Interested Article - Голощапов, Сергей Иванович

Сергей Иванович Голощапов (6 ( 18) июня 1882 , посёлок Баньки (близ Павшина), Московский уезд , Московская губерния 19 декабря 1937 , Бутовский полигон , Московская область ) — протоиерей Русской православной церкви.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году .

Образование

Окончил Заиконоспасское духовное училище ( 1898 ), Московскую духовную семинарию ( 1904 , Московскую духовную академию ( 1908 , третьим в выпуске) со степенью кандидата богословия (тема кандидатского сочинения: «Божественность христианства»). Ученик преподавателя философии Михаила Осиповича Вержболовича. В 1908— 1909 годах был профессорским стипендиатом в Московской духовной академии.

Преподаватель

С 1909 года — помощник инспектора Московской духовной семинарии. Одновременно с августа 1910 года — преподаватель Московской духовной семинарии по кафедре философии, логики и психологии, с 1913 года классный воспитатель. Был болен туберкулёзом, прошёл курс лечения кумысом в Башкирии . С 1914 года также преподавал на курсах при Покровской общине сестер милосердия в Москве. В марте 1916 года представил в Совет академии магистерскую диссертацию на тему «Бог во плоти» («Божественные черты в лице и учении Господа нашего Иисуса Христа»).

В 1917 1918 годах — делопроизводитель отдела о высшем церковном управлении Поместного собора.

В 1918 году читал лекции на курсах политпросвета Военизированной охраны. В 1918—1926 годах преподавал русский язык и литературу в средней школе 2-й ступени, затем вышел на пенсию по инвалидности.

С февраля 1920 года — диакон, с мая 1920 года — иерей. Решение о рукоположении принял после беседы с Патриархом Тихоном . В 1920— 1923 годы — настоятель храма святителя Николая в Покровском (у Покровского моста). Во внебогослужебное время работал над созданием приходской школы, в которой верующие могли бы изучать Священное Писание, церковный устав, духовное пение. С 1921 года — протоиерей.

С 1921 года преподавал систематическую философию в действовавшей неофициально Московской духовной академии, приват-доцент.

С 1922 года без зачисления в штат служил в храме Никольского единоверческого монастыря , где в это время был настоятелем его товарищ по духовной академии епископ Никанор (Кудрявцев) .

С 1925 (или 1926 ) года — настоятель храма в честь Грузинской иконы Божией Матери в Никитниках (созданного в приделе закрытого Троицкого храма). Стремился восстановить традиции строго уставной службы. Архимандрит , бывшший в молодости прихожанином этого храма, позднее вспоминал:

Под большие праздники совершались «всенощные бдения». Это означало, что мы начинали службу около десяти часов вечера и оканчивали в пять-шесть утра. Хотя внешнее убожество наших богослужений в такие праздничные дни было особенно очевидно, но мы его не видели. Теплота соборной молитвы все преображала, нищета раскрывалась богатством, а души наши преисполнялись светлой радости. По окончании службы была братская трапеза. Она была убога, так, кое-что, но и в ней сладость духовная была неизъяснимой. Она была отзвуком «вечери любви» первых христиан.

Деятель «иосифлянского движения»

В 1927 году выступил с резкой критикой Декларации митрополита Сергия (Страгородского) , предусматривавшей далеко идущие уступки советской власти. Вошёл в каноническое общение с митрополитом Иосифом (Петровых) . Храм в честь Грузинской иконы Божией Матери был закрыт 30 сентября 1929 года .

4 октября 1929 года был заключён в Бутырскую тюрьму. По статье 58-10 приговорён к трём годам ИТЛ, срок заключения отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Находился на общих работах, где тяжело заболел (сердечный приступ и сыпной тиф). Находился на лечении в санитарной части лагеря, затем работал помощником провизора (как знающий латинский язык) и лекарским помощником. В 1932 году выслан в город Мезень Северного края, куда также сослали и его жену. Семья жила в бедности за счёт частных уроков, изготовления и продажи бумажных цветов.

