Хокло
- 1 year ago
- 0
- 0
Раси́м Илья́с оглы́ (Илья́сович) Даргя́х-заде́ (род. 19 февраля 1944, Кировабад ) — советский и российский деятель кино, президент Гильдии организаторов кинопроизводства и кинопоказа (1997—2005) , секретарь Союза кинематографистов России (1999—2005), бессменный директор и художественный руководитель « Дома Ханжонкова » (c 1990 года). Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2003) .
Расим Даргях-заде родился 19 февраля 1944 года в городе Кировабад Азербайджанской ССР в знатной потомственной интеллигентной семье выходцев из Карабаха . В 1961 году окончил среднюю школу № 4 города Кировабада.
В 1967 году окончил очное отделение Азербайджанского института нефти и химии , а в 1987 — вечернее отделение Московского института управления .
С 1964 года печатается в периодических изданиях по проблемам кинокультуры. В 1967—1971 работал в Институте физики Академии наук Азербайджана, а также сотрудничал в качестве внештатного лектора с Азербайджанским отделением Бюро пропаганды советского киноискусства Союза кинематографистов СССР .
В 1971 году в газете опубликовал статью «Почему мы редко ходим в кино?», в которой выступил с реформаторскими идеями совершенствования организации кинопроката и рекламы отечественных фильмов, в частности выдвинул идею превращения кинотеатров, как наиболее распространенных очагов культуры, в многопрофильные культурно-развлекательные центры, создания в них специализированных залов показа авторского кино, архивного кино и повторного проката классики киноискусства .
В 1972—1975 аспирант ЭНИНа им. Г. М. Кржижановского в Москве. Занимался экспериментами в области высоковольтного газового разряда и молниезащиты , по результатам исследований опубликовал, в соавторстве, несколько статей в советских и зарубежных научных изданиях.
В 1976—1987 научный сотрудник ЭНИНа . Одновременно активно участвовал в общественной жизни Октябрьского района Москвы . В 1979—1980 годах участвовал в организации шефской помощи комсомольцев и молодежи Октябрьского района строительству Олимпийских объектов в Лужниках и на Олимпийском проспекте . В 1982—1986 возглавлял Штабы шефской помощи комсомольцев и молодежи Октябрьского района на строительстве гостиницы «Октябрьская» (ныне « Президент-Отель »), здания Картинной галереи на Крымском валу (позднее Центральный дом художника и ) , новых корпусов завода « Красный пролетарий » у метро « Калужская » , реконструкции Октябрьской площади и сооружения там монумента В. И. Ленина по проекту Льва Кербеля .
Лев Ефимович Кербель предлагал Расиму Даргях-заде работу в созданном при его участии Советском фонде культуры , однако Расим решил реализовать идею кинотеатра-клуба. С 1987 года начал профессионально работать в киноиндустрии , и в том же году его предложения были опубликованы в « многотиражках » Советского Союза в рамках репортажа с первомайской демонстрации на Красной площади в Москве .
В следующем, 1988 году Даргях-заде создал один из первых в Советском Союзе кооперативов «по комплексному обслуживанию кинозрителей» — «Друзья кино» .
С 1990 года — директор « Дома Ханжонкова » .
С 1992 года — член Союза кинематографистов .
С 1997 года — президент Гильдии организаторов производства и проката фильмов Союза кинематографистов России , отработал на этом посту два четырёхлетних срока. За время работы выступал от имени Гильдии с рядом инициатив по коренному улучшению проката российских фильмов, их маркетинга и рекламы.
С 1998 по 2000 год — член Федерального Совета по кинофикации и кинопредпринимательству Госкино России .
С 1999 по 2005 год — секретарь правления Союза кинематографистов России .
Под руководством Расима Даргях-заде были возрождены исторические традиции одного из старейших центров кино Москвы и России — кинотеатра «Москва» (бывший «Горн», «Межрабпом», электротеатр «Пегас» Александра Ханжонкова ), под новым названием — « Дом Ханжонкова » .
