки гангстера и относительно невинная Габи Андре» , а Хэл Эриксон обращает внимание на то, что «Вирджиния Грэй в роли увлечённой мыльными операми жены одного из членов банды обеспечивает несколько приятных комических моментов» .
Примечания
- ↑ Glenn Erickson. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 22 апреля 2017. 3 июля 2018 года.
- (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 22 апреля 2017.
- (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 22 апреля 2017.
- ↑ Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 22 апреля 2017. 14 июля 2021 года.
- ↑ (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 22 апреля 2017. 2 апреля 2014 года.
- ↑ Bosley Crowther. (англ.) . The New York Times (9 декабря 1950). Дата обращения: 22 апреля 2017. 15 марта 2016 года.
- ↑ , p. 186.
- , p. 150.
- Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus' World Movie Reviews (3 февраля 2011). Дата обращения: 22 апреля 2017. Архивировано из 5 марта 2016 года.
- , p. 58.
- , p. 59.
Литература
- Spencer Selby. . — Jeffeson, NC: McFarland & Co Inc, 1997. — ISBN 978-0-7864-0478-0 .
- Michael F. Keaney. . — Jefferson, North Carolina, and London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2003. — ISBN 978-0-7864-1547-2 .
- David J. Hogan. . — Milwaukee, WI: Hal Leonard Corporation, 2013. — ISBN 978-1-4803-4305-4 .
Ссылки
- на сайте IMDB
- на сайте Allmovie
- на сайте Американского института кино
- на сайте Turner Classic Movies
- 2020-08-04
- 2