Interested Article - Ливы


Флаг ливов

Ли́вы ( латыш. līvi или lībieši , лив. līvlizt , др.-рус. либь ) — малочисленный прибалтийско-финский народ .

Предположительно прибыли в Прибалтику с восточного и северо-восточного направления. Ближайшие родственные ливам народы — современные эстонцы , с которыми ливы поддерживали хозяйственно-языковые связи до начала XX века, в особенности с рыбаками острова Сааремаа , и водь (проживающий сейчас в нескольких деревнях Ленинградской области). Как полноценная и довольно многочисленная этническая община ливы сохранялись до XII века, после чего началась их постепенная этноязыковая ассимиляция различными балтийскими племенами , на основе которых при непосредственном участии ливов сформировались современные латыши .

Исторически родной язык ливов — ливский , ныне почти не используется в живом общении, хотя продолжает изучаться энтузиастами в Латвии , а также на языковых факультетах вузов , особенно в Тартуском университете . По данным на 2010 год, в мире насчитывалось около 10 человек, способных свободно общаться на ливском языке . В 2011 году владеющих ливским языком на уровне A1 и A2, по оптимистическим прогнозам, насчитывалось до 210 человек, на уровне B1 — 40 человек, половина из которых ливского происхождения.

В 2009 году в возрасте 88 лет умер Виктор Бертольд — последний лив в Латвии, для которого ливский был родным . В июне 2013 года в возрасте 103 лет в Канаде скончалась Гризельда Кристиня , последняя носительница ливского языка как родного .

История

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

Ранняя история

Мигрировавшие в Прибалтику финно-угорские племена, предки ливов, предположительно ассимилировали народы, проживавшие на этих землях задолго до прихода балто-славянских племён, начавших свои миграции с территории Померании около X века до нашей эры . Традиционно принято считать, что территория современной Прибалтики была заселена уже за 9 тысяч лет до нашей эры . Но об этническом происхождении, как и принадлежности этих племён к какой-либо языковой группе нет сколько-нибудь достоверных и неопровержимых данных, поскольку большинство балтийских и финно-угорских языков оставались бесписьменными до XVI века . Прибывшие с южных направлений в 2000—1500 годах до нашей эры балты , предки современных латышей и литовцев, начали длительный процесс оттеснения финно-угорских племён к северу современной Латвии и востоку современной Литвы .

О быте древних ливов мало известно; по мнению исследователей, основанному на аналогии с устройством эстов и куров , ливы жили под властью нескольких старшин; каждый старшина ведал свой округ, был предводителем на войне и судьёй. Должность эта переходила от отца к сыну. Большую роль играла аристократия, из семей которой брались обыкновенно заложники. Дань немцам состояла сначала из известного количества хлеба с каждой сохи, а потом из десятины, которая, впрочем, менялась вследствие восстаний; были ещё и чрезвычайные налоги. С половины XIII века немцы дали ливам своих судей и заставили отрабатывать барщину; право личной свободы и собственности на земли предков ливы сохраняли, однако, довольно долго. Их оружие состояло из меча, копья, дротика и щита; сражались пешком и верхом. В мирное время занимались земледелием, рыболовством, охотой, скотоводством и пчеловодством, а после прибытия немцев — и торговлей. Монетою очень долго были озеринги (по два на марку), а затем — марки .

Документальные свидетельства

В Повести временных лет говорится, что ливы ( либь ) платили дань Руси . Более подробные данные сообщаются Генрихом Латвийским . По его словам, ливы платили дань полочанам в XII веке, но с конца этого века они начинают подпадать под влияние немцев. Первый немецкий миссионер Мейнард фон Зегеберг , получив разрешение полоцкого князя Владимира на проповедь среди ливов, начал в 1184 году строить первую церковь в ливском селении Икскюль . В « Хронике Генриха Латвийского » об этом говорится: «Получив позволение, а вместе и дары от короля полоцкого, Владимира, которому ливы, ещё язычники, платили дань, названный священник смело приступил к божьему делу, начал проповедовать ливам и строить церковь в деревне Икесколе» .

Мейнард предложил ливам построить там каменную крепость, для чего пригласил каменщиков с Готланда. Затем каменная крепость была возведена и в Гольме в обмен на обещание ливов креститься. Хотя строительство каменных крепостей произвело впечатление на ливов, сообщает Генрих Латвийский , после завершения строительства ливы изгнали немцев, а после того, как часть ливов все-таки приняла крещение, они «время от времени своё крещение смывали в Даугаве, и пытались стряхнуть власть немцев с себя» .

