Лакшми Баи
- 1 year ago
- 0
- 0
Каваусо ( яп. 獺, カワウソ , « речная выдра ») — ёкай , выдра- оборотень , по преданиям, обитающий в различных регионах Японии вблизи рек . Наравне с тануки и кицунэ каваусо известны своими шалостями и принятием человеческого облика.
С периода Эдо , когда стали популярными страшные истории кайдан , появился ёкай каваусо в изображении Торияма Сэкиэна в его первом сборнике «Гадзу хякки ягё:» ( яп. 画図百鬼夜行 , «Ночные прогулки сотен демонов в картинках») . Каваусо принимал облик привлекательного человека, чтобы обмануть других людей. В регионе Ното (преф. Исикава ), есть истории, в которых каваусо превращаются в красивых женщин или детей в одежде в клетку. Если человек попытается заговорить с каваусо, он ответит что-то невнятное и непереводимое, например, «орайя» или «арайя», а если прохожий спросит его о чём-нибудь, каваусо ответит « каваии », что означает «милый».
В некоторых литературных источниках каваусо изображается как особо жестокий ёкай , превращающийся в красивую девушку, чтобы убить мужчину. Такие рассказы бытуют на территории бывшей провинции Кага (ныне преф. Исикава ), где каваусо живёт во рву замка и превращается в женщину, приглашая в замок мужчин, а затем убивает их.
В народных сказаниях айнов тоже есть подобный мифический персонаж. Говорится, что каваусо превращаются в людей и ходят в дома, где есть красивые девушки, чтобы убить красавицу и сделать своей женой .
Рассказы о выдрах, принимающих облик красавиц встречаются и в ранних китайских текстах . В « Записках о поисках духов » Гань Бао есть рассказ о выдре, где она превратилась в женщину с зонтиком и очаровывала людей, гуляющих у реки.
Каваусо похожи своим поведением не только на кицунэ и каппу , но и тануки . Так же как и тануки, каваусо не прочь выпить саке . Об этом свидетельствует изображение каваусо авторства Торияма Сэкиэна , где каваусо выступает в роли торговца саке с рисово-соломенной шляпой на голове, держа в руке ведро с саке. Это отсылает к выражению «сакэ но сакана» — гарнир или рыба, подающиеся вместе с саке . Любовь каваусо к рыбе и саке воплотились в создании праздника Дассайгё ( яп. 獺祭魚 , «Праздник выдры и рыбы») , символом которого является каваусо. Первоначально праздник был днём воспевания каваусо. Каваусо ловят рыбу, разбрасывая её по берегу, и затем преподносят её в качестве жертвы своим предкам. Такое предание было использовано в качестве наставления людям заботиться о ками и баловать их. Сейчас Дассай называют неделей саке. Праздник отмечают во многих областях Японии, однако своё начало он берёт в префектуре Ямагути . Считается, что часть названия праздника отсылает как раз к этому региону, где в реке обитало много каваусо, которые выбрасывали на берег рыбу . В честь данного праздника назван сорт саке «Дассай» . Каваусо в одежде синтоистского жреца- каннуси изображён на полотне художника Рюси Кавабаты 1949 года, хранящегося в его мемориальном музее .
В некоторых регионах Японии, например в префектурах Исикава и Коти , каваусо отождествляют с водяным -каппой, поскольку они оба любят сумо, а также не прочь подшутить над людьми. Названия «каваусо» и «кавассо» иногда используются как варианты имён каппы. Так в регионах Хокурику , Кии и Сикоку каваусо считают подвидом каппы. Интересно, что в « » — словаре периода Муромати , сказано, что, когда выдра стареет, она становится каппой. В районе Садо (преф. Ниигата ) жители верят, что выдры, которых они называют «уми кабуро» ( яп. 海禿 ) , обманывают людей вблизи порта Рёцу и заставляют их погибать .
Поскольку впервые изображение каваусо появилось в сборнике Торияма Сэкиэна на странице, обращённой к каппа , то можно считать, что каваусо действительно его подвид. На этих изображениях лица каппы и каваусо похожи, поэтому, возможно, Торияма Сэкиэн хотел показать эволюцию героя, переходящего из одного облика в другой.
Помимо регионов Ното , Кага , Коти , Хокурику , Кии на острове Хонсю и острова Сикоку , каваусо, по преданиям, обитают и в городе Нумата (преф. Хиросима ), где их называют «томо-но-каваусо» ( яп. 伴 の カ ワ ウ ソ , «выдра-компаньон») и «ато-но-каваусо» ( яп. 戸 の カ ワ ウ ソ , «суетливая выдра») . Говорят, что каваусо может превращаться в монаха и появляться в этом образе перед прохожими. Если прохожий попытается приблизиться и посмотреть на каваусо вверх, то его высота тут же увеличится, и он станет огромным монахом .
Речные выдры обладают прочным и хорошим, очень желанным мехом, который в основном шёл на экспорт. Интенсивная добыча выдр в XIX-XX веках существенно сократила их популяцию. В послевоенный период быстрой индустриализации Японии многие реки были загрязнены. Это привело к разрушению среды обитания выдр. В последний раз в дикой природе выдра была замечена в префектуре Коти на острове Сикоку в 1979 году, но с тех пор её никто не видел. В сентябре 2012 года Министерство окружающей среды Японии официально объявило их вымершими . Однако на Цусиме обитает популяция выдр, приплывших отсюда с территории Южной Кореи, впервые фотоловушка зафиксировала их передвижения в феврале 2017 года, а впоследствии были обнаружены следы и экскременты .
Таким образом истории о каваусо остались только страшилками, став поистине мистическими персонажами.