Interested Article - Куртуа, Жак
- 2020-02-14
- 1
Жак Куртуа́ , также Джакомо Кортезе ( фр. Jacques Courtois , итал. Giacomo Cortese ), прозванный Бургуньо́н , или Боргоньо́не ( фр. le Bourguignon , итал. il Borgognone ; 12 февраля 1621, Сен-Ипполит, графство Бургундия — 14 ноября 1676, Рим ) — франко-итальянский художник : рисовальщик , живописец и гравёр академического направления. Работал в Италии, главным образом Риме и Флоренции . Мастер батального жанра . Позднее стал монахом- иезуитом . Старший брат художников Гийома Куртуа (1628—1679) и Жана-Франсуа (ок. 1627-?) .
Биография
Жак Куртуа родился в местечке Сен-Ипполит (графство Бургундия ), недалеко от Безансона на территории современной Франции, отсюда его позднейшее итальянское прозвание: «Бургундец» (Il Borgognone), в семье малоизвестного художника Жана-Пьера Куртуа. В то время эта территория была испанским владением в Священной Римской империи. О юности Жака, как и его брата Гийома, известно мало, но предполагается, что начальное обучение он получил у отца. Отец и его сыновья отправились в Италию примерно в 1636 году. Они побывали в Милане, Болонье, Венеции, Флоренции и Сиене, затем в 1639—1640 годах оказались в Риме.
По свидетельствам современных биографов, Жак Куртуа три года служил в испанской армии. За это время он рисовал марши и сражения, боевые сцены, пейзажи и военные костюмы. Затем он отказался от оружия и некоторое время учился в Милане у неизвестного скульптора. В 1639 году он переехал в Болонью, где поступил в мастерскую Жерома Коломеса, художника из Лотарингии. По словам итальянского историографа XVII века Филиппо Бальдинуччи талант Жака Куртуа был замечен в Болонье выдающимися художниками Гвидо Рени и Франческо Альбани . Он продолжил свое обучение в Сиене, где некоторое время учился в школе Астольфо Петрацци. В 1640 году во Флоренции брал уроки у баталиста Яна Асселина .
Жак Куртуа отправился в Рим около 1639 года, там он подружился с Питером ван Ларом , голландским живописцем бытового жанра, работавшим в Риме, одним из основателей общества голландских и фламандских художников « Перелётные птицы » и группы римских художников под названием « бамбоччанти », которые работали в жанре изображения народных сценок, происходивших на римских улицах .
В Риме Куртуа находился под впечатлением творчества художника-баталиста Микеланджело Черквоцци . Большое влияние на развитие Жака Куртуа оказали фреска « Битва Константина и Максенция » школы Рафаэля в Апостольском дворце Ватикана , и батальные картины Сальватора Розы . В начале и середине 1640-х годов Жак Куртуа, по рекомендации Пьетро да Кортона получил покровительство знатных римских семей, таких как Саккетти, Киджи и Памфили. Он также работал для заказчиков за пределами Рима и за рубежом, в Испании и Италии.
В 1647 году Жак Куртуа женился в Риме на Анне Марии Вайани, дочери флорентийского художника Алессандро Вайани, которая сама была живописцем и гравёром. Его жене было уже за сорок, когда она вышла замуж. Брак оказался неудачным, и вскоре супруги расстались. Куртуа был призван на службу к принцу Маттиасу Медичи, в то время губернатору Сиены и брату Фердинандо II Медичи , великого герцога Тосканы. Герцог безуспешно пытался помирить супругов. Пара не воссоединилась, когда Куртуа вернулся в Рим позднее в том же году.
После смерти жены в 1654 году Жаку Куртуа пришлось разбираться с семейным имуществом и обеспечить приданое двум своим сёстрам, урсулинским монахиням во Фрибуре , Швейцария . Он также написал несколько религиозных картин для их монастыря. Некоторое время он провёл в Бергамо .
В 1657 году он вернулся в Рим, где присоединился к ордену иезуитов. Став иезуитом, он написал ряд религиозных композиций, но затем вернулся к своим любимым батальным сюжетам. Тем не менее, он начал датировать свои произведения подписью с крестом . В 1668 году Жак Куртуа стал священником. Он получил заказ на фрески для церкви Иль-Джезу , материнской церкви иезуитов в Риме. Он всё ещё работал над этим проектом, когда умер в Риме 14 ноября 1676 года.
Произведения Куртуа, обычно изображающие жаркие кавалерийские сражения и стычки среди пейзажа , погружённого в желтоватые облака дыма и пыли, написаны в беглой манере и всегда полны жизни, драматизма и движения. Эти довольно похожие друг на друга картины хранятся во многих коллекциях мира. Произведения художника были популярны в России. В санкт-петербургском Эрмитаже имеется девять картин, среди них «Сражение», «Кавалерийская стычка», «Схватка французских кавалеристов с испанскими» . Две картины Жака Куртуа хранятся в коллекции Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, куда они были переданы в составе частной коллекции Ильи Самойловича Зильберштейна .
Галерея
-
Мародёры нападают на группу путешественников. Бумага, коричневые чернила, перо, кисть. Частное собрание
-
Битва при Лютцене. (1632). Ок. 1655. Холст, масло. Частное собрание
-
Битва между европейскими войсками с знаменосцами и пушками на переднем плане. Холст, масло. Частное собрание
-
Битва при Нёрдлингене (1634) . 1648. Холст, масло. Музей искусства и истории культуры земли Вестфалия, Мюнстер
-
Батальная сцена. Дерево, масло. Государственное художественное собрание. Великобритания
-
Битва. Холст, масло. Частное собрание
-
Сцена боя с пехотой, кавалерией и пушками, крепостью и городом за ней. Холст, масло. Частное собрание
Примечания
- — 1880.
- (нидерл.)
- Jacques Courtois //
- Jacques Courtois // — 1998.
- ↑ Jacques Courtois // (нидерл.)
- ↑ (англ.) // — OUP , 2018. — ISBN 978-0-19-977378-7 —
- — 2016.
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
- COURTOIS, Jacques Simonetta Prosperi Valentini Rodinò — Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 30 (1984)
- Pieter van Laer at the Netherlands Institute for Art History
- Rosenberg Р. France in the Golden Age: Seventeenth-century French Paintings in American Collections. — Réunion des musées nationaux (France), Metropolitan Museum of Art, 1982. — Р. 241—242
- Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 1. — Л.: Аврора, 1976. — С. 203
- 2020-02-14
- 1