С объявлением Ливонского крестового похода папой Целестином III в 1193 году началась католическая колонизация Прибалтики . Её целью было не столько обращение язычников в католичество, сколько их оттеснение от православия , которое к тому времени проникало в Ливонию с северо-востока.

Первыми под удар попали ливы, жившие вблизи устья Даугавы. Они храбро сопротивлялись колонизаторам: после поражения они обыкновенно давали обещание выплачивать дань, но по уходе немцев снова брались за оружие. Большие поселения ливов располагались на 20-30 км выше и далее от устья Даугавы, что позволяло им контролировать торговлю по реке. Традиционные селения состояли из врытых в землю срубовых изб с очагами и ямами для хранения продуктов .

Около 1195 года ливы Гольма отпали от христианства, хотя к тому времени внутри каменной крепости имелась церковь (ecclesia), а на острове—кладбище (cymiterium) .

Когда на место умершего Мейнарда прибыл новый епископ Бертольд , он попытался установить контакт с ливами, однако те, приняв угощение и подарки, на освящении кладбища попытались нового епископа убить, утопить в Даугаве или сжечь в церкви, обвиняя его в корысти: «Бедность причина его прихода!» Бертольду удалось бежать в Германию, откуда он вернулся с войском крестоносцев и вновь обратился к ливам с вопросом, хотят ли они принять веру, на что получил отказ.

Последовала битва немецких крестоносцев с ливами, в которой Бертольд был убит, после чего его рыцари принудили даугавских ливов принять крещение. В частности, около 50 ливов приняли крещение в Гольме. Однако как только немцы покинули остров, ливы смыли с себя крещение с приговором: «…здесь мы крещеную воду вместе с верой христианской прогоняем по водам реки, освобождаясь от принятой веры, и отсылаем её вслед за уезжающими…». Они также решили убить всех чужаков, которые останутся в их землях .

С приходом в Ливонию нового епископа Альберта , который также безуспешно пытался взять ливский Гольм, немцы проявили себя как серьёзная военная сила.

В 1202 году крестоносцы основали свою крепость Рига в устье Даугавы.

К 1205 г. значительная часть ливов была вынуждена креститься. Борьба из-за религии тянется ещё несколько лет; ливам удавалось привлечь на свою сторону и леттов , и полоцких князей; В 20-х годах XIII столетия ливы составляют уже вспомогательное войско немцев и ходят с ними против эстов, леттов и русских. После 1226 г., когда прекращаются сведения у Генриха Латвийского, встречается несколько упоминаний о ливах в Рифмованной хронике .

Начиная с конца XIII века о ливах имеются лишь весьма скудные и случайные указания. О степени распространения ливов имеются следующие данные: немцы застали их на Двине ; под 1264 годом Рифмованная хроника упоминает о ливах в Митаве ; в грамотах говорится о ливах, живших в 1289 г. в Долене , 1322 г. — в Зегевольде , 1349 г. — в Кирхгольме , 1359 г. — опять в Долене; по словам Гильбера де-Ланноа, они жили по дороге из Либау в Ригу; между 1670—1676 г., по Гиерну, — на Салисском берегу до Лемзаля ; по Шлецеру и Дитмару — в и . Затем в этих местностях ливский язык довольно быстро исчезает.

О других, курляндских , ливах сведений ещё меньше. По грамотам 1264 г. они жили при Дурбенском оз ., в 1296 г. — по обе стороны Ирувы (Ирбе) ; около 1650 г. Эйнгорн упоминает их только «на Ангернском берегу»; по Шлецеру (XVIII век) они жили от реки Рое до виндавской границы.

Проблема ассимиляции

Из-за географической особенности , балтийские племена достигли устья Западной Двины первыми и, таким образом, разделили ареал проживания финно-угров на две части: западный ( Курляндия ) и восточный ( Лифляндия ). Ассимиляция ливов резко ускорилась после покорения территории Латвии германскими рыцарями и раздела земель Курляндии и Лифляндии между немецкими баронами .

Немецкие землевладельцы не разбирались в этническом составе населения и в свою угоду перемещали целые сёла зависимых латышских крестьян из более густонаселённых леттоязычных южных районов ордена в менее населённые северные и западные ливоязычные приморские области, где прибывающим немецким колонистам требовалась рабочая сила . В результате ливы оказались почти полностью ассимилированы латышами. Последний лив в Лифляндии, Марцис Сарумс, умер в 1859 году .

