Растворова, Валентина Ксенофонтовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Валентина де Сен-Пуант , наст. имя Анна Жанна Валентина Марианна Глан де Цессиат-Версель (фр. Valentine de Saint-Point , род. 16 февраля 1875 г. Лион — ум. 28 марта 1953 г. Каир ) — французская поэтесса , художница , журналистка , художественный критик , хореограф и драматург . Одна из первых представительниц футуризма во Франции.
В. де Сен-Пуант была единственной дочерью Алисы де Глан де Цессиат и Шарля-Жозефа Верселя. Мать её была племянницей поэта Альфонса де Ламартина . Литературный псевдоним Сен-Пуант был взят Валентиной по названию принадлежавшего её предкам замка . В 1883 году умирает её отец, и Алиса с дочерью переезжает в Макон, к своей матери. В 1893 году Валентина выходит замуж за старшего её на 14 лет учителя Флориана Теофиля Перрено. Этот брак не был удачным. В следующем году девушка знакомится с коллегой мужа, профессором философии Шарлем Дюмоном, ставшим её любовником. В 1897 году семья Перрен путешествует по Средиземному морю, посещает Корсику. В 1899 году Ф. Т. Перрено умирает в Ниоре. Овдовев в 24-летнем возрасте, Валентина приезжает в Париж, где продолжает свои близкие отношения с Ш.Дюмоном, будущим министром Третьей республики . В июне 1900 года они вступают в брак. В 1902 году Сен-Пуант организует в Париже литературный салон, который посещают Габриэле д’Аннунцио , Натали Клиффорд Барни , Рашильд , Поль Фор , Габриэль Тард , а также художник Альфонс Муха и скульптор Огюст Роден — которым Валентина позировала, причём преимущественно обнажённая — и другие деятели культуры и политики. Валентина де Сен-Пуант заводит тесную связь с Роденом и оказывает влияние также на его творчество, что подтверждается сохранившейся перепиской между ними. В ноябре 1906 году она пишет для журнала «Ла-Нувель Ревью» статью « Два лица Огюста Родена ».
В 1903 году, на спиритическом сеансе , которые были модны в то время, В. де Сен-Пуант знакомится с итальянским поэтом и писателем Риччото Канудо , бывшим на два года её моложе. В январе 1904 году она оформляет развод с мужем, поводом для которого послужили различные слухи — в том числе её позирование обнажённой, а также начинавшаяся связь с Р.Канудо. Кроме этого, Валентина желала начать свободную, независимую жизнь, в связи с чем и взяла литературный псевдоним «Сен-Пуант». Примерно к этому времени относится и начало её писательского и поэтического творчества, в чём ей способствовал и Р.Канудо. В январе 1905 года Валентина публикует в «Новом журнале» статью « Незнакомый Ламартин ». В том же году выходит в свет первый её поэтический сборник — « Поэмы моря и солнца », написанный под впечатлением поездки с Канудо в Испанию. В 1906 году печатается первая часть прозаической трилогии — « Любовь », тепло встреченная критикой. Писательница начинает сотрудничество с рядом художественных и литературных журналов, таких, как The Artist Europe , The Mercury , The New Review , The Age , La Plume и Gil Blas , чьим основателем был поэт Филиппо Томмазо Маринетти . В начале 1907 года выходит вторая часть трилогии — « Кровосмешение », вызвавшая споры среди читателей и критики. Затронутая в ней тема любовной связи между матерью и сыном встретила преимущественно негативную реакцию в обществе. В 1909 году писательница увлечена театром, 28 мая этого года в парижском Театре искусств была поставлена её одноактная драма « Падение », ранее опубликованная в The New Review . Пьеса эта, ставшая первой частью драматической трилогии « Театр женщины », ожесточённо критиковалась в прессе. В 1910 выходит в свет её новый роман «Женщина и желание», отчасти автобиографическое исследование на темы женской психологии и места женщины в современном обществе. В. де Сен-Пуант занимается также изобразительным искусством, вплоть до 1914 года она выставляет свои полотна и ксилографии в парижском Салоне Независимых . 17 февраля 1912 года Валентина проводит у себя «Аполлонианскую встречу» (как было сообщено в газетах). В этом салоне приняли участие Рашильд, Ф. Т. Маринетти, читавший свои поэмы, а также дипломат , поэт-символист Сен-Поль-Ру , художники Умберто Боччони , Джино Северини , Р.Канудо, композитор , графиня Вентурини и др.
В том же 1912 году В. де Сен-Пуант пишет и издаёт свой « Манифест женщины-футуриста », созданный под влиянием « Футуристического манифеста » Ф. Т. Маринетти. Оглашён он был 27 июня, и призывал к введению полного равноправия мужчин и женщин во всех сферах жизни. В своём манифесте также поэтесса указывала на то, что основой любого процесса в обществе и природе является развитие и взаимодействие мужского и женского начал. В наиболее полном развитии такого сотрудничества на основе гуманизма, в обеспечение общественного прогресса и видела В. де Сен-Пуант смысл футуризма. У неё складывается особый образ женщины деятельной, не совпадающий с традиционным, сентиментальным женским идеалом «хорошей матери»; поэтесса создаёт свою концепцию «сверх-женщины» ( sur-femme ), подобно ницшеанскому сверхчеловеку . Эту тему Сен-Пуант глубже разрабатывает в своём втором « Футуристическом манифесте наслаждения », вышедшем в 1913 году. Обе работы эти по женскому вопросу стали весьма популярны и были опубликованы во многих странах Европы, вызвав серьёзные дебаты и обсуждение в обществе. В то же время, желая сохранить творческую независимость, Сен-Пуант провозгласила в январе 1914 года в журнале Hansard : « Я не футуристка, я вообще никто, и не принадлежу ни к одной школе ».
В мае 1913 года трилогия « Театр женщины » публикуется в принадлежавшем Канудо художественном журнале Montjoie! . В том же году она создаёт театральную постановку-перформанс « Метахория » ( La Métachorie ), которую характеризует как «полное смешение искусств». Прошедшую 20 декабря 1913 года в театре Леона Пуаре (на Елисейских полях) « Метахорию » в прессе охарактеризовали как « комбинацию света, звука, танца и поэзии ». В 1917 году Сен-Пуант презентирует « Метахорию » в нью-йоркской Метрополитен-опера .
С началом Первой мировой войны Р. Канудо, Г. Аполлинер и Блез Сандрар агитируют живущих в Париже иностранных деятелей искусства выступить на стороне Франции. Канудо вступает во французскую армию и отправляется воевать в Македонию. В. Сен-Пуант служит при Красном Кресте и параллельно работает секретарём у О.Родена. В 1916 году она, в сопровождении Вивьена Постеля и Даниеля Шенвьера уезжает в Испанию и проводит лето в окрестностях Барселоны, в коммуне художников кружка Ф. Пикабия . В ноябре того же года они уезжают в США. Здесь В. де Сен-Пуант интересуется хореографией, а также проводит ряд выступлений по всей стране о творчестве незадолго до этого скончавшегося О. Родена.
В 1918 году она возвращается во Францию — через Марокко, где принимает ислам . Приехав в Париж, Валентине не удаётся восстановиться в прежнем положении одного из интеллектуальных вождей женского движения. Отношения её с Канудо переходят в состояние обычной дружбы. В 1919—1924 годах она совершает несколько поездок на Корсику. Познакомившись с теософией Елены Петровны Блаватской , увлекается медитацией и создаёт теорию об особом «духе Средиземноморья», сплавляющем вместе Запад и Восток. В 1920 году в Маконе умирает мать писательницы, в 1923 году скончался также Р. Канудо. Во Франции её более ничего не удерживало, и в конце 1924 года, в сопровождении В. Постеля и своего нового любовника, Жана Канудо, В. де Сен-Пуант уезжает в Каир. Здесь она подключается к деятельности группы молодых писателей и литературных критиков, организует конференции, дебаты и театральные постановки, сотрудничает с рядом газет, читает лекции. В конце 1925 года она в своей статье «Феникс, или возрождение Египта» обрушивается с критикой на политику Запада в отношении стран Ближнего и Среднего Востока, поддерживает исламские движения и арабских националистов, осуждает колониализм и культурную экспансию Запада. В 1927 году В. де Сен-Пуант пишет книгу о Сааде Заглуле , в 1928 году — ещё одну, вышедшую во Франции «Правда о Сирии глазами очевидцев». Писательница выступала против французского колониализма и сотрудничала с коммунистическим движением. В 1928 году Валентина посещает Иерусалим и проводит два месяца в Ливане, однако при попытке вернуться в Египет — в связи со своей политической деятельностью — она получила отказ от местных властей. После протестов и подключения французского посла в Каире В. де Сен-Пуант всё же разрешено было въехать в Египет. В 1930 году она знакомится с приехавшим в Каир Рене Геноном , ставшим впоследствии её другом.
В конце своей жизни писательница много времени уделяет религиозным вопросам, медитации и нетрадиционной медицине. Приняла арабское имя Равия Нур эд-Дин («Верная свету веры»). Скончалась в Каире и была похоронена по мусульманскому обряду на местном кладбище Эль-Имам Лейси.
Поэзия:
Проза:
Театральные постановки (избранное):
Манифесты:
Монографии и эссе: