Interested Article - Ржев (фильм)
- 2020-12-31
- 1
«Ржев» — российский художественный военный фильм режиссёра Игоря Копылова, который вышел на экраны 5 декабря 2019 года. Снят по мотивам повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». Телевизионная премьера фильма состоялась 8 мая 2020 года на телеканале « Россия-1 ».
Сюжет
В фильме рассказывается об одном из эпизодов Ржевской битвы во время Великой Отечественной войны. Рота советских солдат, уже понёсшая тяжёлые потери, занимает деревню Овсянниково и получает от командования приказ удержать её любой ценой. Действие картины разворачивается в течение одного дня. Рота поддерживает неудачную атаку соседей на деревню Усово, в подвале овсянниковской церкви солдаты находят трупы местных жителей, расстрелянных врагом. Выясняется, что один из солдат — уголовник, присвоивший чужие документы, но сослуживцы решают его не выдавать. В деревне появляется офицер-«особист», посланный туда из-за разбросанных с немецкого самолёта листовок с призывом сдаваться. Он находит такие листовки у одного из солдат и арестовывает его как предателя. Однако по пути через поле особиста ранят, так что и он, и арестованный (рядовой по кличке «Папаша») прячутся в воронках и ждут ночи.
Вскоре немцы предпринимают контратаку на Овсянниково. Папаша убивает двух вражеских пулеметчиков и открывает по атакующим огонь с тыла, но те всё же занимают церковь; Папаша и особист пытаются пройти к своим и погибают. Немцы решают не атаковать больше, а обстрелять Овсянниково минами. Их разговор слышит один из советских солдат и докладывает об этом ротному. Тот приказывает оставить деревню, остаётся прикрывать отход с ещё двумя бойцами, а после обстрела тоже уходит. Подполковник приказывает ему немедленно отбить Овсянниково с выжившими бойцами. Он объясняет ротному, что главный удар будет наноситься в другом месте, а сейчас немцы должны поверить, что главное направление — именно Овсянниково. В финале доукомплектованная рота по ночному заснеженному полю идёт к охваченной огнём деревне.
Литературная и историческая основа
Фильм снят по повести «Искупить кровью» писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева , впервые опубликованной в журнале « Знамя » в 1991 году . Повесть, в отличие от ранних произведений писателя и его главной повести — «Сашка», считалась литературоведами слабой — так, журнал « Литературное обозрение » отметил, что хотя в ней много деталей дорогого писателю фронтового быта, но в ней нет характера, повесть поддаётся пересказу, а « „Сашку“ так не перескажешь » (повесть «Сашка», тоже о Ржевской битве, была экранизирована в 1981 году).
Критиками фильма было обращено внимание, что его создатели взяли для экранизации именно эту повесть писателя — написанную им на волне окончания «перестройки»:
Создатели «Ржева» попытались прикрыться первоосновой — повестью писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». Повесть пришлась на времена поздней перестройки, когда её автор ударился в политику и призывал к скорейшему демонтажу советского строя. Но распад СССР и последующие события станут для писателя глубочайшим потрясением, и уже в начале 1992 года он начнёт публиковать статьи с резкой критикой происходящего. Вячеслав Леонидович ушёл из жизни в 1993 году, а если бы дожил до наших времён, то вряд ли дал бы разрешение на экранизацию своего самого политически ангажированного и неудачного произведения.
— Андрей Сидорчик, Аргументы и факты
Как отметила газета « Культура », хотя авторы фильма не сильно отступили от повести, но превратив её в героический боевик изменили смысл повести — по сравнению с кондратьевскими мужиками герои «Ржева» смотрятся картонно, фильм — эпическое полотно, исказил повесть, превратил кондратьевских «чернорабочих войны» в схематичных «богов», а их горькую судьбу — в эффектный монумент мужеству и самоотверженности:
Писатель Кондратьев наивно объяснял человекоубийство самодурством комбата и рассматривал войну как высший суд, чётко маркируя персонажей «свой — чужой». Режиссёр Копылов настаивает на моральной высоте красноармейцев и даже командиров, пожертвовавших геройской ротой ради подготовки прорыва на соседнем участке фронта. Диалоги бойцов служат здесь разминкой перед парадом признаний в любви к отечеству, верности товарищам и долгу. Проза Кондратьева таких плакатных излишеств не подразумевала; писатель показывал невзрачную изнанку войны, открывая в словах и поступках героев высший, страшный, отнюдь не открыточный смысл.