С 1934 года супруги Голощаповы жили в Муроме , затем — в Можайске . По воспоминаниям сына Павла,

О. Сергий, несмотря на тяжелейшие обстоятельства и почти полное отсутствие перспективы на улучшение в будущем, не только не падал духом, но постоянно поддерживал его у всех, кто соприкасался с ним в этот период. В крохотной каморке, которую он снимал в Можайске, он устроил себе маленький алтарь, перед которым совершал утренние и вечерние службы, где горячо молился за всех страждущих и обремененных.

Последний арест и мученическая кончина

7 декабря 1937 года был арестован на своей квартире во время совершения всенощной. 9 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось, что обвиняемый «имел при себе церковное облачение и тайно ходил по домам, совершая религиозные обряды и вместе с этим вел к.-р. агитацию… Виновным себя не признал, но достаточно уличается показаниями свидетеля Евстигнеева». 16 декабря был приговорён к расстрелу Тройкой УНКВД по Московской области . 19 декабря расстрелян на Бутовском полигоне.

Решением Священного Синода Русской православной церкви от 27 декабря 2000 года имя протоиерея Сергия Голощапова включено в Собор святых новомучеников и исповедников Российских XX века.

Семья

  • Отец, Иван Александрович, был художником по тканям на Знаменской мануфактуре . По болезни лишился работы, семья бедствовала, но её объединяла и укрепляла глубокая религиозность.
  • Жена (с 1908 года) — Ольга Борисовна Кормер (1885—1963) . Её мать Прасковья Абрамовна Гольдберг (1854—1938), которая жила с семьёй Голощаповых, — была дочерью крупного московского мануфактурщика, купца первой гильдии Абрама Симховича Гольдберга, чьё имение располагалось в Алексеевском, где жили Голощаповы .
    • Сын — Павел (1916—?), соавтор биографической работы о своём отце.
  • Племянниками его жены были литератор Николай Эрдман и художник Борис Эрдман .

Труды

  • Радостная песнь Боговоплощения (Размышление пред праздником Рождества Христова) // Душеполезное чтение. 1905. № 12.
  • Учение Св. Писания о кончине мира и предположение новейших учёных о запустении или же разрушении Земли и окружающих её небесных тел // Душеполезное чтение. 1908, № 10, 11, 12.
  • Православное богослужение и его значение для обновления религиозно-церковной жизни. СПб, 1909.
  • Апостол Христов (Личные воспоминания об отце Иоанне Кронштадтском) // Московские церковные ведомости. 1910. № 48.
  • Памяти дорогого и незабвенного учителя Михаила Осиповича Вержболовича. М., 1912.
  • Вера в чудеса с точки зрения современной богословской науки // Вера и Разум, 1912. № 5, 6, 8.

Примечания

  1. Дамаскин (Орловский) , игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7. — Тверь: «Булат», 2002 год. от 4 марта 2016 на Wayback Machine — стр. 248—256.
  2. . Дата обращения: 27 апреля 2017. 29 апреля 2017 года.
  3. . Дата обращения: 27 апреля 2017. 28 апреля 2017 года.

Библиография

  • Журналы собраний Совета МДА за 1908 г. // Богословский вестник. 1909. — № 1. — С. 83-86.
  • Голубцов С., протод., Голощапов П. Исповедник и мученик протоиерей Сергий Голощапов. — М., 1999. — 16 с.
  • Дамаскин (Орловский) , игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 7. — Тверь: Издательский дом «Булат», 2002. — С. 248—256. — 541 с.
  • Дамаскин (Орловский) , игум. Жития новомучеников и исповедников российских XX в. Московской епархии: декабрь / Общ. ред. митр. Ювеналий. — Тверь: «Булат», 2004. — С. 46—62. — 174 с. — ISBN 5-902112-24-9 .
  • Дамаскин (Орловский), архим. Сергий Иванович Голощапов // Православная энциклопедия . — М. , 2021. — Т. LXII : «Свенская Печерская икона Божией Матери — Сергий». — С. 742-743. — 752 с. — ISBN 978-5-89572-069-1 .
Источник —

Same as Голощапов, Сергей Иванович