Джакомацци, Джованни
- 1 year ago
- 0
- 0
Джованни Мария Арту́зи ( итал. Giovanni Maria Artusi ; около 1540 — 18 августа 1613, Болонья ) — итальянский теоретик музыки и композитор . Один из ведущих итальянских теоретиков в эпоху перехода от Ренессанса к барокко, прославившийся консервативной критикой музыкального авангарда своего времени.
В воззрениях на контрапункт в целом разделял теоретические взгляды своего учителя Джозеффо Царлино , выступил на его стороне в полемике между Царлино и Винченцо Галилеем . Большое внимание уделял употреблению диссонанса , рассматривая его как действенное средство ( agente ) для выражения драматических аффектов (скорби, плача, боли и т. п.). Допускал разрешение кварты в тритон и малой секунды в приму . В качестве эстетически совершенных образцов рекомендовал композиторам музыку Палестрины , Габриели , Клемента .
Проблемой, привлекшей особое внимание Артузи, было согласованное звучание ансамбля, в особенности инструментального. Он с сожалением констатировал несовершенство современного ему строя . Отвергая напряжённую (синтоническую) диатонику Птолемея , которую поддерживал Царлино , считал, что только реализация аристоксеновой идеи равенства тонов и полутонов способна удовлетворить потребности современной инструментальной музыки .
В первом и втором томах трактата «О несовершенствах современной музыки» (1600, 1603; первый написан в форме диалога между «модернистом» Лукой и «консерватором» Варио, второй — обмен письмами автора и некоего учёного оппонента) Артузи подверг критике новшества (прежде всего, свободное, «неправильное» употребление диссонанса в контрапункте, хроматизма в мелодике, а также ненадлежащее объединение ладов ) некоего неназванного автора, в котором угадывается Клаудио Монтеверди . Оппонент Артузи в трактате 1603 года, отстаивающий музыку Монтеверди, фигурирует под говорящим псевдонимом L’Ottuso Academico . Оттузо (противник Артузи), защищая хроматический полутон, возникающий в результате дезальтерации хроматизированной диатонической ступени (например, gis-g , as-a ), называет его типичным для «второй практики» ( seconda pratica ).
Отвечая на нападки Артузи, Клаудио Монтеверди в 1605 году выдвинул контраргументы (очень кратко), в предисловии к своей Пятой книге мадригалов, пообещав Артузи эссе с ироничным названием «Seconda pratica, overo Perfettione della musica moderna» («Вторая практика, или Совершенство современной музыки») . Развёрнутый ответ Артузи (под названием «Dichiaratione»), построенный как схолия на предисловие брата 1605 г., дал в 1607 году Джулио Чезаре Монтеверди, в послесловии к сборнику брата «Scherzi musicali» (Музыкальные шутки). Это послесловие, имеющее характер манифеста,— важнейший документ в истории западноевропейской музыки. Из этих текстов очевидно, что братья Монтеверди трактовали «первую практику» (prima pratica) и «вторую практику» (seconda pratica) не как композиционно-технические, а скорее как художественно-эстетические категории.
В «первой практике», основы которой установил Царлино, превыше всего была красота контрапункта . В число видных представителей «первой практики» Джулио Чезаре включает Окегема , Жоскена , Пьера де ла Рю , Вилларта и других великих ренессансных полифонистов. Во «второй практике» безраздельно господствует поэтический текст, которому должны подчиняться мелодия, гармония и ритм. По законам «второй практики» особые аффекты текста вполне оправдывают нерегулярности гармонии и ритма. Изобретателем «второй практики» Джулио Чезаре называет Киприана де Роре , а к её представителям относит Джезуальдо , Маренцио , Луццаски , Кавальери , Якопо Пери , Каччини и других итальянских композиторов XVI — начала XVII веков.
На возражения Клаудио Монтеверди Артузи — под псевдонимом Антонио Браччино да Тоди — ответил в 1605 году (в несохранившемся эссе «Первое музыкальное рассуждение»), а на возражения Джулио Чезаре — в 1608 году («Второе музыкальное рассуждение»). По мнению Артузи, доминирующую роль в многоголосной вокальной композиции должен играть не текст, а ритм , которому должны подчиняться и гармония, и даже поэтический текст.
Из музыкальных сочинений Артузи сохранились только Первая книга канцонетт на 4 голоса (1599) и 8-голосная обработка псалма «Cantate Domino» (1599).