Включение всей Прибалтики в состав Российской империи в конце XVIII века несколько притормозило этот процесс, поскольку ливы Курляндии оказались в одном государстве с более многочисленными эстами и установили с ними интенсивные хозяйственные контакты через Рижский залив (зимой — по льду). Полной ассимиляции избежали некоторые ливские поселения самой северной оконечности Курляндии (мыс Домеснес ). Объяснялось это в первую очередь разницей в традиционном хозяйственном поведении двух народов: так, ливы занимались в первую очередь рыболовством , а латыши — сельским хозяйством и лесозаготовками.

В конце XIX и начале XX веков со строительством православных школ, школ мореплавания и православных храмов на Куршском берегу многие ливы стали обращаться в православие. В Колке до сих пор имеется действующий православный храм и старинное православное кладбище. В Колке также в середине XX века служил священник Иоанн (Гарклавс) , хранитель Тихвинской иконы .

Распад Российской империи в 1917 году привёл к формированию новых независимых государств в Прибалтике , каждое из которых проводило политику построения национального государства . Оказавшись изолированными от основной массы эстонцев, ливы постепенно ассимилировались в языковом плане, хотя ливское самосознание сохраняют ряд жителей современной Латвии.

«Ассимилировав ливов, которые жили на берегу моря и вдоль Даугавы, мы также изменили свой язык и создали то, что называется латышским, — считает латвийский политик и языковед по основному образованию Кришьянис Кариньш . — Если вернуться в далекое прошлое, то могу сказать, что латышский язык — это литовский с большим ливским акцентом» .

Динамика численности

В IX—XII веках ливы населяли побережье Рижского залива и часть Курземского взморья , впоследствии ассимилированы куршами , латгалами и земгалами . По некоторым оценкам, к началу XIII века численность ливов составляла 40—60 тыс. человек . Общая же численность населения территории современной Латвии составляла тогда в среднем около 250—350 тыс. человек . В 1852 г. насчитывалось только 2324 лива . По переписи 1935 г. в Латвии жило 944 лива . В 1959 году 166 человек, в 1970 году — 70 человек (переписи). На 2016 год у 168 жителей Латвии национальность «лив» указана в данных Регистра жителей .

По данным Департамента гражданства и иммиграции в Латвии, в 1995 году ливов было 204. По данным 1997 года, латвийских ливов было 151, а в 2001—179. Некоторый подъём численности в самые последние [ уточнить ] годы можно объяснить энтузиазмом молодого поколения ливов, чьим первым языком является латышский, но которые в той или иной степени охвачены идеей национального возрождения. Данные по реальному числу лиц, ныне говорящих по-ливски, довольно противоречивы, однако, сводя воедино данные различных источников, можно утверждать, что лишь 35-40 из общего числа ливов могут с трудом изъясняться на ливском языке. Число же тех, для кого он является первым родным, придвинулось к предельно опасной черте: 15 человек в 1990 и в 1995 годах, 11 — в 1996, и 8 — в 1999 году (из них самый молодой родился в 1926 году, а средний возраст говорящих по-ливски — около 50 лет). По последним данным, в Латвии к 2009 году не осталось ни одного представителя с родным ливским языком .

К 2012 году осталась только одна женщина в Канаде, Гризельда Кристиня , для которой ливский язык был языком семьи , однако 2 июня 2013 года и она умерла в возрасте 103 лет .

Динамика численности ливов

Годы 1732 1852 1897 1935 1939 1959 1970 1979 1989 2001 2011 2021
Численность
...
0
...
944
...
166
70
...
226
179
180
166

Этнография

Традиционное занятие ливов — рыболовство
Традиционный промысел ливов

Традиционным занятием ливов, в отличие от балто-славянских племён, были рыбалка и охота . Существует информация, что прибрежные ливы занимались также и своеобразной формой пиратства. В районе Домеснеса ливы разводили костры, привлекая внимание торговых немецких и шведских судов, а затем грабили любопытных купцов и моряков, высадившихся на ливский берег или же застрявших на своих судах на песчаных мелях у Домеснеса. Неслучайно маяк , установленный российскими властями в 1875 году у Домеснеса получил название Колка (в переводе с ливского — «быстрая смерть», по другой версии в переводе с финского это означает «острый угол»). Неотъемлемой частью ливской культуры являются ливские песни, традиционно исполняемые у берега моря на родном ливском языке. Ливская культура оказала значительное влияние на ; сравн., например, латышские песни дайны .

Статус

В 1999 году правительство Латвии признало ливов одним из двух автохтонных народов Латвии, наряду с латышами .

Ливский язык

Самоназвание — Rāndakēļ («прибрежный язык»), Līvõkēļ («язык ливов»), по-русски старое название «ливонский», нем. Livisch .

