Кутаисская классическая гимназия
- 1 year ago
- 0
- 0
Класси́ческая музыка ( музыкальная классика ; от лат. classicus — «образцовый») — образцовые музыкальные произведения, золотой фонд мировой музыкальной культуры .
Классические музыкальные произведения сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы. К классической музыке могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения . В разговорном языке понятие «классическая музыка» часто используется как синоним музыки « академической » или « симфонической ».
Исторически понятие «классическая музыка» (или «музыкальная классика» ) связано с эпохой классицизма , её поздним, просветительским этапом . Исходя из первоначального значения слова ( лат. classicus — образцовый), драматурги эпохи классицизма за образец взяли сочинения античных авторов, дополнив принципы построения античной драмы, сформулированные в « Поэтике » Аристотеля , требованием соблюдения трёх единств: времени, места и действия. В музыке эти принципы могли быть реализованы только в опере , отчасти и в иных жанрах, связанных с литературными первоисточниками, — в оратории или кантате : широкое распространение, включая и реформаторские оперы К. В. Глюка (первого, кому удалось исполнить все требования классицизма), и многие сочинения « венских классиков », получили либретто , основанные на античных сюжетах .
В отличие от литературы (в том числе драматургии ) и изобразительного искусства , музыкальные традиции Древней Греции к XVIII веку были практически полностью утеряны (если не считать отголосков древней храмовой музыки в литургических песнопениях восточных церквей) и говорить о буквальном подражании классическим образцам в данном случае не приходится. Однако в инструментальной музыке нашли себе применение более общие принципы классицизма: требование равновесия, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции и чёткого разграничения жанров . С этим требованием, предполагавшим строгую структурную упорядоченность — чёткую иерархию высшего и низшего, главного и второстепенного, центрального и подчинённого, было связано и постепенное вытеснение полифонии , господствовавшей ещё в эпоху раннего барокко , гомофонным складом , в инструментальной музыке окончательно утвердившимся во второй половине XVIII века . Сказывалось и влияние оперы: гомофонное письмо, разделившее голоса на главный и аккомпанирующие — в противовес полифоническому равноправию голосов, — оказалось более приспособлено для жанра музыкально-драматического; найденные в опере средства индивидуализации персонажей, передачи их эмоциональных состояний были восприняты и инструментальной музыкой .
Развитие гомофонного письма, в свою очередь, способствовало становлению новых музыкальных форм, — представители позднего классицизма создавали свои собственные образцы: во второй половине XVIII века сложились основные жанры инструментальной музыки, сольной, ансамблевой и оркестровой, в том числе новые формы сонаты , инструментального концерта и симфонии . Наряду с унификацией и сведением к минимуму типов музыкальных форм в эпоху классицизма утвердился принцип единства тоники , прежде необязательный; появилась неизвестная прежней музыке категория темы (или главной темы) — концентрированного выражения мысли, начального тезиса, подлежащего дальнейшему развитию .
Ещё в середине XVIII века составы оркестров были, как правило, случайными(не всегда); композиторское творчество оказывалось в прямой зависимости от наличного состава оркестра — чаще всего струнного , иногда с небольшим количеством духовых . Образование постоянных оркестров, их унификация во второй половине XVIII века способствовали становлению жанров симфонии и инструментального концерта, развитие которых сопровождалось поисками оптимального оркестрового состава, отбором и совершенствованием инструментов .
Многообразные достижения композиторов эпохи классицизма — И. С. Баха и его сыновей, К. В. Глюка и итальянской оперы, ранней венской и мангеймской школ — нашли своё обобщение и завершение в так называемой венской классической школе , прежде всего в творчестве Й. Гайдна , В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена . В сочинениях этих композиторов откристаллизовались «классические» формы сонаты, симфонии и инструментального концерта, а также различных камерных ансамблей — струнного и фортепианного трио , струнного квартета , квинтета и т. д. ; к ним первоначально и было применено, уже в эпоху романтизма , понятие «музыкальная классика» или классика музыки, а именно «венская классика» ( нем. Wiener Klassik ), при том что конкретный музыкальный стиль, связанный с их именами, — лишь одно из течений в венской музыке эпохи классицизма, а позднее творчество Бетховена уже выходило за рамки этого направления . Связанное изначально с художественным направлением, понятие «венская классика» имело в то же время и оценочный смысл, как признание сочинений именно этих композиторов «образцовыми» .
С точным определением границ периодов развития классической музыки связаны определённые трудности. Во-первых, периоды начинались и заканчивались в разных странах в разное время. Во-вторых, произведения в стиле определённого периода сочинялись и тогда, когда этот стиль уже не был популярен, уже стал историей. В-третьих, сами стилевые приёмы, техники исполнения и сочинения музыки часто характерны для нескольких периодов. К примеру, композиторские техники, применяемые в произведениях периода позднего ренессанса , делают таковые переходными относительно произведений, написанных в жанрах и формах периода раннего барокко .
Поэтому точная датировка начала и конца определённого периода является предметом обсуждения. Годы можно указать лишь приблизительно.
