Interested Article - Аозай

Танцовщицы в фиолетовых аозай

Аоза́й ( вьетн. áo dài , тьы-ном 襖𨱽, 奥黛 ) вьетнамский костюм , преимущественно женский. В современной форме это длинная шёлковая рубаха, надетая поверх штанов. На вьетнамском языке слово «аозай» означает длинную рубаху или платье. В современной жизни аозай носят вьетнамские женщины на праздничных мероприятиях, в торжественной обстановке, и оно также является форменным костюмом школьниц, студенток и сотрудниц многих компаний во Вьетнаме .

История

Аотытхан (до XVII века)

Происхождение аозая до конца не выяснено. Судя по рисункам, вырезанным на бронзовых барабанах Нгоклу десятки веков тому назад, первый аозай был сделан из звериных шкур и птичьих перьев ещё до династии сестёр Чынг (38—42 гг.). Из чувства уважения к своим родителям и родителям мужа вьетнамские женщины в тогдашнее время носили не аозай с двумя полами, а аотытхан с четырьмя полами, символизирующими родителей супружеской пары .

Аонгутхан (XVII—XIX века)

Принято считать, что один из князей Нгуен — князь Ву Выонг ( , или князь Ву, 1738—1765) создал аозай .

При императоре Зя Лонге (1802—1819) в фасоне аозай с четырьмя полами было сделано изменение, заменившее 4 полы на 5. Аонгутхан носили дворяне и горожане. Четыре основные полы аозая символизируют родителей супружеской пары, а пятая — самого́ носящего. Пять пуговиц символизируют [ источник не указан 4159 дней ] пять элементов воспитания человечности по конфуцианской философии: доброта, вежливость, благородство, разум и преданность. Они также служат символом пяти известных в то время планет солнечной системы: Меркурий , Венера , Марс Юпитер и Сатурн . Коричневый или чёрный аозай в те годы подпоясывали разноцветным поясом. На праздниках женщины носили аозай в комплекте с широкой плоской шляпой с маленькими полями ( ) и с чёрным головным платком (в то время конической шляпы еще не было).

Аозай моделей Ле Мур и Ле Фо (1932—1935)

В начале XX века вместе с экономическими нововведениями поменялся и подход к выбору ткани и фасона женской одежды. Во Вьетнаме стали использоваться разноцветные ткани многих сортов. Наиболее серьёзными стали изменения, внесённые 1934 году под влиянием западной культуры художником Ле Муром (настоящее имя — Нгуен Кат Тыонг ( вьетн. Nguyễn Cát Tường ) ). Изданием журнала «Красота-1934», организацией публичных показов новых моделей аозая, а также проведением мероприятий по популяризации аксессуаров Ле Мур внёс существенный вклад в развитии аозая.

В этот период другой художник, Ле Фо ( вьетн. Lê Phổ ) , также осовременил аозай, благодаря чему аозай приобрёл новый вид, не выходя за пределы традиционного силуэта.

Аозай с открытым воротником (с 1958 года)

Аозай хюэских школьниц

В конце 1958 года молодёжный аозай с открытым воротником впервые появился на юге Вьетнама, в Сайгоне (современный Хошимин ). Цвет таких аозаев варьируется от чёрного, коричневого до красного, голубого и белого, используются узорчатые ткани.

Особенности аозай

Боковой разрез на платье аозай зависит от региона, возраста, а также менялся в течение истории страны. У женщин центрального региона Вьетнама разрез низкий, обычно на несколько сантиметров ниже пояса, а у южанок — на такое же расстояние выше пояса.

Кроме того, из-за множеств соответствующих собственной фигуре параметров, производство аозай нельзя поставить на поток в промышленном масштабе. Каждое платье шьют индивидуально для конкретного клиента, а при небольшом изменении фигуры нужно заказать другое, так как аозай очень сложно перешить.

Аозай — символ Вьетнама

Аозай с высоким воротником, двумя полами, подшитый шёлком и сеткой, обычно украшается цветочной, орнаментальной или сюжетной вышивкой. Аозай вместе с широкими штанинами и национальной шляпой является одним из символов современного Вьетнама.

Вьетнамские женщины носят аозай на торжественных мероприятиях, на Новый год и свадьбах. Для таких случаев обычно выбирают платье красного цвета, символизирующего счастье и удачу, а фасон зависит от профессии и возраста носителя, а также значимости самого праздника. Во многих компаниях аозай является форменной одеждой для приёма гостей или клиентов. В учебных заведениях формой школьниц и студенток является аозай белого цвета, символизирующего душевную чистоту [ источник не указан 4159 дней ] . Его носят и в повседневной жизни.

«Девушка у лилии»

Существует мужской вариант аозая, который отличается как более широким кроем, так и увеличенной плотностью ткани. На торжественных приёмах вьетнамские мужчины носят аозай как парадный костюм. В 2006 году на организованном во Вьетнаме саммите АТЭС руководители разных стран надели вьетнамский аозай.

Аозай в искусстве

Образ вьетнамской девушки в аозае широко представлен в искусстве. Многие вьетнамские поэты описывали аозай в своих произведениях, ему посвящены сочинения популярных композиторов, таких как и .

В 8 километрах к юго-западу от Ханоя , вблизи городка Хадонг (с 2000 года вошёл в состав Ханоя) находится « » , местные ткачи которой издревле сохраняют и совершенствуют древние способы ручного изготовления шёлковых тканей . написал для фильма « Белое шёлковое платье » (2006) песню на стихи «Платье из шёлка «хадонг» ( Áo lụa Hà Đông ) , в заглавие фильма вынесены строки

В сайгонской жаре мне вдруг стало прохладно Потому, что у тебя платье из шёлка «хадонг»

Картина «Девушка у лилии», написанная в 1943 году художником То Нгок Вамом, получила широкую известность.

Фотографии

Примечания

  1. . Bách khoa toàn thư. Дата обращения: 21 мая 2011. Архивировано из 29 апреля 2012 года.
  2. . www.top-antropos.com. Дата обращения: 3 ноября 2019. 3 ноября 2019 года.
  3. . PixaNEWS.com (8 июля 2012). Дата обращения: 3 ноября 2019. 13 февраля 2019 года.
  4. Хыу Туан. . vietnam.vnanet.vn . Иллюстрированный журнал Вьетнам (28 октября 2010). Дата обращения: 1 мая 2020. 6 февраля 2017 года.

Литература

  • Понятие аозай в Большой Энциклопедии Вьетнама — Khái niệm Áo dài trên BKTT VN (на вьетнамском языке)
  • Аозай — национальная душа вьетнамских женщин — Áo dài — «quốc hồn» của phụ nữ Việt (на вьетнамском языке)

Ссылки

  • . Архивировано из 7 июля 2011 года.
  • (1998). 29 апреля 2012 года.
  • Дмитрий Чан. (2011). 29 апреля 2012 года.
  • Динь Тхи Фыонг, Нгуен Тхи Ле. (2011). 29 апреля 2012 года.
  • (2011). 25 мая 2012 года.
Источник —

Same as Аозай