Ливский язык относится к южной ветви прибалтийско-финской группы финно-угорской языковой семьи, ближайшие родственные ему языки — эстонский , внутри которого ближе всего к ливскому языку находятся южные говоры, потомок южно-эстонского наречия — выруско-сетуский и водский языки . По мнению финских и эстонских исследователей, ливский язык одним из первых выделился из общего прибалтийско-финского языка-основы примерно в первые столетия нашей эры .

Ливская культура

Ливская культура оказала значительное влияние на латышскую культуру, особенно это выражается в устном фольклоре.

Ули Кинкамяг ( Улдрикис Капбергс ), известен как «король ливов»

Ливская литература

На ливском языке с 1931 года выпускается газета « Līvli », где печатаются ливские поэты и писатели, а также освещается ливская жизнь и культура. Издаются и разного рода учебные материалы по ливскому языку. Публикуются отдельные сборники произведений оставшихся носителей ливского языка, например Паулине Клявини , Альфонса Бертольда , Петера Дамберга или Карлиса Сталте .

См. также

Примечания

  1. от 22 марта 2021 на Wayback Machine (латыш.)
  2. Дата обращения: 22 декабря 2014. Архивировано из 5 декабря 2014 года.
  3. от 8 марта 2016 на Wayback Machine Информационный центр финно-угорских народов
  4. (недоступная ссылка) . — REGNUM, 4 июня 2013 года.
  5. Alenius K. Viron, Latvian ja Liettuan historia. — Jyväskylä 2000, Gummerus Kirjapaino Oy, ISBN 951-796-216-9 с. 14—15
  6. Alenius K. Viron, Latvian ja Liettuan historia. — Jyväskylä 2000, Gummerus Kirjapaino Oy, ISBN 951-796-216-9 с. 13—16
  7. Alenius K. Viron, Latvian ja Liettuan historia. — Jyväskylä 2000, Gummerus Kirjapaino Oy, ISBN 951-796-216-9 с. 15—19
  8. от 7 июля 2018 на Wayback Machine Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  9. Гусев, Игорь Николаевич . . Культурно-публицистический вестник KLIO . klio.ilad.lv. Дата обращения: 19 июля 2019. Архивировано из 25 марта 2019 года.
  10. Джон Хейвуд (John Haywood). Люди Севера: История викингов. 793-1241 = NORTHMEN. THE VIKING SAGA / научный редактор Денис Сухино-Хоменко. — Москва: Алпина Паблишер, 2016, 2019. — С. 391-406. — 452 с. — ISBN 978-5-00139-000-8 . — ISBN 978-17818-552-3.
  11. . . . www.castle.lv. Дата обращения: 5 июня 2019. 1 мая 2019 года.
  12. REGNUM. . Регнум, информационное агентство . regnum.ru (4 июня 2013). Дата обращения: 18 июля 2019. 18 июля 2019 года.
  13. Skujenieks M. Latvija. Zeme un eedzīvotāji. Riga: Valsts statistiskā pārvalde, 1922—247. lpp.
  14. Гунарс Нагелс. (латыш.) . Latvietis, газета австралийских латышей . laikraksts.com (3 ноября 2011). Дата обращения: 18 июля 2019. 7 июня 2020 года.
  15. Alenius K. Viron, Latvian ja Liettuan historia. — Jyväskylä 2000, Gummerus Kirjapaino Oy, ISBN 951-796-216-9 с. 31
  16. Alenius K. Viron, Latvian ja Liettuan historia. — Jyväskylä 2000, Gummerus Kirjapaino Oy, ISBN 951-796-216-9 с. 31—32
  17. Vaalgamaa, стр. 159
  18. Skujenieks M. от 27 апреля 2016 на Wayback Machine . R.: Valsts statistiskā pārvalde, 1938 — 13. lpp.
  19. от 28 апреля 2019 на Wayback Machine (латыш.)
  20. от 2 февраля 2017 на Wayback Machine [ неавторитетный источник ]
  21. 09.12.1999. likums «Valsts valodas likums» («LV», 428/433 (1888/1893), 21.12.1999.; Ziņotājs, 1, 13.01.2000.) от 6 февраля 2012 на Wayback Machine

Литература

Ссылки

  • (латыш.)
  • (недоступная ссылка) (латыш.)
  • (латыш.)
  • (недоступная ссылка) // Европа на рубеже третьего тысячелетия: народы и государства. — М. : ИЭА РАН, 2000. — ISBN 5-201-13749-0
Источник —

Same as Ливы