Interested Article - Уйсун

Уйсун ( каз. үйсін ) — самое крупное по численности родоплеменное объединение у казахов, составляющее большинство Старшего жуза, а также являющимся крупным племенем ногайцев, узбеков и других тюркских народов.

Численность и расселение

Ареал расселения казахских уйсунов занимает территории Алматинской , Жамбыльской и Южно-Казахстанской областей, частично Бокейординский , Жанибекский районы Западно-Казахстанской области , а также казахские ирриденты в Ташкентской области Узбекистана и юго-западной части Или-Казахского автономного округа в китайском Синьцзяне, где живут представители уйсинских племен албан и суан .

Согласно расчетам Н. Э. Масанова, во второй половине XIX в. численность уйсунов составляла 515—545 тыс. человек (16.9 % от всех казахов ) . По данным М. Т. Тынышпаева, в начале XX в. их численность достигала 850 тыс. человек . По данным А. А. Темиргалиева, в 1911—1913 годах их численность составляла 699 850 человек (15.5 % от всех казахов) . По оценке Б. Р. Ракишева, современная численность уйсунов — 2 753 700 человек .

Происхождение

Есть две основные версии их происхождения. Первую версию в XIX в. выдвинул русский историк-востоковед В. В. Григорьев , в которой отождествил уйсунов с народом усунь , пришедших на территорию современного Казахстана из степей Восточной Азии во II в. до н. э.

Вторую версию выдвинул выдающийся казахский ученый XIX в. Ч. Ч. Валиханов . Он связывал приход уйсунов на территорию Казахстана с монгольской экспансией XIII в., а происхождение — с монгольским племеним ушин (хушин) . Б. Б. Ирмуханов в уйсунах видел потомков дарлекин-монгольского племени ушин . А Ж. М. Сабитов поддерживает нирун-монгольскую происхождения уйсунов. То есть Чингисхан истребил племя чжуркин , но ему принесли двух детей оттуда, Борогула и Байку ( Майкы-Бий). Им запретили называться чжуркинами, но по месту их проживания (ушин-цзи) дали новый трайбоним Ушин. Потомки Борохул ушина стали монгольскими ушинами , Байку нойона прикомандировали к западному походу и его потомки стали родом золотоордынским родом уйшин, вот от сюда и берут свое начала казахские уйсуны. Это так же подтверждается по сведениям Рашид ад-Дина , Майкы-бий был соратником Чингисхана , поэтому приставлен к сыну Джучи как один из карачи-беков с целью помогать управлять улусом (территорией и людьми) .

Отцом Майкы-бия, согласно шежире, был Уйсун. Как считал М.-Х. Сулейманов, Уйсуна следует отождествлять со старцем Усуном из племени баарин , родственником Чингисхана и одним из его главных советников . Подобного мнения также придерживаются Ж. М. Сабитов и Н. Б. Баймуханов .

Этноним уйсун зафиксирован в родоплеменных структурах ногайцев , узбеков , крымских татар , литовских татар , халха-монголов (в форме ушин), хазарейцев . Башкирские табыны считают себя потомками уйсина Майкы .

Гаплогруппа

Для уйсунов характерной является гаплогруппа С2 -M217. Причем для кланов суан , албан , сарыуйсун, шапырашты характерно накопление только варианта С2*-М217(хМ48, xM407). Тогда как для кланов ошакты , сиргели , ысты встречен и маркер C2b1a2-М48 .

Генетически казахским уйсунам наиболее близки казахские кереи , коныраты и алшины ( байулы , алимулы ). Из других народов Центральной Азии наиболее близки кыргызское родоплеменное объединение монолдор и баяты , проживающие в аймаке Увс на северо-западе Монголии .

Родовой состав

Казахские уйсуны Старшего жуза состоят из следующих кланов: сарыуйсын, шапрашты , ошакты , ысты, дулат , албан , суан . В некоторых источниках к уйсунам причислены шакшам и сиргелы . Кроме того, на западе Казахстана живут уйсин-ногаи Букеевской Орды , которые входят в состав племенного союза ногай-казак Младшего жуза .

Согласно шежире, абак-кереи по мужской линии восходят к уйсунам .

Состав Уйсун
Племя албан дулат ошакты суаны шапырашты ысты
Роды
  1. сикым
  2. шымыр

Шежире

Существует несколько версий шежире уйсунов .

Ч. Ч. Валиханов : У Тобея был сын Уйсун, у которого было 4 сына: Коелдер, Мекрен, Майки , Когам. От Коелдера происходит Катаган , от Мекрена — Джалаир , от Когама — Канлы , от Майки — Абак. От Абака происходят: Ысты , Байдибек, Шапрашты , Ошакты . Сыновьями Байдибека были Сары Уйсун и Джаршак, от которого происходили Дулат , Албан и Суан .

