Массовое убийство
- 1 year ago
- 0
- 0
Массовое убийство в Тартуской кредитной кассе — казнь , совершённая 14 января 1919 года в подвале бывшей Кредитной кассы по адресу , дом 3, Тарту , Эстония , жертвами которой стали 19 человек.
Казнь была осуществлена по приказу Тартуской комиссии по борьбе с контрреволюцией Эстляндской трудовой коммуны непосредственно перед отступлением Красной армии из Тарту. Самым известным погибшим был первый эстонский православный епископ Платон (Кульбуш) .
Подобное же преступление большевики совершили в конце декабря 1918 года — начале января 1919 года в Раквере (см. Массовое убийство в лесу Палермо ).
Массовое убийство в Тартуской Кредитной кассе находится в контексте проводимой в тылу Красной Армии политики запугивания и уничтожения, именуемой «красным террором» . Основой красного террора в Советской России был Декрет « » от 5 сентября 1918 года, которым предписывалось расстреливать так называемых «врагов народа» или помещать их в концлагеря . Указ считается официальным ответом советского правительства на убийство энесами Владимира Володарского и Моисея Урицкого . Хотя ЧК ещё до издания указа приступила к массовым расстрелам , он создал правовую основу для проведения террора. Не все советские партийные деятели одобряли деятельность ЧК и предоставленные ей чрезмерные полномочия, её критиковали, в частности, Николай Бухарин , Лев Каменев , Михаил Ольминский и Григорий Петровский .
В Эстонии красный террор осуществлялся в 1918—1919 годах на территории, подконтрольной Эстляндской трудовой коммуне. Поскольку коммуна была формально самостоятельным, а в действительности и в какой-то степени автономным образованием, законодательство, принятое в Советской России, не распространялось на неё автоматически. Таким образом, деятельность контрреволюционных комитетов, созданных в Эстонии по образцу ЧК, основывалась на положениях и манифестах, изданных Временным революционным комитетом Эстонии и Советом Эстляндской трудовой коммуны. Например, 21 ноября 1918 года были запрещены все небольшевистские партии и их газеты с угрозой расправиться с их партийными лидерами «со всей революционной жестокостью»; 29 ноября того же года члены и сторонники Временного правительства Эстонии, а также все помещики и духовенство были объявлены вне закона .
Тартуское отделение Эстляндской комиссии по борьбе с контрреволюцией начало свою деятельность 1 января 1919 года. Её председателем был назначен Александр Кулл ( Aleksander Kull ), имевший опыт работы в Петроградской ЧК .
Комиссия начала свою деятельность с массовых арестов 2 января, хотя аресты и задержания проводились ещё до образования комиссии, после взятия Тарту Красной армией 22 декабря 1918 года. Деятельность комиссии расширилась и стала более кровавой после операции партизан Юлиуса Куперянова в волости Элиствере 4 января, в ходе которой был убит бывший красный стрелок Йоханнес Пярн ( Johannes Pärn ). В ответ на это комиссия организовала несколько карательных операций, закончившихся массовыми убийствами: 9 января 1919 года на льду реки Эмайыги в Тарту было казнено 13 человек, среди них четверо помещиков из Тартуского уезда (в том числе Бруно Клавдий Александр фон Самсон-Гиммельшерна ( Bruno Claudius Alexander von Samson-Himmelstjerna ), Карл Харальд Ойген фон Самсон-Гиммельшерна ( Carl Harald Eugen von Samson-Himmelstjerna ) и Эдмунд Густав Вильгельм фон Самсон-Гиммельшерна ( Edmund Gustav Wilhelm von Samson-Himmelstjerna ); 12 января 1919 года в волость Элиствере был отправлен каратель, где были убиты 8 местных крестьян .
По распоряжению комиссии с 1 по 14 января 1919 года в Тарту и его ближайших окрестностях были арестованы в общей сложности 512 человек, которые содержались в основном в двух местах: в штаб-квартире комиссии на улице Гильди и в бывшем здании Кредитной кассы на улице Компани. Задержанных допрашивали как контрреволюционеров, а также принуждали к унизительной физической работе .
Незадолго до освобождения Тарту 2-й дивизией протоиерея ( Николай Бежаницкий и Михаил Блейве ), два лютеранских пастора , профессора теологии Тартуского университета (Готтильфт Трауготт Ган и Мориц Вильгельм Пауль Шварц), трое мызников , один мызный управляющий, один владелец ресторана , два городских советника, глава балтийских немцев в Тарту Арнольд Иоганн Генрих фон Тидебель ( Arnold Johann Heinrich von Tideböhl ) , адвокат , гончар , студент и даже красноармеец с русской фамилией .
председатель Тартуской контрреволюционной комиссии Александр Кулл приказал расстрелять 19 человек, содержавшихся в подвале бывшей Тартуской кредитной кассы на улице Компани. Среди казнённых были православный епископ Платон (Кульбуш), два православныхСмертный приговор приводил в исполнение 2-й Вильяндиский штрафной отряд, сформированный из бойцов Эстонского красного стрелкового полка , во главе с комиссаром Александром Йеа ( Aleksander Jea ). Двумя днями ранее этот же отряд провёл расстрелы в волости Элиствере. Всего в его состав входило 117 человек .
