Interested Article - Иосиф Владимиров

Ио́сиф ( О́сип ) Влади́миров ( Володи́меров ) (уп. 1642—1666) — русский иконописец , стенописец и Оружейной палаты , теоретик живописи .

Биография

Родом из Ярославля . Сын иконописца Владимира Титова, брат Андрея, Бориса и двух Иванов Владимировых. Предположительно, проживал в слободе Толчково , в приходе церкви Иоанна Предтечи . В 1646 году жил в вместе с братом Саввой, священником .

В 1642—1644 годах впервые вызван в Москву — участвовал в исполнении росписей Успенского собора Кремля . В 1650 году в составе артели ярославца Севастьяна Дмитриева с 4 товарищами писал киоты на наружных стенах Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря , вероятно был задействован там и в более значительных работах, прежде всего в росписи паперти этого собора. В 1652 году принимал участие в начальном этапе росписи московского Архангельского собора под руководством Симона Ушакова . В 1652—1653 годах участвовал в росписи церкви Троицы в Никитниках в Москве. В 1653—1654 годах вместе с другими писал иконы для иконостаса московского Успенского собора.

В сентябре 1657 года вместе с Симоном Ушаковым и другими три дня писал на «государеве патриарше дворе на дорогах у внешних сторон на церкви». В 1659 году вместе с Севастьяном Дмитриевым и пятью другими ярославцами участвовал в стенописных работах в Успенском соборе Ростова . В 1660 году писал в московском Архангельском соборе; в это время жил дома у Ушакова близ церкви Троицы в Никитниках. Вместе с Ушаковым и другими писал царские врата в в Кремлёвском дворце ; со писал знамёна, вместе с другими писал образ Спасов и северную дверь в собор Василия Блаженного и чинил пять местных икон и царские врата. В августе этого года под руководством чинил роспись стен московского Успенского собора.

В сентябре 1660 года поступил в Печатного двора после . Возможно, учился у рисовальщика Пюльмана, приезжавшего на Русь в 1661—1663 годах. 29 июня 1663 года обозначен в знаменщики Григорий Аврамов , но с 16 июня 1664 года опять является в знаменщиках Владимиров, причём жалованье ему было выдано и за прошедший год. Написал образ Нерукотворенного Спаса , который был награвирован в Вене в 1663 году с следующею подписью :

Сей образ Христов за много лет иезувити от голомуцыя пелегринато в Риме прееден презтенты пергамин с самого синдона Авгарева изыском зуграфа Иосифа Владимирова москвита, выдан до руки в Вене в лето 7171.

В 1664 году взят с Печатного двора к стенному и в передней палате, «в комнате», на золотом крыльце и в церкви Евдокии в Кремлёвском дворце. Последний раз упоминается в 1666 году, когда по заказу живших в столице ярославских купцов написал икону « Сошествие Святого Духа » для церкви Троицы в Никитниках, в которой сознательно изменил традиции в соответствии с современными греческими образцами. Т. Е. Казакевич предполагала, что он постригся в монахи в московском Знаменском монастыре под именем Иоасафа, и в 1677—1678 годах на Печатном дворе писал иллюстрации к .

Род Иосифа Владимирова вписан в синодики Кирилло-Белозерского и Толгского монастырей.

Послание

Автор «Послания» к Симону Ушакову, написанного в 1656—1658 годах, которое иногда называют первым русским искусствоведческим исследованием. В первой части 36 глав, в которых кратко излагаются древние высказывания об искусстве — всего 113 ссылок и цитат.

Во второй части, написанной в полемике с консервативным ярославским архидиаконом сербом Иваном Плешковичем, автор выступает за приближение живописи к природе, восхищаясь западными мастерами:

Христов или Богородичен образ на стенах и на досках подобно живым пишут, и на листах печатают искусно… и земных царей своих… пишут, и всякие вещи и события в лицах представляют и как живых изображают.

В том числе считал необходимым применение в иконописи светотени . В первые обоснованно употребляет термин «живописание» ( живопись ). Выступал против символики аллегорических изводов, принятых в XVI веке. Иосиф Владимиров считал, что далеко не все святые были «смуглы и скудны», наоборот, многие из них при жизни были «благообразны», а иные после смерти просвещались лицом «паче солнца». Традиция же написания тёмных икон идёт от того, что древние иконы, яркие и «светоносные» изначально, подверглись воздействию времени. Считал, что иконописец несёт личную ответственность за свои работы и должен ставить подпись. Необходимо ввести профессиональное обучение живописцев, в том числе рисованию с натуры, чтобы оградить народ от икон ремесленного уровня, на которых в крайних случаях святые «и не походили на человеческий образы, но на диких людей обличием подобие наморано», которые «неуки человеки и невежди по своим волям марают неистове и зловидно». Также призывал художников к нравственному самосовершенствованию.

Послание сохранилось в пяти списках XVII—XIX веков.

Сохранившиеся произведения

Документированные:

Приписываемые:

Сочинение

  • Послание некоего изуграфа Иосифа к царёву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу / вступит. ст. и комментарии Е. С. Овчинниковой // Древнерусское искусство. XVII век. — М., 1964. — С. 9—61.

Примечания

Литература

  • Лихачев Н. П. Царский «изограф» Иосиф и его иконы. — СПб., 1897.
  • Овчинникова Е. С. Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве // ДРИ. XVII век. — М., 1964. — С. 9-23.
  • Овчинникова Е. С. Загадочные монограммы (о художественном творчестве Иосифа Владимирова) // Русская литература на рубеже двух эпох XVII — начала XVIII веков. — М., 1971. — С. 247—263.
  • Болотцева И. П. Иосиф Владимиров и иконопись Ярославля середины XVII века // Памятники архитектуры и искусства Ярославской области. — Ярославль, 1987. — С. 74-95.
    • … // Болотцева И. П. Статьи и исследования. — Ярославль, 1996. — С. 39-51.
  • Белоброва О. А. // Труды Отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. — Т. XLIV. — С. 139—141.
  • // Словарь русских иконописцев XI—XVII веков / Ред.-сост. И. А. Кочетков. — М.: Индрик, 2003. — С. 125—127.
  • Комашко Н. И. // Православная энциклопедия
  • . artsait.ru
Источник —

Same as Иосиф Владимиров