Г. Н. Потанин : у Уйсуна было два сына — Абак и Тарак. От Тарака происходили жалаиры, от Абака — Дулат, Албан, Суан (по другим сведениям добавляли Сары Уйсуна), от Токал (второй жены) — Шапырашты, Ошакты, Ысты, Сыргелы , а Канлы и Шанышкылы являются пришельцами (кирме) .

Согласно шежире научно-исследовательского центра Алаш, сыновьями Тобея были: Майкы, Когам, Койылдар, Мекрейл. Сыновьями Майкы были: Бактияр, Канлы, Кырыкжуз, Мынжуз. Сыновьями Бактияра были Уйсун и Сргелы, сыновья Уйсуна — Аксакал (Абак), Жансакал (Тарак). Сыном Тарака был Жалайыр, сыном Аксакала был Караша-би. Сыновьями Караша-бия были Байдибек и Байдолла. Сыном Байдуллы был Шакшам. Сыновьями Байдибека были Сары Уйсун, Жалмамбет, Жарыкшак. Сыновьями Жалмамбета были Шапырашты, Ысты, Ошакты, сыновьями Жарыкшака — Албан, Суан, Дулат .

Согласно шежире З. Садибекова: у Майкы был сын Бахтияр, у него было два сына — Ойсыл и Уйсил. У Ойсыла было три сына: Жалмамбет (отец Ошакты), Жарымбет (отец Шапырашты), Жарас (отец Ысты). У Уйсила сын Абак (Аксакал), у которого сын Караш-би. У него сыновья Байдибек и Байдуыл. У Байдуыла — сын Шакшам, у Байдибека — сын Сары Уйсун (от Байбише — старшей жены) и Жарыкшак (от Домалак ана). У Жарыкшака — сыновья Албан, Суан, Дулат .

Примечания

  1. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 36. — 148 с.
  2. Сабитов Ж. М. // The Russian Journal of Genetic Genealogy. — 2012. — Т. 4 , № 1 . — С. 94—98 . — ISSN . 30 июня 2019 года.
  3. Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. в 5 томах / Отв. ред. А. Х. Маргулан. — Алма-Ата, 1984—1985.
  4. Сулейманов М.-Х. Майкы-бий, учение «Жасау-iзi» и истоки чингизизма. — Алматы, 2013. — С. 225. — 278 с.
  5. Сабитов Ж. М., Баймуханов Н. Б. . Academia.edu — Share research . Дата обращения: 4 сентября 2020. 27 ноября 2020 года.
  6. Масанов Н. Э. Кочевая Цивилизация Казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. — Алматы, 2011. — 740 с.
  7. Тынышпаев М. Т. Политические выступления, научные труды, документы. — Алматы, 2009.
  8. Темиргалиев А. А. Волости, уезды...казахи: Со схематической картой низовых административно-территориальных делений проживания казахов в 1897—1915 гг. — Алматы, 2012.
  9. Ракишев Б. Р. Размещение головных родов казахов по областям и их приблизительная численность // Доклады национальной академии наук Республики Казахстан. — 2015. — №3 (301). — С. 193—198.
  10. Ирмуханов Б. Б. . — Алматы: Наш ми, 2004. — С. 331. — 445 с. 30 июня 2020 года.
  11. Сабитов Ж. М. // The Russian Journal of Genetic Genealogy. — 2013. — № 1 . — С. 29—47 . 29 октября 2019 года.
  12. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 49—50. — 148 с.
  13. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 78. — 148 с.
  14. Сабитов Ж. М., Акчурин М. М. // Средневековые тюрко-татарские государства. — 2014. — Декабрь ( № 6 ). — С. 127—139 .
  15. . Дата обращения: 21 февраля 2013. 26 февраля 2013 года.
  16. . Дата обращения: 27 мая 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  17. . Дата обращения: 16 сентября 2019. 4 марта 2016 года.
  18. Масанов Н. Э. Кочевая Цивилизация Казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. — Алматы, 2011. С. — 100. — 740 с.
  19. Масанов Н. Э. Кочевая Цивилизация Казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. — Алматы, 2011. С. — 101. — 740 с.
  20. Казак ру-тайпаларынын тарихы: Дулат. XI том. 2 книга. — Алматы, 2008. — С. 272. — 576 с.
  21. Садибеков З. Қазақ Шежіресі. — Ташкент, 1994. — С. 40—41. — 144 с.
Источник —

Same as Уйсун