Interested Article - Мажар (род)
- 2021-02-01
- 2
Мажáр ( маджáр , каз. мадияр ) — название казахского рода племени Кыпшак .
Энтоним и происхождение
Согласно Ж. М. Сабитову, название казахского рода происходит от личного имени Мадиар, а сам род относится исключительно к племени аргын и не имеет никакого отношения к венграм, которых в Казахстане называют мажарами или мадиярами . Этноним мадьяр в данной фонетической версии в качестве названия родов и подродов встречаются также у казахов племени кыпчак и найман, у киргизов, самаркандских кыпчаков. Другие фонетические версии встречаются у других тюркских народов. У якутов есть племя мааджар. По мнению Сабитова, согласно шежере аргынов Мадьяр был правнуком Сары-жетима (Маджар, сын Жаукашты, сына Жолдыбая, сына Сарыжетима) и жил примерно в 16 веке, именно по его имени называется современный род . Так же по его мнению, «Маджары являются частью аргынов и не являются близкими родственниками венграм, являясь по сути всего лишь тезками венгерским мадьярам» .Однако по мнению А. М. Тюрина маджары в Казахстане, с точки зрения генеалогии остаются обособленной единицей. Исследуя «родственность» народов с помощью геногенеалогического аспекта, он приходит к выводу, что «аргыны, носители гаплогруппы G1 являются потомками предков маджар». То есть гаплогруппа G1 попала к аргынам от предков маджар, а не наоборот, как утверждает его оппонент .
Существует также гипотеза, согласно которой род мажар (мадьяр), являются потомками древних венгерских племён, кочевавших на территории Северного Казахстана и Южного Урала . К этой версии склоняются А. Биро, Б. Михали, А. М. Тюрин . По мнению Биро, сопоставившему генеалогию маджар и венгров, маджары оказались генетически ближе к венграм, чем к своим географическим соседям (казахам) .
«they were closest to the Hungarian population rather than their geographical neighbors» А. Biro
История
Издревле представители рода проживают в Тургайском регионе Кустанайской области . Нехватка доступных письменных данных дополняется исторической памятью народа: так стало известно, что 300—400 лет назад потомки мажар поселились вокруг озера Сарыкопа . Вероятно, они прибыли из юго-восточного региона Казахстана Каратау , который в настоящее время входит в состав Джамбульской области (Биро, 2007). «Мажар», как этническую группу XVI—XVII веках, упоминают хроники Арало-Каспийского региона, как воинов, приближённых к хану Абулхаиру (Югин, 1969). Майкл Бенко отмечает, что по данным исследования, в 1847 году они являются третьим по величине племенем мажар, жившим близ озера Сарыкопа . К 1866 году их численность сократилась до 260 юрт. В период Первой мировой войны тургайские мажары были рекрутированы Царской Россией на тыловые работы, что привело к ещё большему сокращению численности представителей этого рода, а в период коллективизации в Казахстане число представителей племени уменьшилось в несколько раз. В настоящее время мажары живут вдали от города, в относительной изоляции.
Внимание учёных к родству племени мажар и венгров впервые в 1964 году привлекли казахский лингвист Сейтбек Нурханов и венгерский учёный на научно-практической конференции в Алма-Ате . Через год отправился в Казахстан, а также посетил резиденцию предполагаемого центра — Маджар (рукопись сохранилась в архиве Венгерского Национального музея).
Средневековый золотоордынский город Маджар существовал в XII - XVI веках на территории Северного Кавказа в степной зоне, на месте современного города Будённовск . Город был одним из основных ремесленных центров улуса Джучи и имел культурные и торговые связи с Европой и Азией , находясь на пересечении торговых путей из Китая в Причерноморье и в Византию . Немецкий путешественник и этнограф Ю. Г. Клапрот , посещавший Кавказ, упоминал о том, что карачаевцы считают себя выходцами из Маджара :
Они считают, что покинули Маджары, для того чтобы занять свое теперешнее местожительство, до прихода черкесов в Кабарду .
, венгерский ученый, занимавшийся изучением этногенеза и древней истории венгров, в 1829 году предпринял поездку на Северный Кавказ в поисках следов пребывания предков венгров на этой территории. В своей книге "Путешествие в Крым , на Кавказ, в Грузию , Армению , Малую Азию и Константинополь " он писал о населявших горы Центрального Кавказа горских татарах ( балкарцах ) и дигорцах :
Обсуждая вопрос, по поводу которого мы собрались, старший из вождей взял слово и объявил в присутствии коменданта ( Нальчика ) и всего остального общества, что 5 племен — дигорцы, балкары, хулиамы, бизинги и оруспиэ — являются истинными потомками мадьяр ; эти 5 племен называются по имени своего вождя, но все вместе называются мадьярами; они известны, как таковые, всем жителям Кавказа и даже русским ...
Ряд исследователей считают, что какая-то часть жителей города Маджар в результате уничтожения русскими Астраханского ханства в середине XVI века мигрировала в горы и ассимилировалась среди местного населения (либо ассимилировала его), сыграв одну из ключевых ролей в этногенезе карачаевцев , балкарцев и дигорцев .
Род маджар есть у ногайцев . В 1773 году руины города Маджар осмотрел Иоганн Антон Гюльденштедт . Исследователь пришёл к выводу, что город принадлежал мусульманам (как он считал, ногайцам ).
Как предполагают некоторые учёные, в IX веке единый народ мадьяр разделился на две группы, одна из которых откочевала на запад, на земли современной Венгрии, другая осталась на своей исторической Родине, предположительно на территории Башкирии , или Великой Венгрии .
