Interested Article - Октябрины

Октябрины в селе

Октябри́ны ( звезди́ны , красные крестины , звёздочки , октябрение ) — советский обряд (или революционный обычай ); альтернативная крести́нам практика торжественного наречения имени новорождённому .

Обряд возник как элемент так называемой «красной обрядности» на первом этапе формирования системы советских обрядов и просуществовал сравнительно недолгое время .

Возникновение обряда

Обряд октябрин возник на первом этапе формирования , в период создания «красных» обрядов .

Обстоятельства появления советской обрядности

В. В. Маяковский , «Обряды», обложка книги.

В первые годы после революции появилась идея создания особой безрелигиозной коммунистической обрядности, процесс возникновения которой в значительной мере носил стихийный характер. Несмотря на это, основные сценарии «красных» обрядов были разработаны вскоре после окончания Гражданской войны .

«Красная обрядность» была попыткой советской власти заменить традиционные религиозные обряды новыми гражданскими , искоренить религиозные обряды и традиции за счёт вытеснения их советскими обрядами в рамках активной борьбы с церковью . Новые обряды («красные свадьбы», «красные крестины», «красные похороны») имели ярко выраженный атеистический характер . Хотя и названия новых обрядов («красная свадьба» и др.) стояли в одном ряду с названиями старых, и прежняя форма (структура) того или иного обряда сохранялась, смысловое наполнение их было противоположным, несмотря на внешнюю имитацию «устаревших» традиций .

Становление в 1920-х годах советских праздников, обрядов и обычаев в советское время связывали с именами В. И. Ленина , Н. К. Крупской , А. В. Луначарского , Ем. Ярославского , П. А. Красикова , И. И. Скворцова-Степанова .

Появление советской обрядности сопровождалось дискуссией о том, как в новом коммунистическом обществе должны сопровождаться рождение, смерть и другие важнейшие события человеческоё жизни. Единого, чёткого мнения на этот счёт не было. Горячими сторонниками новой обрядности были Троцкий и Вересаев , в то время как ранее упомянутому Емельяну Ярославскому , председателю Союза воинствующих безбожников , были свойственны более умеренные взгляды на этот вопрос .

Время появления

История обряда, судя по всему, начинается с 1923 года, когда был зафиксирован один из первых случаев красных крестин, или октябрин, в Серове .

На этот же год приходится сообщение из Курска о первых «рабочих октябринах», состоявшихся 19 января в Клубе пищевиков при участии фабрично-заводского комитета . Чуть позже, 9 февраля, в Дмитриевском рабочем дворце состоялись «комсомольские октябрины» дочери служащего почтово-телеграфной конторы Владимира Кузнецова, которую нарекли Розой — в память Розы Люксембург . 15 марта в селе Новый Кривец Михельпольской волости Тимского уезда Курской губернии состоялись октябрины сына некоего Марка Кулешина. Все описанные события происходили при большом стечении народа .

Октябрины в 1923 году широко внедрялись по всей стране .

В статьях уже упомянутого выше Л. Д. Троцкого за 1923—1924 годы имянаречение фигурирует несколько раз. В частности, статья из «Правды» от 14 июля 1923 г. содержит упоминание о том, что рождение ребёнка иногда сопровождается « полушутливой обрядностью, „осмотром“ младенца при участии фабзавкома », однако никакого особого названия этому действию не даётся , но в последующих публикациях уже присутствуют наименования октябрины и звездины .

Описание обряда

Октябрины в 1927

Итак, традиционным крестинам были противопоставлены красные крестины, посвящение новорождённого Христу сменилось на посвящение делу Октябрьской революции (что дало наименования октябрины , красные октябрины , октябрение ), крест был заменён пятиконечной звездой (дало наименования звёздочки , звезди́ны ) , откуда видно, что при всех вариантах именования рассматриваемого обряда (отличающихся от источника к источнику) сохраняется противопоставление старой и новой обрядности.

