Interested Article - Таспар-каган

Таспар-каган , Татпар-каган , , древнетюрк. , Tatpar qaγan устар. Тобо-хан , греч. Арсила ( кит. упр. 佗缽可汗 , пиньинь tobokehan ) — четвёртый тюркский каган ( 572 581 ), сын Бумын-кагана .

Имена

«Звериное» имя кагана реконструировано Л. Н. Гумилёвым из сообщения византийского историка Менандра («Арсила») как Арслан («лев»). На основе китайской транскрипции Тобо-хан Гумилёв выводил тюркское имя Табак-хан или Тапу-хан («хан с чашкой»), предполагая, что оно указывает на период увлечения кагана буддизмом , когда он ходил с патрой (чашей для сбора подаяния), наподобие монаха.

В согдийской надписи на открытой в 1956 году Бугутской стеле , где отражена подлинная тюркская ономастика , имя кагана прочитано советскими тюркологами как Таспар . В 1997 году японский учёный Ютака Ёсида исправил чтение на Татпар .

Вступление на престол

Бугутская стела на черепаховом постаменте

Таспар был третьим сыном кагана Бумына . О старшем брате Таспара Мухан-кагане , правившем с 553 года , нет упоминаний в источниках после 569 года . На основе указания Суй-шу о двадцатилетнем сроке правления Мухана датой его смерти обычно считается 572 год . По предположению С. Г. Кляшторного , упоминаемый в Бугутской надписи наравне с каганами Махан-тегин некоторое время был регентом или соправителем Таспара, чем и объясняется умолчание в китайских источниках о Мухан-кагане после 569 г. и Таспар-кагане до 573 года ( «Во второе лето правления Гян-дэ [573] Тобо отправил посланника представить лошадей» ).

Вступив на престол, Таспар поставил соправителей («малых каганов»): племянника Шету (сын Кара Иссык Хана ) назначил Эрфу-ханом, то есть правителем восточной части державы, а брата Жутань-хана — на западе с титулом Були-хан.

Правление

Религиозная политика

Завоевания тюркютов привели к усложнению религиозной жизни государства. Наряду с присущими степным народам традиционными культами большую роль стали играть зороастризм и буддизм . Понимая значение идеологического фактора, каганы, вероятно, видели в буддизме, приемлемом как для среднеазиатского , так и для дальневосточного региона, инструмент единения разноплемённой империи. Деятельность в ставке кагана буддийских миссионеров, начатая ещё при Мухане, в правление Таспара принесла свои плоды. В Бугутской надписи сообщается о создании в центре каганата буддийской сангхи , учреждённой Махан-тегином по повелению Таспара либо самим каганом. Согласно китайским хроникам, это произошло под влиянием Шамынь Хой-линя, который был уведён тюркютами из Северной Ци . Из царства Ци были привезены священные книги; сам каган увлёкся китайской культурой и сожалел, что не родился в Китае.

Таспар официально принял буддизм в 574 году , после начала гонений на служителей этой религии У-ди , императора Северной Чжоу . Покинув чжоуское царство, индийский монах Чинагупта со своими спутниками в течение десяти лет проповедовал буддизм в ставке кагана. В этот период на тюркский язык были переведены и записаны для Таспара некоторые сутры , построены буддийские храмы и монастыри, где сам каган принимал участие в обрядах.

Войны

К 572 году тюркюты ощущали своё преимущество перед раздробленным Китаем. Северная Чжоу ещё не вполне восстановила силы после войны с Северной Ци, а в случае войны с тюркютами чжоусцам пришлось бы обороняться и от государства Чэнь . Исходя из этого, Таспар и должен был планировать свои действия в северном Китае. Чжоуский император У-ди (Юйвэнь Юн) был вынужден заключить с тюрками Договор Мира и Родства , посылать кагану 100 000 шёлковых тканей ежегодно и кормить за счёт казны тюркютские «посольства» в составе нескольких тысяч человек. Северная Ци до 577 года также отправляла подарки-дань тюркютам. Таспар-каган говорил: «Только бы на юге два мальчика (Северная Чжоу и Северная Ци) были покорны нам, тогда не нужно бояться бедности» .