— газета « Культура »
Производство
«Ржев» изначально позиционировался его создателями как «предельно честный, правдивый фильм о войне», в нём нет ни одной женской роли .
Спонсором фильма выступил петербургский предприниматель Евгений Пригожин , считающийся близким к президенту РФ Владимиру Путину .
Место съёмок — территория Ржевского полигона около Санкт-Петербурга . Картину планировали снимать подо Ржевом, в селе , но из-за отсутствия жилья вблизи предполагаемого места съёмок было принято решение провести съёмочный период под Санкт-Петербург. На военном полигоне была построена деревня, некоторые дома разбирались в заброшенных тверских сёлах и транспортировались под Питер для воссоздания подлинного облика деревни.
Создатели фильма решили не отступать от реализма, поэтому в батальных сценах не использовались спецэффекты.
Для реализма же, по словам авторов фильма, съёмки проходили иногда в тридцатиградусный мороз. Однако, это невозможно — в этот период зимы под Питером были тёплыми — ни в 2018, ни в 2019 году зимой даже в ночное время температура не опускалась и ниже «-13» градусов.
14 ноября 2019 года был представлен первый трейлер и постер.
В ролях
- Сергей Жарков — ротный командир
- Александр Горбатов — Иван Басов
- Александр Бухаров — сержант Сысоев
- — Карцев
- Арсений Семёнов — политрук
- Олег Гаянов — Мачихин
- Григорий Некрасов — Рыков, младший лейтенант особого отдела НКВД
- Игорь Грабузов — Журкин
- Александр Аравушкин — Петрович
- Дан Розин — Виктор Сомов
- Андрей Коровниченко — Ларионов
- Роман Грибков — Ушаков
- Пётр Логачёв — Власюк
- Евгений Лямин — Елисеев
Оценки
Положительные отзывы
«Ржев» наряду с « Т-34 » и « Движением вверх » вошёл в список лучших фильмов 2019 года, составленный Всероссийским центром изучения общественного мнения в рамках аналитического обзора, приуроченного к концу года .
Критика
Кроме положительных, фильм получил и критические отзывы. Так, кинокритик ИА «Регнум» отметил, что, несмотря на сюжетные натяжки, фильм натуралистичен. Однако отмечается его идеологическая направленность:
Фильм, вместо нового слова в кинолетописи войны добавил ещё один куплет во всё ту же старую песню об отсталости СССР, бездарности советского командования, «заваливании врага трупами» и тоталитарных большевистских ужасах, «вопреки которым» русский человек с Божьей помощью всё же победил. Открытым текстом всё в фильме транслирует авторскую идею: коммунистическая идеология, советское воспитание — это смешная, наносная и бесполезная, а то и вредная в настоящем деле ерунда.
При явных достоинствах фильма (таких как тщательная «прорисовка» деталей и динамичность сюжета, жёсткий реализм) те же недостатки замечены и другим критиком:
Фильм собрал практически все штампы — здесь вам и пьющий командир, отдающий жестокие приказы, и глупый политрук, не обладающий никаким авторитетом, и герой-уголовник, и жестокий особист, и враг советской власти, воюющий «не за неё, а за Россию». Какое это всё имеет отношение к правде о войне? Да ни малейшего. Правда жизни заключается в том, что главную тяжесть войны вынесли поколения, воспитанные советской властью, комсомольцы и коммунисты, а вовсе не «блатные» и не бывшие белогвардейцы.