Благодаря последовательной и целенаправленной деятельности Расима Даргях-заде на посту директора и художественного руководителя «Дома Ханжонкова» многие образцы российского дореволюционного киноискусства , произведённые кинофирмой « А.Ханжонков и К° », стали частью современного культурного обихода. Обществу были возвращены полузабытые имена первых «звёзд» российского кино: Александра Ханжонкова , Василия Гончарова , Евгения Бауэра , Веры Холодной , Ивана Мозжухина , Владислава Старевича , Веры Каралли , Витольда Полонского , Петра Чардынина .
Под руководством Расима Даргях-заде «Дом Ханжонкова» был дважды занесен в книги рекордов: Гиннесса в 1992 году и России в 1999 году за наибольшее количество фильмов, показанных на одном экране за год .
В период с 1990 по 2000 год в «Доме Ханжонкова» было проведено более 250 кинофестивалей, ретроспектив, тематических и жанровых кинопрограмм . «Дом Ханжонкова» учредил и вручал ежегодно более 60 кинонаград .
Писатель и журналист , председательствовавший в жюри конкурса «Гамбургский счёт», в котором на фестивале «Любить кино!» соревновались ленты раннего кинематографа, российского и западного, вспоминал :
Надо было быть полным сумасбродом, чтобы в такие годы вкладывать в кино. И не просто в кино, а в фестиваль, и не просто в фестиваль, а в фестиваль международный.
Расим Даргях-заде помнился мне как человек порывистый, деятельный, обладающий двумя одинаково ценными достоинствами — находить и терять друзей, ибо существуют на свете и такие друзья, которых «не терять нельзя».
— Александр Кикнадзе
Всего в Доме Ханжонкова по инициативе и под руководством Расима Даргях-заде проводились 7 регулярных кинофестивалей :
В начале 2000-х годов к «Дому Ханжонкова» стали предъявляться претензии имущественного характера. Руководство Управления делами Президента (УДП), на баланс которого в середине 1990-х годов было переведено помещение «Дома Ханжонкова», подняло кинотеатру арендную плату до сумм, которые «Дом Ханжонкова» смог бы заработать лишь за несколько лет . В результате кинотеатр не смог выплачивать требуемые с него суммы арендной платы и к середине 2004 года оказался под угрозой закрытия . Расим Даргях-заде и коллектив киноцентра решительно встали на его защиту. Ходатайства и телеграммы в защиту «Дома Ханжонкова» в адрес президента России Владимира Путина направили более 50 видных деятелей культуры . Несмотря на это, 29 декабря 2004 года кинотеатр был выселен и закрыт , а историческое здание вскоре было передано руководством УДП в аренду повару из Италии . Позднее директор «Дома Ханжонкова» Расим Даргях-заде, в обращении к Владимиру Путину, охарактеризовал эти события как рейдерский захват .
К президенту прямо из зала обратился кто-то из участников. Он был без микрофона, и отчетливее всего слышны были два слова «закрывают» и «ресторан». Большинство подумали, что речь идет о закрытии какого-то ресторана. Особенно когда президент спросил: «Хороший ресторан?» Эпизод этот многих заинтриговал. Оказалось, директор Дома Ханжонкова Расим Даргях-заде обратился к Путину со словами о том, что «Управление делами президента закрыло Дом Ханжонкова и собирается открыть там ресторан». «Путин пообещал мне разобраться», — сказал Расим Ильясович .
Это обращение не возымело действия: здание «Дома Ханжонкова» было перепрофилировано, перестроено и больше не использовалось для кинопоказов.
Расим Даргях-заде принимал участие в издании трёхтомника «Почти сорок тысяч» (2013—2017) кинокритика и киноведа Сергея Кудрявцева .
На 2017 год Расим Даргях-заде возглавляет Фонд по изучению, собиранию, сохранению и популяризации кинонаследия «Дом кинонаследия» и остаётся директором «Дома Ханжонкова» (юридически организация продолжает существование).
Выдающийся кинорежиссёр Марлен Хуциев как-то сказал :
Мой дорогой Расим обладает истинно бакинской способностью находить путь к сердцам людей. Знакомы мы много лет, и я с радостью вижу, что не стареет его искусство. Его заслуги не только перед отечественным, но и перед мировым кинематографом несомненны.
— Марлен Хуциев