Венгры , проживающие в современной географической области, переселились сюда, путём завоевания новых земель, около 1000 лет назад, это переселение хорошо изучено этнографами, лингвистами и археологами (например, Немет , 1930; Немет и Лигети, 1943). Венгерский язык принципиально отличается от языков большей части Европы, относящихся к индоевропейской семье. Антропологический анализ останков костей X века (период завоевания венграми восточной Европы) показал характер их среднеазиатского происхождения (Tóth, 1965; Éry, 1978; Lipták, 1979). Венгерские археологи и этнографы обнаруживают связь между венграми и различных древних сибирских и среднеазиатских народов ( скифов , иранцев , тюрков , угров ). Кроме языка существовали общие традиции (похороны, вера, мировоззрение, изобразительное искусство) (Динс, 1975; Фодор , 1982; Ласло, 1997). Когда мощное монгольское войско появилось (XIII в.) в степях между Дунаем и Волгой, сорок тысяч семей кипчаков под началом Котан-хана ушли в Венгрию. Оставшиеся покорились.
На территории Венгрии существует область Куншаг (Кипчакия), делящаяся на два округа — Кишкуншаг (Малая Кипчакия), занимающая часть междуречья Дуная и Тисы, и Надькуншаг (Большая Кипчакия), расположенная на правобережье Тисы в районе её среднего течения. В справочниках отмечается, что живущие здесь кипчаки сохраняли свою автономию и свой язык до конца XVIII века и только потом были ассимилированы. А Иштван Коныр утверждает, что кипчаки в Венгрии ещё есть, и что для них приезд в их страну казахских деятелей культуры и артистов — настоящий праздник.
Кипчаки, живущие сегодня в Венгрии в своей массе не знают народных обычаев, забыли родной язык. Но вместе с тем в среде венгров растёт интерес ко всему, что связано с далёкой историей. Сборник казахских народных песен, составителем которого является Янош Шипош, вызвал огромный резонанс.
Память о Востоке, о своём восточном происхождении венгры хранили на протяжении всех столетий после обретения европейской родины. Венгерские путешественники и исследователи добирались до многих восточных стран, и в том числе до территории современного Казахстана. Культура и общество казахов интересовали венгерских учёных по двум причинам: во-первых, чтобы выявить новые материалы для определения хронологического порядка своей истории, так как первоначально они проживали на территории Северного Казахстана, затем в Приаралье. Во-вторых, чтобы изучить историю кипчаков, генетически связанных с казахами, слившихся с венграми 800 лет назад уже на европейской родине.
Среди кыпшаков Торгая есть подразделение, которое именуется «Мажар».
Традиции
Мажары входят в племенной союз Аргын и относятся к среднему жузу казахов . Брачные обычаи рода представляют собой традиционные нормы, по которым не принято создавать браки с родственниками вплоть до седьмого колена, а это значит, что мужчине мадьяру запрещено вступить в брак с женщиной из своего рода, то есть жениться на представительнице рода мажар. Мужчины выбирают себе в жены представительниц из других родов жуза (большинство из племён Аргын , Кыпшак , и Найман ), где такие же строгие традиции брака. (Эксперт, 2007). В результате потомки мажар сильно перемешались с другими племенами. Сегодня количество Мажар всего около 2000 человек.
Примечания
- Ж.М. Сабитов. . 10 сентября 2016 года.
- ↑ Сабитов Ж. М. Происхождение Аргынов и Маджар с точки зрения ДНК-генеалогии//The Russian Journal of Genetic Genealogy (Русская версия): Том 1, № 1, 2009 год, RJGG 40, ISSN: 1920—2997
- А. Тюрин. (рус.) // Сборник статей по новой хронологии : Журнал. — 2010. — 10 Май ( № 10 ). 31 марта 2016 года.
- ↑ A. Z. Bíró, A. Zalán, A. Völgyi, and H. Pamjav. "A Y-chromosomal comparison of the Madjars (Kazakhstan) and the Magyars (Hungary)." Some of the lineages within Y-DNA haplogroup G are shared between the Madjar people of Kazakhstan and the Magyar people of Hungary. (англ.) // American Journal of Physical Anthropology 139:3 (July 2009): pages 305-310. : Журнал. — 2009. — Июль. — С. 305-310 .
- А. М. Тюрин. (рус.) // The Russian Journal of Genetic Genealogy (Русская версия) : Журнал. — 2009. — Январь ( т. 1 , № 1 ). — С. 56-61 . — ISSN . 13 сентября 2016 года.
- С. Г. Бочаров, Ю. Д. Обухов, А. Г. Ситдиков. . — Карачаевск: КЧГУ им. У. Д. Алиева, 2018. — С. 406. — 516 с. — ISBN 978-5-8307-0528-8 . 17 января 2023 года.
- Юлиус фон Клапрот. / Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв.. — Нальчик, 1974. 17 января 2023 года.
- Жан Шарль де Беcc. . — Париж, 1838. 17 января 2023 года.
- В. М. Батчаев. . Карачаевцы и балкарцы . Дата обращения: 17 января 2023. 17 января 2023 года.
- А. В. Шумкин. Т. 3 . — С. 154-175 . // Золотоордынское наследие. Материалы VI Международного Золотоордынского Форума. : журнал. — 2019. —
Ссылки
- Margittai Gábor riportsorozata:
- — Népszabadság , Hovanyecz László, 2003. december 31.
- (недоступная ссылка)
- 2021-02-01
- 2