Выпускники Новой школы
- 1 year ago
- 0
- 0
Ай Вэйвэй ( кит. 艾未未 ; англ. ; род. 28 августа 1957 года , Пекин , Китай ) — китайский современный художник и архитектор , куратор и критик, основатель и директор «China Art Archive & Warehouse». В рейтинге за 2011 год «Сто самых влиятельных персон в арт-мире», составляемом журналом « ArtReview », Ай Вэйвэй занял первое место . По версии журнала « Time », он занимает 24-ю строчку в списке самых влиятельных людей мира .
Родился 28 августа 1957 года в Пекине ( Китай ). Отец художника — выдающийся китайский поэт Ай Цин ( Ai Qing , 1910—1996) , с конца пятидесятых содержавшийся в ссылке и не печатавшийся до реабилитации в 1978 году . В течение шестнадцати лет работой Ай Цина была чистка деревенских общественных туалетов . «Он и меня этому научил, — вспоминал Ай Вэйвэй. — Он был великим мыслителем. Его туалеты сверкали чистотой, он превращал их в произведение искусства, в подобие музея» .
С 1958 по 1978 год Ай Вэйвэй жил в Синьцзяне . В 1978 году поступил в , где обучался анимации . Стал в 1980 году одним из основателей арт-группы « Звёзды » .
В 1981 году бежал в США , опасаясь преследования со стороны властей . В 1982 году поступил в нью-йоркскую Школу дизайна «Парсонс» ( Новая школа ). С 1981 по 1993 год жил в США , преимущественно в Нью-Йорке . Наибольшее впечатление на Вэйвэя в США произвели поп-арт и концептуализм .
В 1993 году вернулся в Китай из-за болезни отца . В 1994 году основал «China Art Archives and Warehouse» в Пекине. В 2003 году стал специальным экспертом по дизайну национального стадиона Олимпийских игр 2008, в сотрудничестве с Herzog & de Meuron . Жил и работал в Пекине.
Предпринял собственное расследование обстоятельств Сычуаньского землетрясения 2008 года . Публиковал в своём блоге не попавшие в официальную статистику имена погибших детей и сведения о коррупции в строительном бизнесе, вследствие которой в первые минуты катастрофы разрушились десятки плохо построенных школ. Ай Вэйвэй был жестоко избит полицией за то, что попытался выступить на суде в поддержку обличавшего сычуаньскую администрацию правозащитника.
Вэйвэю было запрещено покидать Китай, а его мастерская в Шанхае снесена по распоряжению местных властей . В 2011 году в пекинском Центре современного искусства Улленса (UCCA) отменили проведение первой в стране крупной ретроспективы Вэйвэя .
В марте 2011 года было объявлено о переезде Вэйвэя в Берлин в связи с политическими преследованиями .
В 2019 году перебрался в Великобритания , на 2021 год жил в Лиссабоне .
3 апреля 2011 года в пекинском аэропорту перед посадкой в самолёт, на котором Ай Вэйвэй собирался вылететь в Гонконг , художник был арестован двумя полицейскими, которые заявили сопровождавшим Ай Вэйвэя, что у художника появились «другие дела» и он никуда не полетит . Также на время обысков на несколько часов были задержаны жена художника Лю Цин и восемь его сотрудников, были обысканы дом, студия и галерея художника . Полиция изъяла компьютеры и другие цифровые устройства . С 4 апреля запросы с именем художника в китайских интернет-поисковиках были заблокированы .
С требованием освободить Ай Вэйвэя 4 апреля выступили представители мирового арт-сообщества, среди которых директор , скульпторы Энтони Гормли и Аниш Капур , близкий друг Ай Вэйвэя Олафур Элиассон . 5 апреля США потребовали от Китая немедленно освободить художника и диссидента Ай Вэйвэя .
Официальное заявление появилось лишь 7 апреля 2011 года: государственное информагентство « Синьхуа » обнародовало сообщение о том, что «Ай Вэйвэй находится под законным следствием и подозревается в неких экономических преступлениях» . Уже после освобождения Вэйвея появится информация, что власти «рассматривали даже возможность обвинить его в двоежёнстве» .
