Народная медицина
- 1 year ago
- 0
- 0
Народная славянская медицина — область традиционного знания и система лечебно-профилактических приёмов славян, направленных на избавление человека от болезни и восстановление здоровья; древнейший вид профессиональной деятельности, сочетающей рациональный опыт врачевания с магической практикой изгнания, уничтожения или задабривания духа болезни (см. также Знахарство ) .
Считалось, что знаниями и магическими способностями исцеления недугов владели не только знахари , но и пастухи , овчары, кузнецы ; а также каждая деревенская женщина, которая усваивала определённый объём медицинских знаний и умела лечить простуду , детский плач, , принимать роды.
Главная цель лечения — изгнание, удаление болезни из тела человека, для чего практиковались разнообразные способы и приёмы . Само славянское слово «врач» происходит от «врать» — то есть, заговаривать болезнь.
Народная медицина широко пользовалась вербальными средствами лечения: лекарь устрашал недуг формулами угрозы с мотивами сечения, резания, битья, сжигания и т. п. Ср. сербский приговор: «Серпом тебя рассеку, огнём тебя выжгу, по воде тебя пущу, по быстрой воде, по зелёной траве». В этих же целях применялись бранные обращения: болезнь называли злой, плохой, чёрной, лихой, врагом, предателем, уродом и т. п. Вербальные формулы могли содержать не только угрозу, но и предложение заключить «соглашение о ненападении», вступить в отношения обмена с духом болезни. Ср. заговор: «Криксы, криксы, дарую я вас хлебом-солью… даруйця мойго дзицяци добрым здоровьем и сном». Нередко вербальная формула использовалась самостоятельно, как словесный эквивалент лечебного действия. Ср. рус. смолен. «Хади, уси хваробы, с пальчикаў, сустаўчыкаў, и с кастей, и с мащей, и с буйнэй галавы, и с хрябетнай касти, и ат рятивога серца!»; серб. «Иди, болезнь, в лес, в воду, в высокие высоты, в глубокие глубины, где петух не поёт, где курица не кудахчет»; пол. «Рожа, рожа, иди прочь, пойди на мёртвое тело». См. также Заговор , Заклинание .
Действенным средством лечения считался обман болезни. Для этого больные изменяли внешний облик, измазавшись сажей, спрыскивали одежду дёгтем, притворялись умершими; уходили из дома, идя задом наперёд; прятались под корытом; писа́ли на двери: «Приходи вчера», «Такого-то нет дома, ушёл в лес». Возвращались домой с места, где совершался лечебный акт (двор, перекрёсток, берег реки, кладбище), иным путём, быстро убегая, чтобы болезнь не догнала, не оглядываясь, чтобы взглядом не позвать её с собой.
В случае эпидемий совершались обходы села, молебствия, опахивания села, разнообразные . Для предупреждения проникновения болезни в село на её пути устраивались преграды: проводилась борозда; на дороге ставилась мельничная задвижка, разводился огромный костёр (преимущественно из хвойного леса, из можжевельника ), приносилась общесельская жертва .
В народной медицине славян широко применяются лекарственные травы , отвары и настои из них, причём травы часто имеют то же название, что и болезнь: рус. колтун «вид папоротника», лихорадочная , грудная , грыжная трава , польск. kołtunowe ziele и т. п. При разных недугах носят за пазухой или за поясом зверобой (серб.); лечат детский испуг окуриванием колючими растениями ( чертополохом , шиповником , можжевельником и др.) и т. п. Растения прикладывали к больным местам: ногам, рукам, к голове в качестве компрессов, накладывали свежеистолчённые листья (например, капусты ) к ранам, ушибам, чирьям , порезам; ставили ветки деревьев около постели больного, полагая, что растение заберёт на себя температуру больного .
