Interested Article - Каучины
Каучины, кавчины ( монг. хаучин ) — одно из средневековых монгольских или тюрко -монгольских племён, поселившихся в XIV веке на территории Мавераннахра . Каучины были в составе войска, выделенного в своё время Чингисханом своему сыну Чагатаю (годы жизни: 1185—1242) .
Содержание
Этноним
Согласно академику В. В. Бартольду , слово каучин, первоначально не было названием отдельного рода или племени, а было названием привилегированной части войска. По словам Шереф ад-дина Йезди , так называлась собственная тысяча хана .
Названия каучин нет в « Сокровенном сказании » эпохи Чингисхана , также оно не встречается у крупнейшего ильханидского историка Рашид ад-Дина .
В примечаниях второй части второго тома «Сочинений» В. В. Бартольда указано, что в действительности в Зафар-наме Шереф ад-дина сказано, что «каучин» было названием «рода (бой) собственной тысячи». Если принять одну из трактовок сообщений Рашид ад-Дина, то слово каучин оказывается не только военным термином, но и племенным названием .
В источниках XV века на территории Мавераннахра применяются следующие формы этнонима: кавчин , каучун .
По мнению М. А. Салье , каучины были тюркским родом .
Как писал калмыцкий учёный Ц. Д. Номинханов, каучин и кутчи — разновидность одного и того же племенного названия. Номинханов при этом ссылается на сведения И. П. Магидовича из книги «Материалы по районированию Средней Азии» . Следует отметить, что название кутчи принято считать одной из форм этнонима кушчи .
По предположению монгольского историка Энхчимэг Цэндмаа, этимология слова «кау-чин» восходит к монгольскому слову «хуу-чин» (хаучин), что означает «старый, древний». По её мнению, в монгольских исторических источниках этноним отражён в форме « хуучин ». Хуучины упоминаются как в составе восточных монголов , так и в составе ойратов .
В переводе с даурского языка «каучин» значит «старый» .
История
Каучины наряду с джалаирами , барласами и арулатами упоминаются в числе монгольских или тюрко -монгольских племён, которые были переданы в удел Чагатай-хану в составе 4 тысяч воинов и переведены в Среднюю Азию , где впоследствии они вошли в основной состав моголов Моголистана .
Согласно В. В. Бартольду , барласы, джалаиры, арлаты и каучины в дальнейшем представляли собой четыре главных рода в Улусе Чагатая . Они получили уделы первыми и в лучших районах их распределения: для барласов были пожалованы долины Кашкадарьи , с главным городом Шахрисабзом , джалаиров — бассейн Сырдарьи , с главным городом Ходжентом , арлатов — Северный Афганистан , каучинов — бассейн верховьев Амударьи . Казахский ученый С. К. Ибрагимов , ссылается и поддерживает мнение В. В. Бартольда .
По мнению казахского историка М. Х. Абусеитовой, поскольку арулаты, джалаиры и каучины пользовались особенным влиянием среди чагатаев , то они на некоторое время стали противниками Тимура в борьбе за власть. Сам Тимур в первую очередь пользовался поддержкой барласов, племени из которого он сам происходил. Тимур в конце концов одержал верх и окончательно укрепил свою власть в западных частях Чагатайского улуса .
Насчёт происхождения эмира Казагана В. В. Бартольд выражает два противоположных мнения: первое: «очень вероятно, что из каучинов происходил первый правитель Мавераннахра из чагатайских эмиров, Казаган (1346—1358)» ; второе: Бартольд называет его «тюркским эмиром Казаганом» . В персидских источниках Казаган упоминается в числе «турецких» (т. е. тюркских) эмиров Мавераннахра .
Из племени каучин происходил Ардашер Кавчин , один из сподвижников Тимура . В « Зафар-наме » также упоминаются Топлак Кавчин , Алка Кавчин, Аталмиш Кавчин , Тилак Кавчин .
