Interested Article - Фонтебассо, Франческо

Франческо Сальваторе Фонтебассо ( итал. Francesco Salvatore Fontebasso ; 4 октября 1707, Венеция — 31 мая 1769, Венеция) — итальянский живописец позднего барокко , один из ведущих представителей венецианской школы и создателей особого стиля венецианского рококо в историческом жанре живописи и в декоративной плафонной росписи. Известен также тем, что работал в России.

Биография

Франческо Сальваторе был четвёртым из семи детей, рождённых Доменико Фонтебассо и его женой Катариной. Он стал учеником Себастьяно Риччи , но значительное влияние на Франческо Фонтебассо произвёл его современник Джованни Баттиста Тьеполо . В 1728 году он отправился в Рим , где получил третью премию Академии Святого Луки за два рисунка: «Пир Валтасара» и «Адам и Ева». На обратном пути в Венецию Франческо ненадолго остановился в Болонье в качестве гостя графа Кастелли, где смог ознакомиться с произведениями художников болонской школы .

Некоторое время Франческо работал в Тренто . Первый крупный заказ в Венеции он получил от семьи Манин на роспись потолка в церкви иезуитов (Chiesa dei Gesuiti). В 1734—1768 годах Фонтебассо состоял членом гильдии венецианских художников (fraglia), давал уроки рисования и живописи в собственной школе .

6 января 1736 года он женился на Анжеле Марии Белли, которая родила ему пятерых детей до своей ранней смерти в 1743 году. Вскоре Фонтебассо стал востребованным художником и создал множество росписей в технике фрески и картин маслом для венецианских церквей и дворцов. Он также получал заказы из Падуи и Тревизо . В 1750-х годах Фонтебассо пользовался таким уважением в Венеции, что ему поручили написать официальные портреты дожей Альвизе Пизани и Пьетро Гримани для Дворца дожей . Кроме того, он должен был восстановить в Зале Большого Совета (Sala del Maggior Consiglio) Дворца дожей гигантскую картину «Рай» Тинторетто «без использования кисти ни в какой части», то есть без прописей (правок), которые были приняты в то время.

13 февраля 1756 года Фонтебассо входил в состав комиссии из семи художников, назначавших профессоров недавно основанной Венецианской академии изящных искусств . В дополнение к престижным крупным заказам Фонтебассо также умел писать небольшие картины с жанровыми сценами, которые также соответствовали его таланту .

В 1750-х годах создал ряд росписей венецианских палаццо , благодаря которым стал широко известным. В 1760 году вместе со своим сыном Доменико он написал фреску «Слава рая» (La gloria del paradiso) в соборе Санта-Мария-ин-Колле-ди-Монтебеллуна.

Весной 1761 года по рекомендации Ивана Ивановича Шувалова Франческо Фонтебассо был приглашён в Санкт-Петербург, где до лета 1762 года создавал потолочные росписи и другие украшения помещений Зимнего дворца . В результате дворцовых интриг договор на создание росписей с более знаменитым Джованни Баттиста Тьеполо не был заключён и в августе того же года Фонтебассо представил эскиз росписи плафона дворцовой церкви, который был одобрен императрицей Елизаветой Петровной и архитектором Растрелли (с поправками) . Растрелли высоко оценил способности Фонтебассо, которому поручили также написать образы евангелистов в « парусах » церкви и плафон Тронного зала. Фонтебассо продолжал работать в Зимнем дворце и после смерти императрицы Елизаветы в 1761 году, при Петре III , выполняя различные декоративные росписи .

В 1761 году вместе с Пьетро Ротари Фонтебассо расписывал интерьеры дворца Бирона в Митаве . Значительная часть произведений Фонтебассо в Санкт-Петербурге, в частности роспись плафона церкви с изображением Воскресения Христа, была уничтожена при пожаре 1837 года, а потолочная роспись в лестничной клетке позднее была полностью закрашена. Рисунок к плафону «Воскресение Христа» сохранился в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

В 1762 году по предложению президента Императорской Академии художеств И. И. Шувалова Фонтебассо стал преподавателем Академии по классу исторической живописи. В том же году итальянский художник безвозмездно написал картину-аллегорию «Вступление на престол Екатерины II». С момента своего создания эта работа хранилась в Академии и служила воспитанникам образцом для подражания и примером «большого стиля». В «Описи» академического собрания живописи, составленной в 1773 году, картина значится как «представляющая Ея Величество Государыню Императрицу Екатерину Алексеевну вторую историческими фигурами изображающими высокие Ея Величества добродетели». Ныне картина хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге . При оформлении интерьеров Михайловского замка , В. Бренна использовал «Осьмигранный плафон аллегорический представляющий Ободрение наук и коммерции» работы Фонтебассо для украшения Воскресенского зала. В 1822 году плафон был продан на аукционе и дальнейшая его судьба в настоящее время неизвестна .