Место действия

Место действия выбиралось по признаку значимости для данного сообщества: это мог быть красный уголок клуба , местком , деревенская кузница и т. д. Наречение имени могло проходить в рамках общественного мероприятия .

Сценарии действия

Сценарии проведения «красных крестин», «красных свадеб» и «красных похорон», созданные вскоре после окончания Гражданской войны , должны были не просто заменить старую обрядность, но и дискредитировать её .

Руководил проведением обряда специалист, обладающий соответствующей идеологической подготовкой, в качестве которого мог выступать председатель сельсовета , клуба, работник ЗАГСа . В обряде обычно также принимали участие представители районного комитета РКП(б) , районного комитета РЛКСМ , женотдела , руководители партийных и комсомольских ячеек. Нового гражданина, прошедшего обряд красных крестин (октябрин, звездин), поздравляли представители различных профессий. Возможные сценарии проведения обряда достаточно разнообразны .

В сохранившейся до наших дней «инструкции» («сценарии») Тихвинского уездного комитета РЛКСМ по организации обряда (или, на языке самого документа, «праздника гражданства») содержится следующее описание события :

  • оно «происходит на собрании заводского комитета, коллектива или клуба»;
  • его начинает процессия родителей с ребёнком, сопровождаемая знаменем коллектива или завкома;
  • в шествии участвуют представители местной организации комсомола и юных пионеров с большими красными звёздами;
  • председатель произносит краткую торжественную речь о « смычке трудящихся во всём мире », а затем принимает в свои руки ребёнка и « от лица трудящихся Союза Советских республик » нарекает ему имя, желает младенцу « быть честным и верным сыном трудового народа »;
  • затем ребёнка одевают в красную ткань и передают родителям;
  • родители обещают воспитать его « в преданности делу трудящихся во всём мире »;
  • все присутствующие исполняют революционную песню;
  • представители местной комсомольской организации поздравляют нового гражданина, среди вручаемых ему подарков — билет члена РКСМ;
  • церемонию венчает общее пение «Интернационала» .

Совершенно очевидно, что между церковным обрядом крещения и новыми «красными крестинами» много общего: священника сменил председатель коллектива, купель и крест сменились звездой, церковные песнопения — революционными песнями, белая крестильная рубашка — красной тканью .

Автор приведённой выше «инструкции» подчёркивал, что нет необходимости жёстко фиксировать порядок проведения действия, так как « быт пролетарской революции подвижен, чуждается фетишей и не нуждается в них » .

Принятие в комсомол (профсоюз)

Приведённая подробность о вручении новорождённому билета члена РКСМ ( комсомольского билета ) в наши дни кажется анекдотичной, однако сведения о приёме младенцев в комсомол (а заодно и в профсоюз) встречаются и в иных описаниях обряда. В частности, одна из местных газет Екатеринославской губернии (нынешней Днепропетровской области Украины) в статье «Первые октябрины на сахзаводе» так описывала новое явление :

29 января 1924 года рабочий клуб Знаменского сахарного завода был битком набит рабочими. Необычайное на заводе событие — октябрины. Ребёнок переходит на руки секретарю комсомола, который заявляет, что с 14 лет маленький товарищ зачисляется членом комсомола сахзавода, где получит воспитание для вступления в ряды Компартии. Далее предзавком сахарников обещает учить девочку, когда она подрастёт, как строится пролетарское государство, как оно управляется, и тут же предлагает считать её членом союза сахарников. Как новому члену профорганизации, завком тут же выдаёт новорождённой членскую карточку с 14-летним отпуском.

О немедленном приёме в комсомол новорождённого сообщалось в уже упомянутом выше сообщении о октябринах, состоявшихся в одном из сёл Курской губернии . Известен факт записи новорождённых кандидатами в комсомол сроком на 14 лет на Лысьвенском заводе (Урал) .

Подарки

Подарки новорождённому могли не сводиться к упомянутому выше комсомольскому билету.

В качестве подарков могли вручать, например, марксистскую литературу (как правило, произведения Ленина, его речь на III съезде комсомола) .