После организации массового убийства Кулл и его подчинённые уехали на бронепоезде «имени Ленина» в Выру , который всё ещё находился под контролем Красной армии. Перед этим на большевики успели поймать бухгалтера городской управы Вильде ( Vilde ) и городского архитектора Арведа Эйхгорна ( Arved Eichhorn ), которые были доставлены на для расстрела. Эйхгорн выжил, но был тяжело ранен .
По сообщению большевистской газеты «Эдази» ( «Edasi» ), выпущенной в Выру 16 января 1919 года, расстрелы были мотивированы тем, что утром 14 января было совершено покушение на Александра Кулла, председателя комиссии по борьбе с контрреволюцией: ему подали отравленный кофе . Однако эстонский историк Таави Минник ( Taavi Minnik ) считает эти расстрелы прежде всего местью за деятельность партизан Юлиуса Куперьянова .
Состоявшая из красноармейцев охрана покинула свой пост 14 января сразу после подачи обеда заключённым. Вскоре после этого около 200 задержанных, находившихся в здании бывшей Кредитной кассы, смогли с помощью горожан бежать . Неизвестно, кто именно обнаружил жертв расстрела в подвале дома.
Хирург Вольфганг фон Рейхер ( Wolfgang von Reyher ), одним из первых ознакомившийся с местом расстрела, был учеником и многолетним ассистентом известного учёного-медика Вернера Цеге-фон-Мантейфеля . Он установил, что в подвальное помещение жертв приводили по одному, и они были убиты боковым выстрелом в голову .
Более поздняя судебно-медицинская экспертиза показала, что некоторые из казнённых перед смертью были избиты, заколоты штыками и получили несколько пулевых ранений. Епископу Платону было нанесено семь штыковых ранений в грудь, кроме того, на его теле было обнаружено четыре пулевых ранения: две пули пробили грудь, одна пуля пронзила левое плечо, одна пуля прошла через правый глаз. На его теле также были следы побоев, в частности, был обнаружен след от удара кулаком в правый висок. Православные священники Бежаницкий и Блайв были убиты с одного выстрела . С убитых сняли верхнюю одежду и обувь; по словам некоторых свидетелей, это было сделано ещё до казни.
Сообщения о совершённом массовом убийстве быстро распространились в Эстонии через средства массовой информации. Тартуская ежедневная газета « Postimees » опубликовала сообщение об убийствах на первой полосе номера от 15 января . Газета « » , издаваемая в Таллине , 16 января опубликовала более подробный рассказ о массовом убийстве в Тарту, назвав имена жертв .
Как только весть о массовом убийстве в Тартуской Кредитной кассе достигла Парижа , пресс-атташе эстонской делегации на Парижской мирной конференции Эдуард Лааман разослал информацию об этом в ведущие мировые газеты. По имеющимся сведениям, его сообщение было опубликовано только в газете « New York Herald » .
Об организованных большевиками массовых убийствах в Тарту и Раквере западный мир проинформировал писатель Эдуард Вильде , глава действовавшего в Копенгагене Эстонского бюро новостей, чьё описание массовых убийств в Раквере и Тарту вместе с фотографиями было первоначально опубликовано в крупнейшем французском иллюстрированном журнале « L'Illustration » под заголовком «Lescrime du bolchevisme en Esthonie» .
Сегодня место убийства отмечено мемориальной доской на стене дома № 3 по улице Компани . В 2003 году на стене этого же здания был установлен бронзовый барельеф епископа Платона работы
.Вскоре после массового убийства в парижском православном соборе по указанию Яана Поска , главы эстонской делегации на Парижской мирной конференции, был проведен молебен о душах епископа Платона и других жертв. На службе присутствовали все представители эстонской делегации во главе с Яаном Поска .
В межвоенный период в бывшем здании Тартуской Кредитной кассы совершались молитвы о жертвах массовых убийств. Эта традиция была начата в январе 1922 года духовенством Тартуских православных приходов, с января 1923 года к ним присоединилось лютеранское духовенство, и молитвы приобрели экуменический характер. В этих молитвах всегда участвовали митрополит Таллинский и всея Эстонии Александр (Паулус) , а позднее — епископы Эстонской евангелическо-лютеранской церкви. В конце 1920-х годов в православных и лютеранских храмах Тарту 14 января стали совершаться молебны и панихиды по погибшим. При участии представителей обеих церквей был созда комитет по увековечению памяти жертв подвала Тартуской Кредитной кассы, под руководством которой подвал, где было совершено массовое убийство, был перестроен в мемориальную часовню. Она была освящена 14 января 1931 года .
Почтили память жертв массового убийства в Кредитной кассе и после восстановления независимости Эстонии , в январе 2009 года, в рамках мероприятий, приуроченных к годовщине освобождения Тарту от большевиков .
Священники Платон (Кульбуш), Николай Бежаницкий и Михаил Бляйв были причислены к лику священномучеников .