После смерти императора Петра III в июле 1762 года художник вернулся в Венецию. Между 1763 и 1768 годами он выполнил целый ряд заказов для Венеции и области Венето, в том числе написал алтарный образ Мадонны с Младенцем со святыми Мартином и Карло Борромео для собора в Тольмеццо , в Брешии создал фрески в Ораторио ди Сан-Карлино, и в 1767 году там же росписи в Палаццо Сальвадего Мартиненго (Palazzo Salvadego Martinengo) .

В самой Венеции в 1765 году он украсил капеллу в церкви Сан-Франческо-делла-Винья эпизодами из жизни Сан-Пьетро д’Алькантара. Он также преподавал в Венецианской академии изящных искусств , президентом которой был избран в 1768 году. Его учеником был Антонио Дзукки .

В своих поздних работах он всё более зависел от помощников своей мастерской и своего сына Доменико. Последний заказ: росписи церкви филиппинцев в Кьодже он получил всего за несколько месяцев до смерти. Франческо Фонтебассо умер в Венеции 31 мая 1769 года.

Художественный стиль и оценка творчества

Франческо Фонтебассо был одним из самых оригинальных представителей венецианского рококо . На его стиль сильно повлияло творчество Себастьяно Риччи , особенно в использовании цвета; влияние Тьеполо, вопреки общепринятым оценкам, в этом отношении менее выражено. Колорит Фонтебассо вначале сильный, яркий и красочный, но позднее (примерно после 1750 года) становился мягче и нежнее. Характерна несколько простоватая живописная манера, не в последнюю очередь связанная с беглой и пастозной техникой письма с хорошо заметными мазками. Фонтебассо менее озабочен грацией и изяществом рококо, чем его венецианские современники Питтони , Амигони или Крозато , а его Мадонны кажутся простонародными, менее аристократичными, чем у Тьеполо. Это сочетание душевной простоты с необычным колоритом напоминает искусство Бернардо Строцци , чьи венецианские работы, вероятно, знал Фонтебассо.

В самом позднем периоде творчества «художник выработал более прохладную, сдержанную манеру, что, безусловно, навеяно зарождающимся классицизмом, и несколько противоречит его раннему стилю. Поэтому некоторые авторы говорят даже о какой-то усталости или отсутствии вдохновения, но, скорее, это обусловлено участием работников мастерской Фонтебассо и его сына Доменико» .

Галерея

Примечания

  1. Wilson J. Francesco Fontebasso // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2018. — ISBN 978-1-884446-05-4
  2. (англ.) — 2017.
  3. . Дата обращения: 30 ноября 2016. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  4. Scafella Р. Francesco Fontebasso. In: Fiorella Bartoccini (Hrsg.): Dizionario Biografico degli Italiani (DBI). Band 48: Filoni-Forghieri. Istituto della Enciclopedia Italiana, Rom 1997. от 3 июля 2022 на Wayback Machine
  5. Dizionario Biografico degli Italiani от 3 июля 2022 на Wayback Machine
  6. Андросов С. О. Русские заказчики и итальянские художники. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 174—175
  7. Эрмитаж. История и архитектура зданий. — Л.: Аврора, 1974. — С. 58—61
  8. Власов В. Г. Фонтебассо, Франческо Сальватор // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имён, 1997. — С. 443
  9. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII — начало XX века. — Каталог. Л.: Искусство, 1980. — С. 332
  10. . Дата обращения: 7 апреля 2023. 27 марта 2023 года.
  11. Mariuz А., Pavanello G. Die Innendekorationen der venezianischen Paläste // Giandomenico Romanelli. Venedig — Kunst und Architektur. Bd. 2. — Köln: Könemann, 1997. — S. 582—639

Литература

Источник —

Same as Фонтебассо, Франческо