Музей Гуггенхайма создал онлайн-петицию с призывом освободить Ай Вэйвэя . Эту инициативу поддержали также нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) , , и многие другие . На 12 мая 2011 года эту петицию подписали более 130 000 человек .
17 апреля 2011 года в поддержку арестованного художника была проведена Всемирная акция «1001 стул для Ай Вэйвэя» . В ходе акции люди будут приходить со своими стульями к посольствам Китая в мировых столицах ( Нью-Йорк , Стокгольм , Лондон , Париж , Бостон , Берлин , Афины , Москва и др.) и в течение часа будут молча сидеть перед зданиями посольств.
19 апреля 2011 года со статьёй в защиту Ай Вэйвэя в газете « The New York Times » выступил знаменитый писатель Салман Рушди .
23 апреля 2011 года на улицы Гонконга в поддержку Ая Вэйвэя вышли больше тысячи протестующих . На стенах зданий Гонконга начали появляться портреты Ая, выполненные неизвестными уличными художниками, которых уже ищет полиция .
В начале мая 2011 года в поддержку Ай Вэйвэя с официальным заявлением выступили Фонд Энди Уорхола и Фонд Роберта Раушенберга .
10 мая 2011 года в парижском Grand Palais британский скульптор Аниш Капур презентовал новую экспозицию «Левиафан», занимающую площадь 13 500 кв.м. Своё творение с четырьмя куполами, 90 метров в длину и 45 в высоту, напоминающее футуристический дирижабль, Капур посвятил Ай Вэйвэю . Более того, Аниш Капур предложил в знак протеста закрыть все музеи и галереи мира на один день .
В мае 2011 года английская ежедневная газета « The Times » начала кампанию солидарности с Ай Вэйвэем . Газета начала публиковать заявления известных людей с требованиями немедленного освобождения художника из заключения. Одними из первых стали Дэмиен Хёрст и Аниш Капур . Начало этой кампании было отмечено акцией: художники Аниш Капур и Корнелия Паркер лично отнесли к квартире премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона на Даунинг-стрит 10 больших портретов Вэйвэя с множеством подписей членов британского художественного сообщества .
В июне 2011 года британский скульптор Аниш Капур заявил об отмене своей выставки в Национальном музее Китая в Пекине, запланированной на 2012 год в рамках фестиваля «Британия сейчас» .
22 июня 2011 года был освобождён с формулировкой «как признавший свою вину и по состоянию здоровья» . Сторонники Вэйвея считают, что Пекин попытался «сохранить лицо» в канун начинающихся в ближайшие дни визитов премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Берлин , Лондон и Будапешт .
Искусство Ай Вэйвэя формально часто опирается на утопические амбиции «нового мира» конструктивизма . При этом, художник создаёт тонкие политические произведения, которые занимают критическую позицию в отношении радикальных изменений, происходящих в Китае. Эклектичная и энергичная деятельность Ай Вэйвэя охватывает широкое поле в области искусства и культуры — от кураторской деятельности и руководства «China Art Archive & Warehouse» до работы архитектора-консультанта «Птичьего гнёзда» (олимпийского стадиона в Пекине ), при этом художник активно выставляется по всему миру. Название его компании — «Fake Design» напоминает о репутации Китая как страны подделок. Но Ай Вэйвэю оно нравится также потому, что китайское произношение звучит как английское ругательство.
Ай Вэйвэй был основателем и членом группы художников, которые называли себя «Xing Xing» или «Звезды». В 1979 художники выставили их работы на тротуаре перед художественным музеем в Пекине. Полиция закрыла выставку на второй день.