В некоторых сообщениях говорится о подарках, невиданных по щедрости для тех полуголодных времён. Например, в Екатеринославской губернии на заводе имени Карла Маркса виновникам торжества подарили одеяла и несколько аршинов ткани, а чадо некоего товарища Линецкого, члена губобъединения инвалидов, получило в подарок материю для белья, ватное одеяло и даже «художественной работы торт, изображающий земной шар с разными символическими украшениями» .

Дальнейшая история

За эффективностью внедрения новой обрядности осуществлялся определённый контроль. Соответствующие пункты содержали «Программы обследования деревни (села)». В частности, в «Программе обследования», разосланной ЦК РКП(б) по Сибири в 1924 году, содержались вопросы: «имелись ли случаи гражданских похорон, октябрин, не было ли случая отказа от церковного брака». В «Программе обследования» 1926 года также имелись пункты, касающиеся старой и новой обрядности .

Мнения об итогах кампании по внедрению «красной обрядности» разнятся: согласно одному исследователю, кампания «определённый успех, в особенности в городской среде» , в другой же работе говорится, что новая обрядность не получила «широкого распространения даже в городской среде, а в деревне была настоящей редкостью» .

Обряд просуществовал сравнительно недолгое время , однако во времена Хрущёва благодаря развернувшейся с 1958 года антирелигиозной кампании вновь возник интерес к обрядотворчеству . Эта тема получила отражение в публикациях 1960-х годов , а на рубеже 1970-х и 1980-х увидело свет немалое число литературы, посвящённой социалистической обрядности .

В искусстве

Примечания

  1. // Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935-1940.
  2. // Грамота.ру .
  3. Вазерова А. Г., Молькин А. Н. от 1 июня 2016 на Wayback Machine // «Современные научные исследования и инновации», научно-практический журнал.
  4. Федирко О. П. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  5. Бондаренко Е. Д. от 9 марта 2016 на Wayback Machine // Политическая лингвистика, № 4 (46), 2013 г.
  6. Скоропадский А. от 28 мая 2015 на Wayback Machine // Российская газета, 01.07.2005.
  7. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. октябрины // Толковый словарь языка Совдепии.- СПб.: Фолио-Пресс . — 1998. // Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь языка Совдепии. — СПб.: Фолио-Пресс, 1998.
  8. Анна Соколова. от 19 апреля 2015 на Wayback Machine // Отечественные записки, журнал, № 5 (56), 2013 г.
  9. Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. от 3 июня 2015 на Wayback Machine
  10. Алексеевский М.Д. от 3 июня 2015 на Wayback Machine // Комплексное собирание, систематика, экспериментальная текстология. Вып. 2. Материалы VI Международной школы молодого фольклориста (22-24 ноября 2004 г.) Архангельск, 2004. С. 162-169.
  11. . Дата обращения: 4 июня 2015. 10 февраля 2014 года.
  12. Петр Горбачёв. (недоступная ссылка) // Курский вестник, 10 июня 2014 г.
  13. Евгений Жирнов. от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Коммерсант-Власть, № 43 (1098), 3 ноября 2014 г.
  14. Троцкий, Лев Давидович. от 6 марта 2016 на Wayback Machine // Правда , 14 июля 1923 г.
  15. Дата обращения: 3 июня 2015. 3 апреля 2012 года.
  16. . Дата обращения: 3 июня 2015. 23 марта 2015 года.
  17. А. Д. Соколова. от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  18. от 23 ноября 2015 на Wayback Machine // СЕГОДНЯ.ua, 28 марта 2012 г.
  19. Наталия Лебина. от 8 апреля 2016 на Wayback Machine
  20. Слезин Анатолий Анатольевич. от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Юридические исследования, № 2, 2013 г.
  21. Елена Жидкова. 15 февраля 2015 года. // Государство. Религия. Церковь. № 3—4 (30), 2012.
  22. Л. М. Сабурова. от 15 июня 2015 на Wayback Machine // Советская этнография, № 5, сентябрь—октябрь 1967 г.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Октябрины