— Андрей Сидорчик, Аргументы и факты
В газете « Литературная Россия » критик, отметив, что фильм начинается очень мощно, впечатляющей сценой атаки — предельно реалистичной и правдивой, заметил, что собственно этим достоинства фильма и заканчиваются — после этой первой сцены художественная убедительность фильма пропадает, и всё дальнейшее действие на экране представляет собой растянутый по не стыкующемуся с реальностью сюжету показ набора штампов и фантазий создателей, превращающих фильм в карикатуру:
Некоторые утверждают, что эту халтуру обязательно нужно показывать молодёжи, чтобы поняли всю суровость войны. Дескать, подавай экшена с элементами истории, только так и можно достучаться. Если на таких фильмах воспитывать отношение молодого поколения к прошлому и памяти о Великой Отечественной войне, то ничем хорошим это не закончится.
— « Литературная Россия »
Зрительские симпатии
Зрители, просмотревшие фильм в кинотеатрах, в ходе интервью с представителями СМИ оставили в основном положительные отзывы. Многие отмечают зрелищные визуальные эффекты, батальные сцены, отмечают, что в фильме чувствуется эмоциональный накал и интрига. Некоторые зрители обратили внимание на отсутствие знаменитых актёров и выделили игру Сергея Жаркова в роли ротного .
Часть зрителей обнаружила в фильме мелкие неточности . Издание «Регнум» обращает внимание на отзыв зрителя, усмотревшего в «Ржеве» сходство с голливудскими боевиками : «Один безоружный красноармеец захватывает немецкий пулемёт и гасит из него полсотни фрицев как Шварцнеггер или Сталлоне. Однако эти минусы не портят общую картину» .
Прокат
Первый показ фильма состоялся 27 ноября 2019 года в титульном городе — Ржеве , а 30 ноября второй премьерный показ состоялся в Москве, где фильм посетил министр культуры Владимир Мединский .
То, что в канун 75-летия Победы у нас появился фильм о Ржеве — это очень символично. Этот фильм — дань памяти. Я от всего сердца хочу поблагодарить создателей, всех, кто принимал участие в съёмках — тех, кто вложил свои силы, душу, в создание этого кино.
В широкий прокат лента вышла 5 декабря 2019 года. За первый уикенд фильм занял 5-е место по количеству зрителей и сборов в России — фильм посмотрели более 150 тыс. россиян, сборы составили свыше 38,5 млн рублей .
Примечания
- . Дата обращения: 16 января 2020. 12 января 2020 года.
- от 5 января 2020 на Wayback Machine Сайт « Бюллетень кинопрокатчика » // kinometro.ru
- Кондратьев В. — Искупить кровью: Повесть // Знамя. 1991. No 12. С. 33 — 83.
- Литературное обозрение, 1995
- Алексей КОЛЕНСКИЙ - от 6 декабря 2019 на Wayback Machine // газета "Культура",05.12.2019
- . Дата обращения: 27 ноября 2019. 27 ноября 2019 года.
- . Meduza . 2021-05-19. из оригинала 21 мая 2021 . Дата обращения: 20 мая 2021 .
- ↑ Дмитрий Гинкель — от 10 декабря 2019 на Wayback Machine // Петербургский дневник, 4 декабря 2019
- ↑ . Росбалт. Дата обращения: 11 декабря 2019. 10 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 18 марта 2020. Архивировано из 18 марта 2020 года.
- . ВЦИОМ (26 декабря 2019). Дата обращения: 20 февраля 2020.
- Денис Балин . от 20 декабря 2019 на Wayback Machine // Литературная Россия, 20 декабря 2019
- ↑ . ИА REGNUM . Дата обращения: 12 августа 2022. 11 декабря 2019 года.
- . Дата обращения: 28 ноября 2019. 28 ноября 2019 года.
- . Новый День (5 декабря 2019). Дата обращения: 11 декабря 2019. 11 декабря 2019 года.
Ссылки
- Марина Александрова . // ИА REGNUM, 6 декабря 2019
- Владислав Толстов . // Тверские ведомости, 20 ноября 2019
- Михаил Демурин . «Ржев»: о священной войне с мерзавцами, которые позорят фронтовиков // ИА REGNUM, 10 декабря 2019
- Андрей Сидорчик . // Аргументы и факты , 9 декабря 2019
- Юрий Котёнок . // Сегодня.ру
- Денис Балин . // Литературная Россия, 20 декабря 2019
- 2020-12-31
- 1