После возвращения в Китай в 1993 Ай Вэйвэй обратился к элементам традиционной китайской культуры в своём творчестве, используя национальный символизм в провокационной манере. Художник начал создавать себе имя, портя бесценные китайские артефакты. Он разбирал антикварную мебель и затем собирал из неё странные нефункциональные объекты. Для одной из своих работ он позволил урне династии Хань упасть на землю и разбиться ( (недоступная ссылка) ). Другой объект национальной гордости также был испорчен — он нарисовал на древней вазе логотип Coca Cola ( Han Dynasty Urn with Coca-Cola Logo , 1994). Ай Вэйвэй часто использует керамику в творчестве. Керамическое искусство сильно связано с китайской культурной самобытностью. Одна из его работ, (недоступная ссылка) (2006—2007) — лес из ваз большого размера, среди которых посетители могут прогуляться.
На выставке « Документа » в 2007 Ай Вэйвэй представил масштабный проект, названный (недоступная ссылка) , для которого художник оплатил приезд из Китая в Кассель 1001 читателю своего блога, снабдил их всем необходимым собственного дизайна, от чемоданов до койко-мест в импровизированных хостелах, и задокументировал сказочное путешествие бедных соотечественников, даже не мечтавших побывать на Западе, в фотографиях и видео . Помимо 1001 китайца, которые получили шанс впервые побывать в Европе , Ай Вэйвэй купил 1001 стул династии Цин , которые можно было обнаружить на всей выставочной площади «Документы».
Forever (2003) — большая и в то же время невесомая скульптура, сделанная из самых полезных объектов китайской повседневной жизни — велосипедов. 42 настоящих китайских велосипеда (были сделаны в 1940 и до сих пор производятся в Шанхае) собраны в круговую инсталляцию, своего рода памятник бесконечному движению и редимейду Дюшана.
Descending light (2007) — огромный светильник, который занимает почти всю комнату в галерее. Произведение состоит из 60000 красных кристаллов. Светильник не свисает с потолка, он будто бы упал на землю и лежит, все ещё светясь, изогнувшись на полу. Красный свет ассоциируется в Китае с коммунизмом и традиционным китайским праздником . Descending light является частью серии световых скульптурных форм, которую Ай Вэйвэй начал в 2002 с работы , созданной для Триеннале Гуанчжоу.
Произведение «Worldmap» состоит из 2000 слоёв одежды, аккуратно вырезанных в форме карты мира. Для создания «Worldmap» понадобилось много рабочих рук — преднамеренный шаг со стороны Вэйвэя, который хотел подчеркнуть статус Китая, как место с неисчерпаемым количеством дешёвой рабочей силы в швейной и текстильной промышленности.
Проект, открывшийся в октябре 2010 года в Турбинном зале лондонского музея Тейт Модерн , представляет собой 100 000 000 семян подсолнечника, ровным слоем рассыпанных по полу Турбинного зала . Семена вручную изготовлены из фарфора и раскрашены. Над их изготовлением трудилось 1600 китайских рабочих . По ковру из семечек разрешалось ходить посетителям музея, но вскоре после открытия выставки «хождение по фарфору» было прекращено: это создавало много фарфоровой пыли, опасной для здоровья .
1 июня 2012 года в лондонском Гайд-парке открылся временный павильон, сконструированный Ай Вэйвэем совместно с архитектурным бюро Herzog & de Meuron по заказу галереи Serpentine . Павильон расположен в углублении, вырытом на лужайке Гайд-парка. Интерьер павильона состоит из несимметрично вырезанных ступенек и сидений и полностью покрыт пробковым деревом. Венчает конструкцию плоская круглая крыша, заполнена водой . Из-за налоговых претензий Ай Вэйвэй не мог покидать Китай, поэтому работы по строительству своего павильона он координировал по « Скайпу » .
На момент открытия павильон уже был приобретён миллиардером Лакшми Митталом , владельцем металлургической компании ArcelorMittal .
В 2014 году Ай Вэйвэй снялся в короткометражном научно-фантастическом фильме американского режиссёра Джейсона Уишнау «Песчаная буря» («The Sand Storm») в роли Контрабандиста, доставляющего воду жителям мегаполиса будущего, живущим в условиях экологической катастрофы . Кроме того, художнику, его биографии и творчеству посвящено несколько документальных фильмов . В 2019 году Ай Вэйвэй в качестве режиссёра снял документальный фильм «The Rest» о судьбе беженцев в странах Европы .
|
|