Interested Article - Василий (Кишкин)

Иеромонах Василий (в миру Владимир Тимофеевич Кишкин ; 1745 , село Архангельское на Гниловодье или деревня Клюшниково , Курская губерния 27 апреля 1831 ( 10 мая 1831 ), Орловская губерния ) — священнослужитель Русской православной церкви , иеромонах , прославленный в лике святых, преподобный .

Главным образом подвизался в Площанской Богородицкой Казанской пустыни Орловской губернии , до этого также в Саровской, Курской и Белобережской пустынях.

Жизнеописание, краткое житие

Родился в 1745 году в селе Архангельском на Гниловодье , по другим сведениям, в деревне Клюшниково (позднее — Фатежского уезда Курской губернии) в обедневшей дворянской семье. С детских лет любил церковные богослужения, также старался избегать игр.

В 1752 году в возрасте семи лет поступил послушником в Саровскую пустынь , на что получил разрешение своего отца.

В 1757 году посетил Киево-Печерскую лавру . После посещения лавры поселился в Коренной пустыни .

Нередко посещая Задонский монастырь , познакомился там с святителем Тихоном Задонским , который стал его духовным наставником и научил Иисусовой молитве .

Василий был тесно знаком с архимандритом .

Согласно некоторым сведениям, в 1760 году был тайно пострижен в монашество в Миропольском монастыре Курской губернии, однако сам он в послужном списке указывал, что принял монашество в том же монастыре, но только в 1783 году от игумена Константина (Саурского).

Был рукоположён во иеродиакона епископом Феоктистом (Мочульским) в курском Знаменском монастыре , где до 1794 года нёс послушание монастырского ризничего .

В 1795 году отправился на Святую гору Афон . Там подвизался в келье русского скита Илии Пророка, где изучил общежительный и скитский уставы, а также афонскую аскетическую традицию.

В 1797 году вместе со своими учениками Израилем и Арсением Младшим перешёл в Нямецкий монастырь Молдавии.

В 1798 году Василий возвратился в Коренную пустынь, где, будучи духовником братии, ввёл афонские правила, однако это вызвало недовольство части братии, решивших даже убить его, впоследствии они раскаялись и помирились с подвижником .

27 января 1800 года на Василия было наложено послушание начальника пребывавшей в запустении Белобережской пустыни Орловской губернии. Вскоре после назначения нового настоятеля в обитель пришли около 60 новых монахов, среди которых были оптинский старец Лев (Наголкин) , иеромонах Клеопа II (Антонов), схимонах Феодор (Ползиков), участник перевода « Добротолюбия » схимонах Афанасий (Охолопов). В числе учеников были игумен Филарет (Данилевский) , иеромонах Серафим (Веденисов), Макарий (Глухарёв) . Во время руководства Василия в монастыре на средства благотворителей были отремонтированы кельи и трапезная .

28 декабря 1800 года в Чёлнском монастыре Василий был рукоположён в иеромонаха епископом Досифеем .

После настоятельства в Белобережской обители старец подвизался также в Свенском мужском монастыре , в Севском женском монастыре , в Рыхловской обители , в Кременской и Коренской пустынях, а также совершил миссионерское путешествие по Дону, где обратил вождя раскольников- молокан .

Стремясь к безмолвию, в 1816 году перешёл в заброшенную Глинскую пустынь . Тамошний настоятель Филарет заботился о внешнем благосостоянии обители, а старец Василий — об устроении внутреннего порядка: он назидал братию, малодушных утешал, гордых смирял, враждующих своим незлобием примирял, а наиболее старался искоренить пьянство и внушал братии удаляться от гнева и пребывать во взаимной любви, чтобы не служить соблазном миру. В продолжение 10-летнего пребывания отца Василия в Глинской пустыни все его попечения клонились к славе Божией и ко благу обители; но при всём этом он не избежал вражиих искушений и был по зависти других изгнан из обители .

В 1827 году перешёл в Площанскую пустынь Орловской губернии, где сблизился с благочинным , оптинским старцем Макарием (Ивановым) , у которого исповедовался до своей кончины.

