Симфония № 40 (Моцарт)
- 1 year ago
- 0
- 0
Симфония № 37 соль мажор , KV . 444 / 425а ― симфония, ранее приписываемая австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту . Позднее было установлено, что три части произведения принадлежат Иоганну Михаэлю Гайдну и были написаны в мае 1783 года. Ошибочная атрибуция была вызвана тем, что её в том же году исполнил Моцарт в австрийском Линце , для чего он добавил первую медленную часть и внёс некоторые изменения в партитуру. Исследователи выделяют по своим достоинствам именно добавленную часть, подчёркивая, что даже среди лучших современников Моцарта, он превосходил их по своим музыкальным достоинствам.
С 1762 года австрийский композитор и органист Иоганн Михаэль Гайдн , младший брат Йозефа Гайдна , возглавлял оркестр Зальцбургского архиепископа . С 1763 года он замещал Леопольда Моцарта на должности концертмейстера и придворного органиста, а с 1781 года, после переезда Вольфганга Амадея Моцарта в Вену — в капелле архиепископа . Леопольд Моцарт и члены его семьи относились к Гайдну довольно неприязненно, порицая его прежде всего за пристрастие к алкоголю и за простонародные манеры. Впоследствии сослуживцем Гайдна был Вольфганг Моцарт, который, в отличие от отца, более дружественно относился к Гайдну и ценил его в качестве музыканта, хотя тоже осуждал за несообразности в поведении. Получила распространение история о том, как архиепископом Коллоредо были заказаны Гайдну шесть дуэтов для скрипки и альта, но последний не мог представить их в полном объёме и в установленный срок в связи с тяжёлой болезнью . На выручку ему пришёл его более молодой коллега, который несколько лет назад порвал с Коллоредо, перебравшись в Вену, и в итоге в 1783 году были созданы два произведения (KV 423 и KV 424), ценимые музыковедами, а также Моцартом и Гайдном . Немецкий музыковед Альфред Эйнштейн предполагал, что эта история видимо имеет «анекдотический» характер, но может быть близка к действительности. По крайней мере она может свидетельствовать об уважении Вольфганга к Михаэлю. Видимо, прежде всего отец и сын Моцарты ценили в нём качества выдающегося церковного композитора, полифониста и симфониста, а Вольфганг испытал даже некоторое влияние в области симфонической музыки . Как бы то ни было, считается, что за время пребывания в Зальцбурге композиторы свели довольно близкое знакомство и, в итоге Моцарт, как образно выразился Эйнштейн, «забрал» у Гайдна симфонию и «снабдил её интродукцией» . Кроме того музыковед видел заслугу Вольфганга в том, что он сумел добиться исполнения симфонии Гайдна .
Известная как симфония № 25 соль мажор Михаэля Гайдна была закончена композитором в конце мая 1783 года и состояла из трёх частей :
Моцарт познакомился с симфонией в том же году и решил исполнить в одном из своих гастрольных концертов за пределами Зальцбурга и Вены . 4 августа 1782 года он, сочетался браком с Констанцией Вебер , не получив разрешения на него от родителей. 27 октября 1783 года Моцарт со своей женой покинули Зальцбург, чтобы заехать к отцу композитора с целью наладить отношения. Однако, несмотря на все усилия, главная цель поездки — изменить настроение Леопольда в пользу Констанции — не была достигнута. По пути в Вену, 30 октября они заехали в Линц , где остановились у старого друга Моцарта, графа Йозефа Туна, пробыв у него три недели. Здесь Моцарт написал свою симфонию № 36 До мажор (KV. 425), премьера которой состоялась 4 ноября на концерте в доме графа и была посвящена ему . Тогда же прозвучала и симфония Гайдна, в которую Моцарт внёс некоторые изменения . Авторство симфонии соль мажор было установлено немецким музыковедом Лотаром Пергером в 1907 году, после чего она стала включаться в каталоги Михаэля Гайдна (Perger 16, Sherman 25, MH 334) . После того как стало известно о её принадлежности Гайдну, номера симфоний Моцарта 38, 39, 40 и 41 не были изменены.
В количественном отношении инструментальный состав оркестра симфонии, долгое время считавшейся созданием Моцарта, более ограничен, чем в зрелых («венских») произведениях этого жанра композитора: трубы и литавры не включены, а деревянные духовые состоят из пары гобоев и одного фагота. Моцарт добавил в своей версии к первой части вступление ( Adagio maestoso ), а также осуществил некоторые изменения. Так, во второй части ( Andante sostenuto ) он купировал соло фагота в среднем разделе .
При издании, с учётом вклада Моцарта, к первой части Гайдна добавляется его интродукция:
В литературе неоднократно отмечалось различие между характером «моцартовских» и «гайдновских» частей произведения. Альфред Эйнштейн писал по этому поводу: «При всех своих достоинствах симфония эта лишь подтверждает, как одинок был аристократ Моцарт даже в кругу лучших австрийских современников» . Российский музыковед Юрий Сафронов отмечал, что опус KV. 444 следует относить к коллективному сочинению двух австрийских мастеров, но подчёркивал разницу в достоинствах частей: «Музыка её весьма хороша и порой даже очень вдохновенна — но опытный слушатель без труда почувствует, что стиль этого сочинения (за исключением медленного вступления) далёк от Моцарта, особенно — от его последних венских симфоний…» Музыковед Левон Акопян подчёркивал, что начиная с симфонии № 31 (1778) развитие Моцарта в жанре симфонической музыки происходит на практически «неуклонном крещендо »: «…каждая очередная симфония (не считая скромной 32-й и несуществующей 37-й) мощнее, величественнее, сложнее предыдущей» .