Interested Article - Спасо-Елеазаровский монастырь

Спасо-Елеазаров монастырь ( Елеаза́ров во и́мя святи́телей Васи́лия Вели́кого, Григо́рия Богосло́ва и Иоа́нна Златоу́ста монасты́рь ) — православный женский (ранее мужской) монастырь Псковской епархии Русской православной церкви , расположенный в деревне Елизарово Псковского района Псковской области . До 1906 года именовался Спасо-Елеазаров-Великопустынский-Трехсвятительский мужской, 2-го класса.

Основан преподобным Евфросином в 1425 году , когда им был воздвигнут храм в честь Трёх святителей с приделом в честь Онуфрия Великого . В честь основателя монастыря, принявшего в схиме своё прежнее мирское имя Елеазар, обитель стала называться Спасо-Елеазаровской .

В начале XVI века в монастыре жил старец Филофей , впервые обстоятельно развивший концепцию « Москва — третий Рим ».

В 1918 году монастырь был официально упразднён, окончательно закрыт в ноябре 1923 года . В 2000 году возобновлен как женский. C мая (или августа) 2000 по май 2010 года место первой настоятельницы Спасо-Елеазарова монастыря занимала игумения Елисавета (Беляева) .

История

Название монастыря произошло от имени его предполагаемого основателя крестьянина Елеазара из села Виделебье , который в 1425 году покинул Снетогорский монастырь , где был монахом с именем Евфросин, и ушёл на берега Толвы . В 1447 году на вершине холма была построена деревянная церковь во имя Трёх Святителей. Преподобный Евфросин составил древнейший из известных именной общежительный иноческий устав (1461—1464); монастырь был первой на Псковщине «богорадной» обителью (не требовавшей вклада для поступления). Весьма деятельное участие в обустройстве пустыни принимал сподвижник Евфросина схимник Серапион . После смерти Евфросина (в 1481 году; канонизирован как общерусский святой на Соборе 1551 года в Москве), деревянная церковь стала кладбищенской, а монастырь сошёл под гору, где была выстроена новая каменная Трёхсвятительская церковь.

В начале XVI века в монастыре подвизался старец и игумен монастыря Филофей (около 1465—1542), которому приписывается формулирование концепции « Москва — третий Рим ».

Елеазаровский монастырь в конце XIX века

Монастырь сделался центром духовной жизни Псковской земли с 1510 по 1547 годы. В годы расцвета монастыря здесь было составлено житие его основателя Евфросина, проведено редактирование Псковской первой летописи. В эти же годы в монастыре был переписан экземпляр « Слова о полку Игореве », попавший впоследствии к Алексею Мусину-Пушкину . Собор во имя Трёх Святителей ( Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста ) — построен во второй половине XVI века (около 1574 года при строителе Ферапонте) и представляет собой первоклассный образец псковской средневековой архитектуры.

Монастырь неоднократно подвергался нападению литовцев, поляков и ливонских рыцарей.

Часовня Преподобного Евфросина на месте пустынных его подвигов, фото начала XX века

После «духовных штатов» 1764 года монастырь был возведён в третий класс. Наименование Спасо-Великопустынский получил только при Екатерине II , когда по закрытии (в 1766 году ) прежнего Спасо-Великопустынского монастыря его штаты были переданы Елеазаровскому, к нему же была приписана братия монастыря. В 1804 году сюда же была переведена и братия упразднённого Снетогорского монастыря. В 1813 году монастырь был возведён во второй класс. Имел подворье во Пскове на Спасской улице.

С 1855 по 1859 годы настоятелем монастыря был Порфирий (Карабиневич) .

В начале XX века в Спасо-Елеазаровом монастыре жил старец Гавриил (Зырянов) , ученик преподобного Амвросия Оптинского , отличавшийся прозорливостью. 3 октября 1906 года определением Святейшего синода монастырь был преобразован из штатного в общежительный ; 6 октября того же года епископ Псковский Арсений (Стадницкий) возвёл настоятеля обители иеромонаха Иувеналия (Масловского) в сан игумена . Последний в 1908 году добился перевода в обитель схиархимандрита Гавриила (Зырянова), ранее уволенного с должности наместника Седмиозерной пустыни ; старец Гавриил жил здесь до 1915 года .

К 1917 году в Спасо-Елеазаровом монастыре было 18 монашествующих, 15 послушников. Земельные угодья монастыря составляли 338 десятин . В 1918 году монастырь был официально упразднён, но продолжал существовать явочным порядком. Согласно постановлению губисполкома , с 1 сентября 1921 года помещения бывшего Елеазаровского монастыря были переданы под устройство санатория для туберкулёзных детей. Монастырь окончательно закрыт в ноябре 1923 года . До 1999 года на территории монастыря располагались детский спортивный лагерь «Щит» и жилые дома.

Возрождение обители

Памятная монета Банка России (2014)

В 2000 году монастырь был передан Псковской епархии . По указу архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия (Саввина) обитель была возобновлена как женская.

В 2006 году монастырю переданы два здания подворья во Пскове с храмом Преполовения Пятидесятницы на Детской (Спасской) улице .

События в монастыре и вокруг него с конца 2000-х годов служили источником для публикаций «жёлтого» характера .

По смерти игумении Елисаветы (Беляевой) (4 июня 2010 года ) обязанности настоятельницы исполняет монахиня Мария (Корх).

19 августа 2010 года обитель посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл . В тот же день Псковский музей-заповедник передал монастырю икону «Спас Вседержитель Елеазаровский» XIV века. В обитель икону привёз сам патриарх .

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
  2. от 30 января 2016 на Wayback Machine .
  3. . Дата обращения: 31 мая 2015. Архивировано из 21 июня 2015 года.
  4. Здравомыслов К. Я. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  5. Псковские епархиальные ведомости. — 16—31 октября 1906. — № 20, часть неофициальная. — С. 506.
  6. от 16 января 2017 на Wayback Machine . // Совершенно секретно. — Июнь 2010.
  7. от 11 января 2012 на Wayback Machine . Интерфакс , 18.08.2009.
  8. от 23 августа 2010 на Wayback Machine . Патриархия.Ru .
  9. от 23 декабря 2010 на Wayback Machine . Патриархия.Ru.

Литература

  • Булгаков С. В. Русские монастыри в 1913 году.
  • Иосиф (Баженов) , иеромонах . Описание Спасо-Елеазаровского монастыря. — СПб., 1858. — 24 с.
  • Кочетов Д. Б., Масиель Санчес Л. К. , Первушин М. В., Пономарёв А. Ю. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVIII : « Египет древний Эфес ». — С. 267—272. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-032-5 .
  • Морозкина Е. Н . Новое в зодчестве Пскова XVI века // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. — М., 1964.
  • Седов В. В. Псковская архитектура XVI века. − М.: Овал, 1996. − 304 с.
  • Симеон (Холмогоров) , архимандрит. Един от древних: Схиархимандрит Гавриил, старец Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустыней: Жизнеописание. Творения. Письма / сост. и общ. ред.: иерей Андрей Лобашинский. — М. : Паломникъ, 2003. — 544, [36] с. — 5000 экз. ISBN 5-87468-123-X .
  • Скобельцын Б. С. , Проханов А. Земля Псковская. Памятники древнерусского зодчества. — Л.: Искусство, 1972.
  • Постников А.Б. // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. — 2020. — № 53 . — С. 21—43 .

Ссылки

  • ( )
  • На сайте Псковской епархии.
Источник —

Same as Спасо-Елеазаровский монастырь