В октябре 1829 года во время рубки деревьев упал и несколько часов был без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения , причастился Святых Таин и предсказал, что скончается через 18 месяцев. После этого события ушёл в затвор в тесную комнату, где начал своё приготовление к смерти. В этой келье старец стяжал непрестанную молитву.

За неделю до кончины, в первый день Пасхи , 19 апреля 1831 года, преподобный приобщился Святых Таин, лицо его заметно просияло. Все оставшиеся дни подвижник пребывал в болезненном состоянии. В самый день преставления он попросил ученика возжечь пред иконами свечи, призвать настоятеля и собрать к нему братию, чтобы простится.

Святой преставился 27 апреля 1831 ( 10 мая 1831 ) в 86-летнем возрасте. Был погребён в Площанской пустыни напротив алтаря Казанской церкви .

Мощи и почитание

Старец из смирения запретил себя рисовать. Тем не менее, существует портрет подвижника, сделанный втайне от него в 10-х годах XIX века по заказу святителя Воронежского Антония (Смирницкого) . На нём старец изображен с чётками и посохом. Копии этих изображений находились в игуменских покоях Белобережской и Площанской пустыней.

Жизнеописание святого было составлено в конце 70-х годов XIX века его ученицей монахиней Ангелиной , которое в 1882 году было исправлено и дополнено в Белобережской пустыне учеником старца монахом Арсением (Кириловым) .

Мощи преподобного Василия хранятся в Площанской Казанской Богородицкой пустыни Брянской области. Часть мощей хранится в Славяно-Греко-Латинской Академии .

По сообщениям советских властей 1950-х годов, « на месте бывшего Площанского монастыря… верующие… берут песок с могилы „святого“ монаха и воду из источника »

8 мая 2008 г. Священный Синод УПЦ МП принял решение о канонизации иеромонаха Василия (Кишкина) в соборе преподобных Глинских.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 30.11.17 года иеромонах Василий (Кишкин) был причислен к лику общецерковных святых.

17 июня 2018 года в Богородицкой Площанской мужской пустыни митрополит Брянский и Севский Александр (Агриков) возглавил торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина) .



См. также

Примечания

  1. Архангельское (см. от 1 сентября 2017 на Wayback Machine ) ныне — Сотниково (см. от 1 сентября 2017 на Wayback Machine ) в Банинском сельсовете , Фатежский район Курской области.
  2. . Дата обращения: 27 сентября 2017. 28 сентября 2017 года.
  3. .
  4. ГА Брянской обл. ОДФ Ф. 7 [Архив Белобережской пуст.]
  5. Жизнеописание старца Василия (Вл. Тим. Кишкина). 2-я пол. XIX в. // РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-285.
  6. . Глинская пустынь. Официальный сайт. от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  7. от 13 декабря 2014 на Wayback Machine Схиархим. Иоанн (Маслов). Иеромонах Василий (Кишкин)] // Глинский патерик. — Самшит, 1997.
  8. Старцы Площанской пуст. — М., 2002. — С. 43—58.
  9. Ангелина, мон. Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Кишкина Вл. Тим.). 2-я пол. XIX в. // РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-284
  10. Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его мон. Арсения Белобережской пустыни. Брянск, 1887. Од., 19042.
  11. ГА Брянской обл. Ф. 2889. Оп. 2. Д. 6. Л. 47.
  12. . Дата обращения: 2 декабря 2018. 3 декабря 2018 года.

Литература

  • Иером. Диомид (Кузьмин). // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 82—83. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  • Иеромонах Диомид (Кузьмин) . Старец Василий Кишкин и его последователи: опыт христианского воспитания.
  • Письмо к мон. Магдалине и Александре, 1820 г. // РГБ ОР. Ф. 213. К. 103. Ед. хр. 50.
  • В.В.Бондаренко. Святые старцы. М., Молодая гвардия (серия ЖЗЛ), 2020.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Василий (Кишкин)