Зелёные тени, Белый Кит
- 1 year ago
- 0
- 0
«И эти губы, и глаза зелёные…» — советский короткометражный фильм 1967 года , курсовая работа студента режиссёрского факультета ВГИКа Никиты Михалкова . Снят по мотивам американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера , опубликованного в 1951 году и включённого в сборник « Девять рассказов ».
Несчастный, немолодой и напившийся виски американец Артур звонит среди ночи своему другу Ли и долго изливает ему душу, переживая об исчезновении своей жены Джоан, которую, как он говорит, « интересует бомонд , красивая жизнь по мировому стандарту ». Ревнуя её, он вспоминает, что пять лет назад, когда он познакомился с ней, « она была совсем другой » и в то время были « моменты, когда мы были… ну, что ли… счастливы ». Рассуждая, что кроме неё у него никого нет, всё же озвучивает решение расстаться с ней. Ли мягко успокаивает его, говоря, что Джоан скорее всего уехала со знакомыми и скоро придёт, переводя разговор на деловые вопросы, в которых Артуру также не везёт. Джоан в этот момент лежит в одной постели с Ли. Через несколько минут после первого разговора Артур звонит снова и говорит Ли, что Джоан действительно нашлась и, как Ли и говорил, она просто уезжала со знакомыми развлечься в город. Слова Артура производят шокирующее впечатление на Ли, который ничего не отвечает Артуру и сидит, схватившись за голову, как будто почувствовав резкую головную боль.
Фильм был снят в 1967 году во ВГИКе и являлся курсовой работой студента 4-го курса Никиты Михалкова (мастерская Ромма , руководителями работы были ассистент Ромма и ).
Для студента-оператора фильм был учебной работой по курсам «Киноосвещение» и «Кинокомпозиция» (мастер-руководитель ).
Художник — Михаил Аникст . Звукооператор — Ян Потоцкий .
Чтобы создать в комнате образ Америки реквизит собирали всей группой: так, Рерберг принёс кресла, кто-то принёс агитационные материалы с выборов президента США 1961 года — так в кадре появился плакат с Джоном Кеннеди , а у главного героя шляпа с надписью «Kennedy will win» («Кеннеди победит»).
Сцену в парке снимали в усадьбе « Марфино » — в то время там Андрей Кончаловский снимал фильм « Дворянское гнездо », и Михалков взял у него на час оборудование и бригаду из трёх осветителей.
Сам Михалков в 2012 году был немногословен о фильме и его съёмках: « Очень странная работа », объяснив, что не помнит деталей съёмок, поскольку « был в полуобморочном состоянии человека, находящегося в режиссёрском кресле и не имеющего на это ещё никакого права ». Фильм был его второй режиссёрской работой, но в отличие от первой — « Девочка и вещи » — в нём звучала человеческая речь.
В фильме только три роли: Артур (муж) — Лев Дуров , Ли (друг) — Александр Пороховщиков , Джоан (жена) — Маргарита Терехова .
Из актёров только Лев Дуров был уже опытным актёром (и знаком с Михалковым по съёмкам в фильме « Я шагаю по Москве »). Потом он вспоминал, что не видел себя в этой роли — прочитав рассказ, вначале отказался от предложения Михалкова сняться: « Ты ошибаешься. Это должен играть не я. Ты ошибку совершаешь » и назвал ему пятерых артистов (в том числе Анатолия Адоскина ), но Михалков позвонил снова, и Дуров принял просьбу молодого режиссёра , через много лет отметив, что « картина симпатичная, сделана хорошо » .
Для Александра Пороховщикова это была одна из первых ролей в кино, потом он снялся ещё в двух фильмах Михалкова (« Спокойный день в конце войны » и « Свой среди чужих, чужой среди своих »), и в 2009 году вспоминая отметил: « Работа с Никитой … оставила гигантский след в душе. Вместе с Маргаритой Тереховой и Львом Дуровым мы и разыграли интереснейший любовный треугольник » .
Дуров играет потрясающе, Пороховщиков – превосходно, но как хороша в бессловесной роли жены Маргарита Терехова! Так её не снимал никто, ей-богу, даже Тарковский ! Вообще эта картина молодого Михалкова замечательно тонко – и актёрски, и режиссёрски, и операторски – проработана.
— редактор отдела «ТелевЕдение» « Литературной газеты » Александр Кондрашов
Замечательные актёры органично чувствуют себя в причудливой атмосфере фильма, где цветные кадры сменяют однотонные, а фотографии обладают каким-то магнетическим, таинственно-тревожным притяжением. Проблемы любовного треугольника интересуют авторов не сами по себе, а в контексте темы отчуждения людей в современном мире. Камерность сюжета, ограниченность места действия (не здесь ли корни фильма-диалога « Без свидетелей »?) позволяют актёрам с одной стороны в большей мере довериться пластике движений, нюансам интонации, оттенкам мимики. А с другой — требуют максимальной погруженности в образ, не терпят даже мимолётной фальши.
— Александр Фёдоров, Кино-театр.ру
В фильме заметно влияние европейского кинематографа конца 1960-х годов, в частности перекличка с картинами Клода Лелуша , что можно объяснить тем, что действие фильма происходит на Западе .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Фильм стал первой экранизацией произведений Сэлинджера и является единственной экранизацией его произведений в СССР.
В фильме звучит песня группы « Битлз » « Here, There and Everywhere ». В конце фильма звучит музыка из французского фильма 1967 года « Самурай ».
Поэма, которую цитирует герой Льва Дурова, вспоминая прогулку в парке — « Медный всадник » Александра Пушкина .
Фильм оставался долгое время утерянным, пока Лев Дуров не нашёл сохранившуюся, переданную ему на хранение Бондаревым плёнку. Первый раз Дуров показал фильм в 2004 году и после просмотра, по его словам, « многие говорили, что студентом Михалков снимал лучше ». Затем время от времени демонстрировал фильм, например, на творческих вечерах в 2009 году и 2012 годах. .
Впервые для широкого просмотра фильм был выложен в сеть 24 декабря 2012 года на канале Михалкова «Бесогон ТВ» в выпуске № 46.