Алекса́ндр Леони́дович Перо́в
(
16 марта
1957
,
Московская область
) —
советский
и российский
журналист
,
издатель
, медиаменеджер. Специалист в области связей с общественностью, автор и исполнитель песен (бард). Колумнист, член творческих союзов России (журналистов, литераторов, писателей). В качества главного редактора возглавлял крупнейшие деловые издания России — «
Коммерсантъ
» и «
Профиль
»
.
Содержание
Образование
Окончил музыкальную школу-семилетку по классу фортепиано.
Окончил в
1981 году
Московский Государственный институт культуры (
МГИК
), театрально-режиссёрское отделение. До этого (1974—1977) учился на факультете самолётостроения Московского авиационного института (
МАИ
).
В
1991 году
прошёл персональную стажировку в
The Wall Street Journal
под руководством старшего вице-президента
AP-Dow Jones
Джима Оттауэя-младшего (
англ.
Jim Ottaway Jr.
)
.
Карьера
Начало
Журналистикой начал заниматься в
1982 году
в качестве внештатного репортёра
радиостанции «Юность»
, в группе журналиста Максима Кусургашева.
В конце
1982 года
стал корреспондентом отдела информации газеты «
Московский комсомолец
»
. С 1985 по 1987 годы возглавлял этот отдел, известный своими «неполитическими» тематическими страницами «МК-суббота», «Только для вас» и более всего — «
Звуковой дорожкой
». Работая в «МК», первым открыл для прессы «Лицедеев»
Славы Полунина
, будущего патриарха российского фолк-попа Владимира Назарова. Во второй половине 80-х опубликовал серию интервью со знаковыми фигурами мировой культуры — гитаристом
Пако Де Лусией
, танцовщиком и балетмейстером
Антонио Гадесом
, композитором
Рави Шанкаром
и другими.
Летом того же 1989 года вместе с коллегой
Ксенией Пономарёвой
начал создавать первый в
СССР
отдел деловых новостей
(business-news)
для еженедельника «Коммерсант»
Владимира Яковлева
. Вспоминая об этом периоде, рассказывает
:
Главное — это принципы работы с информационным потоком. Яковлев к тому моменту имел отчетливую картину, идеологию того, что должно делаться, какой должна быть новая ежедневная газета. Ну, а мы, собрав опыт
Wall Street Journal
,
Financial Times
, других западных изданий, получили представление о том, каким образом претворить его идеи в жизнь… Ну, и впервые введённая в России, а потом ставшая нарицательной система dead-lines: Яковлев поставил не только на технологию, но и на предельную дисциплинарную жесткость — любая, даже самая малая задержка материала в пути от репортёра до газетной полосы каралась внушительными штрафами.
С 1990 по 1994 годы последовательно занимал в Издательском доме «Ъ» посты редактора отдела деловых новостей, заместителя главного редактора еженедельника «Коммерсантъ»
, главного редактора «Коммерсанта-Daily»
, директора информационного агентства
«NewsBox»
(прообраза Информационного центра Издательского дома «Коммерсантъ»).
Произнёс фразу:
Наша газета технологична настолько, что она выйдет в срок даже в том случае, если все её сотрудники умерли три дня назад
Параллельно, с
1993 года
, вместе с Валерием Бардиным начал прорабатывать идею создания первого в России сетевого
СМИ
— информационного агентства, работающего в сети
Интернет
.
С 1994 по 1997 год в качестве генерального директора возглавлял создание и деятельность этого агентства, получившего название
«Национальная служба новостей»
(
НСН
) и ставшего особенно известным после освещения в режиме онлайн президентских выборов
1996 года
, «Будённовского рейда» Басаева и захвата парома «Аврасия»
. Одной из основных, а впоследствии и основной деятельностью НСН стало создание Национальной электронной библиотеки (НЭБ) — крупнейшего в мире архива публикаций русскоязычных
СМИ
. Фонды НЭБ послужили в той или иной форме и степени основой для ныне существующих электронных библиотек («Интегрум», Public.ru и других).
С
1997
по
2000 год
участвовал в ряде
[
прояснить
]
медийных и политических проектов, связанных со сбором, обработкой и анализом информации.
Издательский дом Родионова
В
2000 году
вернулся в печатные СМИ. В качестве заместителя главного редактора популярного российского еженедельника «Профиль» курировал экономический, а затем политический блоки издания. В декабре
2001 года
стал главным редактором журнала, ставшего к тому моменту фундаментом
Издательского дома Родионова
(ИДР), а впоследствии — шеф-редактором ИДР, выпускавшего на тот момент, кроме «Профиля», политический еженедельник «Политбюро», ежемесячники «
Карьера
», «Paradox» и
Moulin Rouge
.
