Interested Article - Моки, Франческо

Франческо Моки ( итал. Francesco Mochi ; 29 июля 1580, Монтеварки , Тоскана — 6 февраля 1654, Рим ) — итальянский скульптор раннего барокко , работал в основном в Риме , Пьяченце и Орвието . Его ранние произведения, созданные в Орвието, иногда рассматривают в качестве первых скульптур в стиле барокко .

Биография

Будущий художник родился в Монтеварки 28 июля 1580 года в семье Лоренцо ди Франческо. Хорошее социальное положение семьи позволяет предположить, что он получил достойное образование. Вначале Франческо учился живописи у Санти ди Тито во Флоренции, но ни одна из его картин не сохранилась. Около 1599 года Франческо Моки переехал в Рим и продолжал обучение в мастерской венецианского скульптора Камилло Мариани .

Моки работал вместе со Стефано Мадерно над оформлением Капеллы Паолина в римской базилике Санта-Мария-Маджоре . Его первой крупной работой была скульптурная группа «Благовещение Марии», состоящая из двух статуй (Ангел завершен в 1605 году, статуя Девы Марии в 1608 году (Орвието, Музей произведений искусства Собора) . «Фанфары, пробуждающие скульптуру от сна», как назвал это произведение выдающийся историк и теоретик искусства Рудольф Виттковер , «предвосхищают барокко своей сдержанной эмоциональностью» . В этом произведении также находят влияние работ скульптора Джамболоньи .

Франческо Моки был одним из немногих скульпторов XVII века, который также был мастером литья бронзы. Он мастерски изготовил две конные бронзовые статуи герцогов Рануччо (1612—1620) и Алессандро Фарнезе (1620—1629) на площади Кавалли («Конной») в Пьяченце. В процессе работы он совершил поездку в Падую и Венецию, для изучения конных памятников — шедевров Донателло и Верроккьо . В этих произведениях Моки также очевидно оживает античное наследие — Конная статуя Марка Аврелия в Риме.

Скульптор вернулся из Пьяченцы в Рим, где, наконец, закончил долгожданную работу «Святая Марта» для семейной капеллы Барберини в церкви Сант-Андреа-делла-Валле (1609—1621). Однако в Риме он обнаружил, что все самые выгодные и крупные заказы получает знаменитый Джан Лоренцо Бернини . Этот факт повлиял на его самосознание и омрачал его гордость художника.

В 1633 году Франческо Моки избрали принцепсом (председателем) Академии Святого Луки . Для кардинала Барберини он создал Св. Иоанна Крестителя, ныне находящегося в Придворной церкви в Дрездене , бюст Карло Барберини (Музей Рима в Палаццо Браски ). Другими работами того периода являются бюст Ладислао д’Аквино в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва , бюст Арказио Риччи, епископа Гравины, для городского собора, бюст Помпилио Цуккарини, для базилики «Святых Марии и Мучеников» ( римского Пантеона ), Крещение Христа для капеллы Фальконьери в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини (теперь в музее Палаццо Браски), статуи Святых Пётра и Павла (1638—1652) по заказу монахов базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура , но размещенной на Порта-дель-Пополо.

Его позднеримские работы: «Крещение Иисуса» (1634) для Моста Мильвио (ныне в Палаццо Браски ), Святой Фаддей (1641—1644, Орвието). Самым известным произведением Моки является одна из четырёх огромных пятиметровых мраморных статуй в средокрестии базилики Святого Петра — динамично, экспрессивно трактованная фигура Святой Вероники , которую сам скульптор считал шедевром своей старости — беспрецедентное изображение, в котором святая изображена в стремительном движении, как бы на бегу, демонстрирующая «Плат Вероники» (1629—1635). Работа, вызвавшая презрение Бернини, была, однако, одобрена как папой Урбаном VIII, так и группой художников и поэтов, восхвалявших её в серии стихов . Остальные три скульптуры создали Франсуа Дюкенуа (Святой Андрей), Дж. Л. Бернини (Святой Лонгин) и Андреа Больджи (Святая Елена) .

Франческо Моки скончался в Риме, в доме на Виа Григориана, 6 февраля 1654 года, где ещё находились его последние работы: святые Пётр и Павел, группа «Крещение Христа», и был похоронен, согласно его воле, в базилике Сант-Андреа-делле-Фратте .

Галерея

Примечания

  1. Francesco Mochi // (англ.) OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
  2. Francesco Mochi // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Francesco Mochi // (нидерл.)
  4. (англ.) — 2017.
  5. Mochi Francesco // Enciclopedia Garzanti dell’arte. — Garzanti Editore, 1982
  6. MOCHI, Francesco. Maria Giovanna Sarti — Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 75 (2011) от 14 августа 2023 на Wayback Machine
  7. A New Attribution to Francesco Mochi // Art Institute of Chicago Museum Studies, 1991. — Рр. 102—119, 179
  8. Wittkower R. Art and Architecture in Italy. 1600—1750. — 3rd ed. — Penguin, 1973. — Р. 85
  9. M. De Luca Savelli. Francesco Mochi (1580—1654). — Firenze: Centro Di, 1981. — ISBN 978-8870380309
  10. MOCHI, Francesco от 14 августа 2023 на Wayback Machine
  11. Montagu J. A Model by Francesco Mochi for the Saint Veronica // The Burlington Magazine. — No. 952, Special Issue in Honour of Terence Hodgkinson (July 1982). — P. 430
Источник —

Same as Моки, Франческо