Составной частью славянской медицины является почитание святых-целителей, к которым в молитвах и заговорах обращаются с просьбой об избавлении от болезней. По поверьям, св. Илья исцеляет от кровотечения из ран, лихорадки, ночного детского плача; от головной боли, порчи, лихорадки, кровотечения, золотухи, родимчика у детей молились Иоанну Предтече; от зубной боли — св. Антипию, от лихорадки — св. Марою, св. Фотинии Самарянке; от падучей — св. Валентину, от грыжи — св. Артемию, от бесплодия — Ипатию, от родимца — св. Никите, от рожи — св. Антонию, от глазных болезней — (10.XII). Избавителями от многих болезней считались , свв. Кир и Иоанн (28.VII). Кроме собственно лечебных средств, большое значение в борьбе с болезнями придавалось соблюдению многих бытовых предписаний и запретов на определённые виды работ в праздники вообще, в некоторые праздники и дни особенно. Во время тяжёлых заболеваний или приступов болезни (лихорадки, эпилепсии и др.) повсеместно запрещалось окликать больного по имени, иначе бы от этого болезнь ещё сильней «вцепилась» в человека. В день св. Игнатия , считавшийся у болгар недобрым днём, запрещалось ткать, прясть, стирать, чтобы не заболеть. У южных славян праздновались дни, посвящённые болезням: день Афанасия Ломоноса , св. Харлампия , св. Варвары и св. Саввы . Чтобы не заболели дети, женщины не работали, пекли лепёшки, мазали их мёдом и раздавали всем соседям на здоровье; в особо опасных случаях совершали жертвоприношение . В день Ивана Головосека боялись мыть голову, чтобы не вызвать колтун, перхоть или хроническую головную боль .
Почти все действия и приёмы, характерные для лечебной магии , использовались и в профилактических целях. Защитными мерами служат умилостивление болезни (через словесные формулы, употребление эвфемизмов ), обрядовая встреча болезни, совершаемая дома, в селе, с хлебом, с мёдом, с вином, службой и жертвоприношением; принесение дара (пища, корыто, мыло, тёплая вода, шерсть); обращение с просьбой и молитвой; отправление, выпроваживание, устрашение болезни. Одним из архаических профилактических обрядов является опахивание села при заселении на новом месте и при угрозе эпидемии. Для отвращения болезни в землю закапывали в качестве жертвы ворону, петуха (бел.), обходили село и мазали все ворота дёгтем. Обрядово-магические действия профилактического характера приурочивались к канунам больших праздников ( Рождество , Крещение , Чистый четверг, Страстная пятница , Пасха , Вознесение и др.). В Васильев день (первый день Нового года) совершался обряд «смывания лихоманок»: знахарки обмывали во всех домах притолоки водой, в которую подмешивали золу из семи печей и четверговую соль, что, как считалось, защищало дом на весь год от вторжения лихорадки (рус). В девятый вторник после Рождества при угрозе эпидемии или для охраны здоровья все жители села пролезали под корнями деревьев (ю.-слав.). В день св. Юрия кусок железа закапывали под порог, чтобы у всех переступивших его были здоровые ноги; с этой же целью в Сочельник , на Новый год, в Страстной четверг утром вставали на железо (лемех, цепь).
В качестве профилактического средства от всех болезней использовали юрьевскую росу: ею умывались, по ней катались, раздевшись донага. Особенно популярным у славян было купание в воде, зимой (на Крещение ), весной (на Благовещение , в Чистый четверг , в Страстную пятницу ), летом (в Юрьев день , на Ивана Купалу ); первой водой из нового колодца мыли детей (архангел.). См. также Здоровье .
Некоторые специальные действия производились для предупреждения определённой болезни, например, для предупреждения испуга мать, раздевшись, перешагивала три раза через люльку спящего ребёнка (серб., болг.), в колыбель втыкали булавку, иголку (полес.); над головами детей разламывали две спекшиеся буханки (брест.), надевали рубашку задом наперёд или вывернув наизнанку (в.-слав.); от бессонницы детям клали под голову нож в чёрных ножнах (серб.), шкурку зайца (пол.): чтобы не случилось падучей, мать обходила ребёнка с мотовилом в руках (болг.). Во время первого грома прикладывали к голове железо или камень, чтобы не страдать от головной боли целый год (в.-слав.). Женщины, отправляясь на зажинки , проползали под забором, касаясь спиной верхней перекладины, чтобы не болела поясница при жатве (рус.). С этой же целью после уборки урожая кувыркались через голову на новой стерне.
Для предупреждения болезней прибегали к помощи растений- апотропеев (с сильным запахом, острым вкусом, колючие, жгучие): чеснок, лук ели в больших количествах, носили в одежде, вешали у постели детей, над входом в дом; затыкали по границам «своего» пространства, втыкали в ворота, в двери ветки шиповника, тиса, боярышника, можжевельника; у входа в дом прикрепляли венки из 9-и, 12-и трав, освящённых в праздники Божьего Тела , Успения ; освящённый базилик держали в комнате на столе. Дымом этих растений окуривали помещение, чтобы не допустить болезнь в дом .