Будучи главным редактором «Профиля», курировал обновление содержательной и дизайнерской модели журнала, а став шеф-редактором сменил редакционную команду убыточной на тот момент «Карьеры», пригласив возглавить её известного журналиста и медиаменеджера
Евгения Додолева
, под руководством которого журнал менее чем за год стал приносить прибыль
.
Экспертная работа
В 2003 году решил завершить менеджерскую карьеру в средствах массовой информации, и с 2004 года в качестве эксперта и внешнего консультанта по российскому медиарынку начал сотрудничать с международной консалтинговой компанией Communications & Network Consulting (CNC). С 2004 по 2010 год сотрудничал с московским офисом CNC, разрабатывая и реализуя коммуникационные стратегии клиентов — крупнейших российских и международных компаний.
В начале 2010 года вместе с коллегами из CNC Игорем Райхлиным и Любовью Гуровой основал компанию
«Райхлин и партнеры»
(Reichlin & Partners)
, специализирующуюся на управлении репутацией, разработке и реализации коммуникационных стратегий.
С лета 2010 года по ноябрь 2014 — генеральный директор и партнёр компании
«Райхлин и партнеры»
.
Издательская деятельность
В 2012 году издал двухтомник стихов («Прогулка в сторону заката») и прозы («Ничего, кроме жизни»).
С весны 2015 года по декабрь 2020 — в книгоиздательском бизнесе. Шеф-редактор Издательской группы «Точка», специализировавшейся на выпуске деловой, научно-популярной и учебной литературы.
С февраля 2021 по август 2023 -- заместитель главного редактора информационного ресурса Expert.ru.
С сентября 2023 года - участие в книгоиздательских проектах (художественная, историческая проза) в качестве соорганизатора, редактора, литературного редактора.
Профессиональный вклад
Возглавляя отдел информации «Московского комсомольца», придумал и ввёл в
1986 году
две рубрики, ставшие одной из отличительных черт газеты: «Срочно в номер!» и «Хронику происшествий». В
1987 году
впервые со времен
НЭПа
добился права публиковать на странице «МК-суббота» графическую рекламу
.
В
1992 году
сформулировал функциональные требования к первому в России программному продукту, автоматизировавшему работу редакционного комплекса и впоследствии получившему название «АСУ „Редакция“». АСУ «Редакция», разработанная Александром Калашниковым, Юрием Петровым и Александром Струковым, и её версии были установлены в ИД «КоммерсантЪ», журнале «Эксперт», газетах «Русский телеграф», «Россія» и т. д.
В
1993 году
разработал идеологию и внедрил на базе информационного агентства
NewsBox
интегрированную аппаратно-программную структуру информационного обеспечения издательского дома в условиях возникновения комплекса изданий (ежедневная газета, еженедельные и ежемесячные журналы)
. Совместно с одним из «отцов» российского Интернета
Валерием Бардиным
организовал экспериментальный регулярный выпуск первой в России электронной версии ежедневной газеты («КоммерсантЪ-Daily»).
Авторская песня
Начал писать песни и исполнять их под гитару ещё учась в школе. Песенные пристрастия складывались под влиянием магнитофонных записей
Окуджавы
,
Визбора
,
Городницкого
,
Кукина
. Одним из сильнейших впечатлений того времени называет ранние вещи
Виктора Луферова
.
Публично начал выступать со своими песнями в
1976 году
. В 1977—1978 гг. неоднократно становился лауреатом фестивалей и конкурсов авторской песни, в том числе — X и XII
Грушинских фестивалей
.
С
1978 года
и почти до середины 80-х годов часто выступал с сольными концертами и в составе сборных концертов в
Ленинграде
,
Киеве
, в городах Сибири и др. Наиболее известные из песен того периода (
«Старая песня», «Морозки», «Цыганочка»
и др.) включены в большинство сборников авторской песни и, в том числе, в вышедшую в году «Антологию».
Перов написал тексты к детским песням композитора Григория Гладкова
«Солдатик оловянный», «Новогодняя песенка»
.
В
1979 году
«Звездочёты», в состав которых входили сам Перов, Галина Крылова, Алла Чиркова и Владимир Кузнецов
, стали золотыми лауреатами XII Грушинского фестиваля, и вплоть до
1982 года
ансамбль продолжал успешно выступать в Москве и других городах СССР. Отличительными чертами коллектива были нехарактерный для ансамблей того времени мультиинструментализм (кроме гитар в инструментальном сопровождении широко применялись скрипка, блок-флейта, банджо, труба, фортепиано) и оригинальные аранжировки Галины Крыловой — впоследствии одной из исполнительниц авторской песни, основателя Школы-студии авторской песни «Остров».
В
1985 году
написанная Владимиром Назаровым на слова Перова
и исполненная Ансамблем фольклорной музыки песня
«Ах, карнавал!»
стала неофициальным гимном XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.