Interested Article - Хатум, Мона

Мона Хатум ( англ. Mona Hatoum ж род. 11 февраля 1952 ) — английская художница палестинского происхождения, стала известна благодаря серии перформансов и видео работ в 1980-х годах, с 1990-х работает в основном в жанре инсталляции .

Биография

Творчество

Одна из самых известных женщин-художниц арабского происхождения, живущая и работающая на Западе. Мона Хатум получила широкое признание благодаря концептуальным работам, главным образом — перформансам , видео , объектам и инсталляциям . В центре внимания художницы была тема человеческих взаимоотношений — как ими манипулируют, как они зависят от класса, пола, расы, как они меняются и зависят от культурных различий и миграции. Её ранние работы имели политическую направленность. В начале 90-х произведения Хатум стали более концептуальными и тонкими, содержащими более сложное и многоуровневое исследование этих тем. Работы Моны Хатум преимущественно минималистичны по форме. В своих скульптурах Хатум трансформировала знакомые повседневные объекты, домашние предметы, такие как стулья, детские кровати и кухонную утварь, в вещи незнакомые, пугающие и опасные. Мона Хатум номинировалась на премию Тернера в 1995, участвовала в большом количестве выставок, в том числе в Венецианской Биеннале (1995 и 2005), Биеннале в Сиднее (2006).

Работы

  • Daybed (2008) — кухонная тёрка в виде кровати, чья острая поверхность может порезать плоть.
  • Paravent (2008) — тёрка для сыра в виде ширмы для комнаты. Мона Хатум подвергает привычные предметы трансформации, которая тревожит и выглядит угрожающей.
  • Untitled (Cut-Out 7, 2008) — повторяющийся орнамент оказывается вооружёнными солдатиками. Война, изгнание и жизненные состояния — постоянные темы в творчестве Хатум.
  • (2008) — инсталляция, состоящая из 100 мешков с проросшей травой, уложенных на высоту человеческого роста и длиной 10 метров. Мешки были наполнены зерном, которое продолжало прорастать во время шоу. Инсталляция напоминала красивую версию баррикады из мешков с песком, которые используют во время войны как укрытие для солдат.
  • Nature Morte Aux Grenades (2008) — состоит из разных, пастельных по цвету объектов из стекла, похожих по форме на ручные гранаты, лежащих на стальной тележке. Разные цвета и расположение этих предметов напоминают декоративный орнамент. Эти красивые ручные гранаты представляют инструменты смерти и увечья, и в то же время, эстетически привлекательны.
  • (2006) — инсталляция, состоит из повседневных предметов (таких как игрушечные грузовики, стулья и чемоданы), которые перемещаются между двумя металлическими барьерами. Движение этих знакомых предметов вызывает чувство дискомфорта и утраты безопасности.
  • Скульптура Hot Spot (2006) — земной шар из нержавеющей стали и неоновых трубок.
  • Скульптура Twins (2006)
  • Undercurrent (2004) — зловещая напольная инсталляция, состоящая из толстых электрических кабелей, которые сплетены в ковёр с лампочками в виде бахромы. Свет монотонно пульсирует.
  • (2004)
  • (2002)
  • (2002)
  • Мона Хатум, 2021.
    (2002)
  • Инсталляция «Свет в конце» (Light at the End, 2002) состоит из металлической рамы и пяти электрических элементов. Это выглядит как тёмный туннель с красным, оранжевым и жёлтым светом в конце. Этот цветной свет соблазняет зрителя, выглядя тёплым и привлекательным по контрасту с негостеприимной темнотой тоннеля. Однако, манящий свет — это ловушка. Только когда зритель подходит ближе, цветной свет открывает свой истинный характер как электрический и опасный. Теплота красного трансформируется в опасный кровавый цвет.
  • Инсталляция «Мексиканская клетка» (The Mexican Cage, 2002) представляет собой разноцветную клетку для птиц. Её яркие дружелюбные цвета находятся в контрасте с враждебной природой клетки. Работа предлагает метафорическую связь между пойманной канарейкой и жизнью мексиканского фабричного рабочего.
  • Homebound (2000)
  • Sous Tension (1999)
  • Инсталляция «Deep Throat» (1996) — путешествие при помощи эндоскопа через «интерьер» тела художника.
  • «Corps étranger» (1994)
  • («+ and -», 1994—2004) — кинетическая скульптура. Хатум механизировала практику создания и стирания. С частотой пять поворотов в минуту, гипнотическое движение и шуршание песка сопровождают полярность создания и разрушения, появления и исчезновения.

Персональные выставки

  • 2009 — Mona Hatoum, галерея Alexander and Bonin, Нью-Йорк.
  • 2005 — Музей современного искусства, Сидней.
  • 2005 — Mobile Home, галерея Alexander and Bonin, Нью-Йорк.
  • 2004 — Hamburger Kunsthalle, Kunstmuseum Bonn, Magasin 3, Стокгольм.
  • 2002 — Mona Hatoum, галерея Alexander and Bonin, Нью-Йорк.
  • 2000 — Tate Britain, Лондон.
  • 1999 — Castello di Rivoli, Турин.
  • 1999 — Mona Hatoum, галерея Alexander and Bonin, Нью-Йорк.
  • 1998 — Музей современного искусства, Нью-Йорк.
  • 1997 — Музей современного искусства, Чикаго.
  • 1994 — Centre Pompidou, Париж.

Признание

Премия Джорджа Мачюнаса ( 2000 , Висбаден ), премия Соннинга ( 2004 , Копенгаген ), премия Рольфа Шока ( 2008 ), премия Жуана Миро ( 2011 , см.: ).

Примечания

  1. (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  2. (англ.)
  3. Тейт .
  4. — 1998.

Литература

  • Mona Hatoum, Edward W. Said, Sheena Wagstaff. Mon Hatoum: The Entire World as a Foreign Land. — London: Tate Gallery Pub., 2000. — ISBN 1-85-437326-9 .

Ссылки

  • (англ.) . — Работы в музеях мира. Дата обращения: 6 ноября 2008.
  • (нем.) . — Выставки. Дата обращения: 6 ноября 2008. 25 февраля 2012 года.
  • (англ.) . Дата обращения: 6 ноября 2008.
  • (англ.) . — Интервью Би-Би-Си. Дата обращения: 6 ноября 2008. 25 февраля 2012 года.
Источник —

Same as Хатум, Мона