В « Бабур-наме » упоминаются следующие эмиры из племени каучин: Али Мазид Каучин, Касим бек Каучин, Мир Шах Каучин , Кул Мухаммед Бугдай, Мухаммед Ильчи Буга .
Потомки
Этноним каучин в Монголии среди названий племён и родов не встречается. Данное название впервые было зафиксировано на территории Чагатайского улуса и в дальнейшем фиксировалось только на территории Средней Азии . После XVI века племенное название каучин в Мавераннахре за исключением современной территории Таджикистана не упоминается.
По предположению монгольского историка Энхчимэг Цэндмаа, этноним каучин встречается в монгольских исторических источниках XVII в. в форме хуучин .
См. также
Примечания
- Григорьев А. П. Монгольская дипломатика XIII-XV вв: чингизидские жалованные грамоты. — Ленинград: Изд-во Ленинградкого университета, 1978. — С. 12. — 138 с.
- ↑ Бартольд В. В. Сочинения. Том II. Часть 2. Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. — Москва: Наука, 1964. — С. 34. — 659 с.
- ↑ Губаева С. С. Этнический состав населения Ферганы в конце XIX — начале XX в.: по данным топонимии. — Ташкент: ФАН, 1983. — С. 52. — 103 с.
- ↑ Номинханов Ц. Д. // Записки. Вып. 2. — Элиста: Калмыцкое государственное издательство, 1962. — С. 267 . 31 августа 2021 года.
- ↑ Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976, С. 23—24.
- Источниковедение истории Улуса Джучи, Золотой Орды: от Калки до Астрахани, 1223—1556. — М. : Мастер Лайн, 2002. — С. 37. — 430 с. — ISBN 978-5-93139-133-5 .
- ↑ Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 172. — 759 с.
- . — Ташкент: Институт истории народов Средней Азии имени Махпират, 2005. — С. 26. — 239 с.
- ↑ Краткие сообщения. Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Вып. 31—38. — 1959. — С. 39.
- Бабур-наме. Ташкент. Главная редакция энциклопедий. 1992.
- Номинханов Ц. Д. // Записки. Вып. 2. — Элиста: Калмыцкое государственное издательство, 1962. — С. 261 . 31 августа 2021 года.
- ↑ Энхчимэг Цэндмаа. // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. — 2013. — № 2 (49) . — С. 161—165 . — ISSN . 24 октября 2020 года.
- Тодаева Б. Х. Дагурский язык. — Москва: Наука, 1986. — С. 19. — 187 с.
- Бартольд В. В . Сочинения. Том II. Часть 1. М., 1963, С. 153.
- Мурзаев Э. Д. . — Москва: Наука, 1980. — С. 230. — 286 с.
- Ибрагимов С. К. . — Рипол Классик. — С. 550. — ISBN 978-5-458-55272-1 .
- Абусеитова М. Х. История Казахстана и Центральной Азии. — Дайк-Пресс, 2001. — С. 206. — 611 с.
- Бартольд В. В . Сочинения. Том II. Часть 1. М., 1963, C. 78.
- Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 164. — 759 с.
- Шараф ад-дин Язди. . — Алматы: Санат, 2008. — С. 70. — 484 с.
- Шараф ад-дин Язди. . — Алматы: Санат, 2008. — С. 176. — 484 с.
- Шараф ад-дин Язди. . — Алматы: Санат, 2008. — С. 448. — 484 с.
- Шараф ад-дин Язди. . — Алматы: Санат, 2008. — С. 455. — 484 с.
- Захир ад-дин Мухаммед Бабур. (неопр.) . www.vostlit.info. Дата обращения: 9 апреля 2020. 25 августа 2011 года.
Этносы и роды
тюрко
-
монгольского
происхождения
|
|
---|---|
Дагестаноязычные |
|
Индо-ираноязычные | |
Исторические |
|
Казахские роды | |
Тюркоязычные |
|
*
Этническое происхождение спорно.
**
Монгольский компонент необщепринят.
|
- Tags: