Зло (телесериал)
- 1 year ago
- 0
- 0
Добро и зло — в философии , этике и религии дихотомия нормативно-оценочных категорий , означающих в обобщённой форме, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, а с противоположной — нравственно-отрицательное и осуждаемое .
Различные религиозные культуры, например, авраамические , манихейские , зороастризм , а также подверженные духовному влиянию буддизма , как правило, воспринимают дихотомию добра и зла в качестве антагонистического дуализма , в котором зло должно проигрывать .
В любом языке есть слова, выражающие добро и зло. Это своего рода культурная универсалия, объединяющая моральные суждения как хорошо — плохо, правильно — неправильно, желательно — нежелательно. В наше время суть этой дихотомии, обычно касается в части добра — любви, справедливости, счастья, добродетели, созидания, а в части зла — разрушения, порока, умышленного причинения вреда, дискриминации, унижения, актов не избирательного насилия . Особенностью человеческого поведения является способность одновременного выполнения и добрых, и злых действий .
Некоторые исследователи, например, Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал рассматривают вопросы морали, в частности понятия добра и зла, как вполне применимые и в биологии .
Начиная с древности, имеется множество точек зрения на причины существования добра и зла. Их можно рассмотреть в зависимости от отношения к двум определениям:
При таком подходе, причины добра и зла укрупнённо делятся на материалистические и идеалистические .
Материалистические причины связывают понятия добра и зла с законами человеческой природы, которые возникают на самых ранних стадиях развития личности. В частности, с естественным устремлением людей, так называемым натурализмом ; с наслаждением-страданием ( гедонизмом ); счастьем-несчастьем ( эвдемонизмом ) и т. п.
Эти понятия тесно связаны с социальными условиями, то есть с конкретными противоречиями жизни общества, их влиянием на мораль определённых эпох и общественных систем. Более того, как полагал Ф. Энгельс : «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому» :94 . В. Ленин , в свою очередь, дополнял, что идея добра и зла всегда совпадает с текущими требованиями людей к действительности :195 .
Идеалистические причины исходят из божественного замысла, что придаёт соперничеству добра и зла либо метафизический смысл, либо сводит эти понятия к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека. В свою очередь, религиозные учения отождествляют добро со знанием истины — человеческой ценности, святости , божественности , а зло рассматривают как следствие неведения этой истины или относят к ненормальным отклонениям в поведении, что является результатом человеческого несовершенства (см., например, « Грехопадение ») .
Дихотомия добра и зла давно стала своего рода мемом общечеловеческой культуры. Широко встречается в искусстве, в частности, в литературе (см., например, у А. Фета или Ф. Ницше ), и живописи, особенно религиозного содержания (см. иллюстрацию статьи).
Кроме того, добро и зло — популярный предмет дискуссии разных слоёв общества и, как следствие, является одной из тем высказываний известных людей. Например: