Interested Article - Телеуты

Кемеровская область — основной регион телеутов.

Телеуты (самоназвание: теленнет , тадар , байат-пачат ) — тюркский коренной малочисленный народ в России , ведущий своё происхождение от тюркоязычного кочевого населения юга Западной Сибири . Язык и культура телеутов тесно связаны с языком и культурой алтайцев , этнотерриториальной группой которых они официально считались до 1993 года . Современные телеуты компактно проживают в южных районах Кемеровской области .

У телеутов определены Y-хромосомные гаплогруппы R1a1 (55,3 %), C3xM77 , N1c1 , R1b*, R1b3 , I , J .

Численность и расселение

Расселение телеутов в СФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Численность в России составляет 2643 человека ( 2010 ), из них в Кемеровской области — 2520 чел. Телеуты являются преимущественно сельскими жителями. Около двух тысяч человек живут в сёлах Беково , Челухоево , деревнях Верховская , Шанда , селе Новобачаты на территории Беловского и Гурьевского муниципальных районов. Это так называемые «бачатские телеуты», живущие по рекам Большой и Малый Бачат (бассейн Оби ). Также телеуты живут в Новокузнецком муниципальном районе Кемеровской области и Шебалинском муниципальном районе Республики Алтай .

Численность телеутов в населённых пунктах в 2002 году :

Язык

Телеутский язык относится к киргизско-кыпчакским (хакасским) языкам тюркской группы алтайской языковой семьи как отдельный язык или, по другой классификации, является диалектом южно-алтайского (собственно алтайского) языка . В последнем случае он распространён не только в Кемеровской области , но и в Республике Алтай ( Шебалинский муниципальный район , вдоль реки Катуни и её притока реки Семы ) и Алтайском крае . По официальным данным 2010 года, телеутским языком в России владели 975 человек (около 37 % телеутов). В то же время, практически все телеуты владеют русским языком.

История

Этноним телеут, равно как и теленгит и тёлёс , восходит к древнетюркскому этнониму теле . История народа теле прослеживается с раннего Средневековья. В 391 году они были покорены табгачами , в 403 -м — жужанями . В 480-х годах теле удалось добиться военных успехов (взятие Гаочана , разорение Юебани ) и создать союзное китайцам государство Гаогюй , но вскоре оно распалось, и теле были побеждены эфталитами . В начале VI века теле во главе с князьями Мивоту и Ифу с переменным успехом вели войны с жужанями, убили хана Футу, однако около 550 года были покорены тюркютами и стали подданными Тюркского , а позднее Восточно-тюркского каганатов.

С 930 по 1207 год телеуты не входили ни в какие военно-политические союзы и, по всей видимости, были предоставлены сами себе. Об этом периоде времени, жизни и деятельности телеутов не имеется достоверных исторических сведений. В своей работе «Древние тюрки» Л. Н. Гумилёв , ссылаясь на источник « Юань-чао ми-ши », сообщает, что телеуты «упоминаются в числе суверенных племён, покорённых в 1207 г. Джучи-ханом ». C этого времени на несколько веков они оказались в орбите влияния монголов . После распада империи Чингис-хана в XIII веке на несколько улусов телеуты оказались в улусе Угэдея , затем вошли в состав Ойратского ханства и вновь обрели независимость лишь в XVI веке , с ослаблением гегемонии ойратских ханов в Средней Азии. Степень этой независимости и централизации телеутских родов остаётся в литературе дискуссионным вопросом.

Телеуты в XVI веке на карте Г. Лучинского

B XVI—XVIII веках телеуты кочевали в Верхнем Приобье и предгорьях Алтая, по обеим сторонам Оби. Таким образом, Телеутская землица включала в себя основной массив земель между рекой Иртыш на западе и рекой Томь на востоке в верхнем и среднем течении. Судя по более поздним письменным источникам и свидетельствам путешественников, посещавших Сибирь, телеуты занимались полукочевым скотоводством, которое сочеталось с присваивающими формами хозяйства: охотой (что подтверждают находки костей животных в местах стоянок), собирательством и рыбной ловлей. Известно им было земледелие, хотя и примитивное. К XVII столетию , ко времени прихода русских в Сибирь, у телеутов сложились патриархально-феодальные отношения. Более сильные племена не только оттесняли и поглощали слабые, но в ряде случаев покоряли их с целью получения дани. Телеуты также имели зависимое от них население кыштымов. У них были рабы, захваченные во время столкновений с соседями .

В русских письменных источниках телеуты под именем белых калмыков впервые упоминаются в 1601 году . Это название отличало тюркоязычных степняков от их союзников — монголоязычных ойратов , которых русские обозначали как чёрных калмыков . Впрочем, необоснованное обозначение ойратов и телеутов одним термином — «калмыки» — вызывало возражения уже у Герхарда Фридриха Миллера . В своём «Описании Томского уезда Тобольской провинции в Сибири в нынешнем его положении, в октябре 1734 года» историограф отмечает:

Это, конечно, верно, что теленгуты гораздо белее и красивее на вид, чем собственно калмыки, только на мой взгляд это как раз является доказательством того, что их не следует считать одним народом. К этому следует добавить, что они как в языке, так и во всём образе жизни и религии отличны от калмыков и сами калмыки не признают их своими родственниками.

На протяжении XVII в. телеуты всё больше вовлекались во взаимодействие с русскими властями Сибири, некоторые роды приняли русское подданство и откочевали на север, под защиту Томского острога (эта группа выезжих телеутов была со временем ассимилирована сибирскими татарами и составляет ныне отдельную этнотерриториальную группу татар-калмаков). Тем не менее долгое время телеутская феодально-племенная знать, за спиной которой стояла Джунгария , оставалась главным противником русских властей в Верхнеобье и в Горном Алтае. Телеутская землица на протяжении всего XVII в. играла роль своеобразного буфера между русскими уездами и владениями чёрных калмыков (западных монголов). До 1680-х годов телеутские князья из дома Абаковичей (сам Абак, его сын Кока и внук Табун), лавируя между Россией и Джунгарией, ухитрялись сохранять независимость или значительную самостоятельность и даже в той или иной степени подчиняли себе другие алтайские племена, облагая их данью (алманом). Телеутская знать упорно старалась сохранить свою монополию на эксплуатацию всего алтайского населения, поэтому всячески противодействовала проникновению русских в районы Верхнего Приобья и Горного Алтая . Известный археологический памятник Чёртово городище в Новосибирске , по мнению краеведов, представляет собой следы пограничного укрепления самих телеутов или зависимых от них чатских татар на так называемой телеутской меже, разделявшей сферы влияния русских и кочевников .

С начала XVIII века большая часть телеутов кочевала в пределах Джунгарии . К 1760-м годам в силу ряда разрушительных внутренних и внешних причин, решающей из которых стала война Джунгарии и Китая, улусное объединение телеутов окончательно распалось, телеуты оказались рассеянными. В одних случаях они полностью растворились в иноэтнической среде, в других послужили важным компонентом в формировании новых этнических общностей. По мнению Л. П. Потапова, телеутам принадлежит исключительная роль в этногенетическом формировании всех групп алтайцев , как северных, так и южных.

В 1860-х годах телеуты делились на племена ак-киштымов и собственно телеутов и занимали обширное пространство по течению Кондомы, ниже этой реки по Томи, а также в бассейне Чумыша. С этих территорий они мигрировали с XVIII и до начала XX века в Бийский округ, где заселяли долину Катуни в нижнем течении вплоть до реки Маймы. Ак-киштымы включали в себя следующие роды: тёрт-асы, джоты (чооты), анг и чунгус; а собственно телеуты разделялись на такие роды как торо, меркит, очу, ак-тумат, кыпчак, сарт, чорос, мундус, торгуя, телес, найман, парат, тодош, чалман .

Этнические связи телеутов с монголами

Известно, что телеуты, в отношении которых использовался термин « калмак », входили в состав Джунгарского ханства . Телеуты ранее были известны как «белые калмыки», а их соседи джунгары как «чёрные калмыки» . При этом в состав телеутов влилась часть джунгарских ( ойратских ) и других монгольских родов: чорос , ойрот, дербет , меркит , тумат (ак-тумат, кара-тумат), найман ( майман ) .

Телеуты традиционно считаются потомками древних тюркоязычных телесских племён ( динлин , гаогюй ) . В этногенетическом плане древние племена теле сопоставляются Л. П. Потаповым с телеутами, теленгитами и телесами .

При этом существует мнение о монгольском происхождении племён теле. Согласно Н. Я. Бичурину , динлины (дили) и гаогюй имели монгольское происхождение. По его мнению, гаогюй вначале прозывались дили и позже были прозваны гаогюйскими динлинами . А. С. Шабалов полагает, что телеуты и их предшественники дили и гаогюй первоначально говорили на разновидности монгольского языка .

Культура и религия

Православные, сохраняются традиционные верования.

По культуре близки теленгитам и хакасам .

Согласно этнографическим исследованиям , в древности телеуты практиковали обряд воздушного погребения , который встречается у многих народов.

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. . Дата обращения: 30 апреля 2012. 5 июня 2016 года.
  3. . Дата обращения: 7 октября 2013. Архивировано из 5 февраля 2020 года.
  4. Харьков В. Н. и др. Сравнительная характеристика генофонда телеутов по данным маркеров Y-хромосомы // Генетика.- 2009.- т.45.- №8.- С.1132 – 1142.
  5. Дата обращения: 17 сентября 2016. 10 сентября 2016 года.
  6. Derenko M. , Malyarchuk B. , Denisova G. et al. «Contrasting patterns of Y-chromosome variation in South Siberian populations from Baikal and Altai-Sayan regions»//Human Genetics, 2006. 118: 591-604.
  7. . Дата обращения: 19 ноября 2012. Архивировано из 12 июля 2019 года.
  8. . Алтай.ру . Дата обращения: 28 июня 2015. Архивировано из 1 июля 2015 года.
  9. . Дата обращения: 4 сентября 2013. 1 октября 2013 года.
  10. Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. — Отв. ред. А. П. Окладников. — Л.: Наука, 1969. — С. 24. — 196 с.
  11. . — Алтайское книжное изд-во, 1967. — С. 112—115. 19 мая 2022 года.
  12. . — Изд-во Академии наук СССР, 1948. — С. 203. 19 мая 2022 года.
  13. Радлов В. В. . — Рипол Классик, 1978. — С. 96. — 925 с. — ISBN 9785458401838 . 19 мая 2022 года.
  14. . — Изд-во Академии наук, 1971. — С. 175. 13 июня 2020 года.
  15. . — Изд-во Академии наук СССР, 1991. — С. 80. 13 июня 2020 года.
  16. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения / Т. А. Жданко. — 2-е изд., доп. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010. — С. 253. — 560 с. — ISBN 978-5-94423-212-0 .
  17. Бичурин Н. Я. . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 октября 2019. 4 марта 2016 года.
  18. Бичурин Н. Я. . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 октября 2019. 18 октября 2019 года.
  19. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племён XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 8—22. — 248 с.
  20. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племён XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 228—235. — 248 с.
  21. . Дата обращения: 19 июня 2012. Архивировано из 23 июня 2012 года.

Ссылки

Литература

Источник —

Same as Телеуты