В 577 году У-ди завоевал Северную Ци, и князь , последний представитель династии, бежал к тюркютам. Таспар поддержал Гао Шаои и напал на Чжоу в 578 году . Округ Ючжоу был разорён тюркютами, а министр Лю Хун погиб в битве с ними. У-ди, собравший шесть армий для войны с каганом, неожиданно заболел и умер. Всю зиму тюрки грабили северный Китай, пробовали осадить Цзюцзюань, но потом ушли.

В 579 году начались переговоры о мире. Император Сюань-ди выдал за кагана Цяньгинь, дочь вана Чжао, и просил выдать Гао Шаои. Каган отказался и совершил набег на Бинчжоу. Посланник Хэ Жои был отправлен чжоуским императором с богатыми дарами в ставку Таспара, и последний согласился выдать Шаои. Каган пригласил Шаои на охоту, там его связали и передали Хэ Жои, который увёз Шаои в Чанъань .

В конце 581 года Таспар-каган заболел и умер. Ко времени его смерти Тюркский каганат был одним из сильнейших государств мира наряду с Сасанидской и Византийской империями.

После смерти Таспара возник вопрос о престолонаследии. Сам каган требовал назначить своим преемником Торэмена , сына Мугань-хана, но тот был непопулярен среди знати из-за «низкого происхождения» его матери. Шету поддержал кандидатуру слабого Амрака (Аньло), сына Таспара, а через некоторое время тот отказался от престола в пользу Шету, принявшего титул Бага-Ышбара хан .

Таспар-каган и Чингис-хан

Исследователями делались попытки связать происхождение основателя Монгольской империи с тюрками. В частности, английский историк в сочинении History of the Mongols from the 9th to the 19th Century ( 1876 ) по схожести имён отождествил Тобо-хана с одним из предков Чингис-хана , Добун-мэргэном (Добун-баяном; упоминается в «Сокровенном сказании» и в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина ). Ховорс обосновывал свою гипотезу следующими соображениями: сходны также имена брата Добун-мэргэна Дува-Сохора и брата Тобо-хана Секина (Сакуя); после смерти Дува-Сохора четыре его сына образовали четыре племени, а после смерти тюркского кагана держава разделилась на четыре части. Однако в действительности имя кагана было Таспар или Татпар, а братья Добун-мэргэн и Дува-Сохор жили приблизительно в середине IX века , на триста лет позже Таспар-кагана.

Примечания

  1. Кляшторный C. Г. , Лившиц В. А. // Средняя и Центральная Азия: география, этнография, история.. — М. : Наука, ГРВЛ, 1971. — С. 129 . 19 сентября 2008 года.
  2. Alyilmaz C. (англ.) . Transoxiana. Journal Libre de Estudios Orientales. Дата обращения: 8 марта 2010. 14 апреля 2012 года.
  3. . Дата обращения: 17 марта 2011. 1 марта 2012 года.
  4. , с. 233.
  5. Менандр. Отрывок 45. Малые поздние историки., 1860, стр 417.
  6. Видимо, без выдачи принцессы.
  7. Howorth H. H. . — Cosimo, Inc, 2008. — P. 36. — ISBN 1605201332 .
  8. Трепавлов В. В. . — М. : Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — С. . — 168 с. — ISBN 5-02-017646-X .

Литература

  • Бичурин Н. Я. (Иакинф) . // Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — М. Л. : Изд-во АН СССР , 1950. — Т. I. — С. 233—235. — LXXXVIII, 381 с. — 5,000 экз.
  • Гумилёв Л. Н. . — СПб. : СЗКЭО, Издательский Дом «Кристалл», 2002. — ISBN 5-9503-0031-9 .
  • Кляшторный C. Г. , Лившиц В. А. // Средняя и Центральная Азия: география, этнография, история.. — М. : Наука, ГРВЛ, 1971. — С. 121—146 . 19 сентября 2008 года.
Источник —

Same as Таспар-каган