Interested Article - Вирява

Виря́ва, Вирь-ава ( эрз. , мокш. вирь — «лес», ава — «женщина») — в мордовской мифологии лесной дух, покровительница, хозяйка леса. Имеет вид обнажённой длинноволосой, иногда одноногой женщины, с грудями, переброшенными через плечи .

Её образ возник прежде всего как результат страха перед лесной чащей, стихией, где можно сбиться с пути, встретиться с опасным зверем. Лес противостоял человеку как злая сила. С другой стороны, он выступал в качестве кормильца, способствуя развитию лесных промыслов: охоты, бортничества , собирательства, заготовки древесины, лыка и др. По мере освоения леса люди стали меньше бояться Вирявы и придумывали способы «отбиваться» от неё.

По поверьям, человеку Вирява показывается редко, может вывести заблудившегося из лесу (после необходимой молитвы) или наоборот запутать дорогу, защекотать до смерти; уходить от неё нужно пятясь назад, тогда она не разберёт, куда ведут следы .

Соответствующий мужской персонаж — вирь-атя (морд, атя, «старик», «мужчина»): к нему обращаются мужчины с просьбой о помощи в мужских промыслах, тогда как женщины просят Виряву показать, где больше грибов, ягод и т. п. Аналогичное представление о хозяйке леса — кожла-аве (мар. кожла, «лес») известно марийцам .

У мордвы издревле существовало поверье, что во время родов, которые проходили в полутёмной бане (покровительница Банява) , нередко случалась подмена новорожденного: Вирява, Ведява или нечистые подкидывали на его место своего ребёнка .

См. также

Примечания

  1. / Гл. ред. Токарев С. А. . — М. : Советская энциклопедия , 1980. — С. . — 1147 с.
  2. Н. Ф. Мокшин. Мифология мордвы: этнографический справочник. — Мордовское книжное издательство, 2004. — С. 99—100. — 328 с.
  3. А. В. Алёшкин. Мордовское устное народное творчество: учебное пособие. — Университет им. Н. П. Огарева, 1987. — С. 153—154. — 292 с.

Литература

Источник —

Same as Вирява