Следующий график показывает наиболее часто используемые даты периодов развития классической музыки .
Понятие «музыкальная классика» со временем распространилось и на предшественников венской классической школы: появились так называемые «старые классики», прежде всего И. С. Бах , Г. Ф. Гендель , А. Вивальди , — и в конце концов приобрело оценочный смысл, стало обозначением музыки, отвечающей самым высоким художественным требованиям и получившей признание не только на родине её создателя . Хотя того или иного композитора могут признать классиком ещё при жизни, как например Дмитрия Шостаковича , «классической» называют музыку, выдержавшую испытание временем — вошедшую в традиционный концертный репертуар: если тот или иной исполнитель в поисках разнообразия воскрешает давно забытое сочинение, само по себе это не делает его классическим .
Обычно это понятие используется применительно к «серьёзной» музыке, то есть требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», предназначенной в основном для развлекательных целей и нередко служащей фоном для различных занятий . Неведомый XVIII веку разрыв между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой произошёл в XIX веке , тем не менее к классике причисляют и высшие образцы некоторых развлекательных жанров (иногда их называют «полуклассикой»): в частности, «классическую» французскую, венскую и венгерскую оперетту XIX — начала XX века , вальсы и иные танцевальные сочинения Иоганна Штрауса-сына , влияние которого обнаруживается в симфониях Густава Малера , в опере Рихарда Штрауса « Кавалер розы », в симфонической поэме «Вальс» и в «Благородных и сентиментальных вальсах» Мориса Равеля .
В типологическом смысле «классической» часто именуется в разговорном и публицистическом стиле речи так называемая «академическая» музыка , находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII—XIX веках музыкальным жанрам и формам, мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу. В этом случае понятие «классическая музыка» подразумевает определённые музыкальные жанры: оперу, различные формы симфонической , камерной и органной музыки , некоторые жанры духовной музыки , перешедшие в концертную практику, и т. д. — в традиционном исполнении, то есть предназначенным для этих жанров и форм инструментальным составом .
Исторически сложившаяся неоднозначность понятия «классическая музыка» характерна для большинства европейских языков. Английское словосочетание ( англ. classic music ) появилось ещё в Оксфордском словаре английского языка 1836 года издания и было связано с попыткой «канонизировать» период от Баха до Бетховена как «золотой век». При этом «классический» период в музыке (классицизм эпохи Просвещения, примерно 1750 — 1830 годы ) также именуется «classical» .
Такие же неоднозначные термины существуют в немецком ( нем. klassische Musik ), французском ( фр. musique classique ) , итальянском ( итал. musica classica ) и других языках.
В то же время, например, в польском языке сохраняется чёткое разграничение понятий классической музыки в оценочном значении ( польск. muzyka klasyczna ), музыки, относящейся к эпохе классицизма ( польск. muzyka klasycystyczna ), и академической музыки ( польск. muzyka poważna ) .
Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века, многие гораздо раньше, и стали «классическими» в процессе отбора и совершенствования [ нет в источнике ] .
«Классический» состав симфонического оркестра сложился в партитурах Л. ван Бетховена и в музыковедческой литературе именуется «бетховенским» . В этот оркестр, помимо струнных смычковых инструментов, занявших в нём ведущее положение, — скрипок , альтов , виолончелей и контрабасов (так называемого смычкового квинтета, поскольку скрипки делятся на первые и вторые) , — входили парные составы деревянных духовых инструментов (2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета и 2 фагота ) и группа медных духовых (2, 3 или 4 валторны и 2 трубы ); ударные были представлены литаврами . Во второй половине XIX века «бетховенский» оркестр уже классифицировался как малый симфонический; большой состав оркестра, начало которому также положил Бетховен, в своей Девятой симфонии (1824), отличался от малого не только расширенным составом каждой секции, но и некоторыми дополнительными инструментами: в нём появились малая флейта, контрафагот , тромбоны , треугольник , тарелки и большой барабан . Позже, в эпоху романтизма в симфоническом оркестре появились арфы , тубы , английский рожок , колокола .
Лишь немногие инструменты симфонического оркестра (ударные и некоторые духовые) используются только в оркестре, бо́льшая же их часть, как и не входящие в состав оркестра фортепиано и орган , выступает в качестве сольных или солирующих в инструментальных концертах , составляет различные камерные ансамбли — дуэты , трио , квартеты и т. д. .
Во второй половине XX века широкое распространение получило так называемое аутентичное исполнительство — исполнение музыки XVII—XVIII веков и ещё более старинной на инструментах того времени, если не подлинных, то их подобиях, в том числе на инструментах, отвергнутых в своё время венскими классиками и ранними романтиками, таких как клавесин , виолы, гобои д’амур , продольные флейты и т. д. .
Музыка, признанная впоследствии классической, во все времена так или иначе вбирала в себя народное музыкальное творчество и, в свою очередь, оказывала влияние на профессиональную неакадемическую музыку. XIX веку был известен феномен популярной оперы, когда арии Дж. Россини или Дж. Верди распевали как современные песенные шлягеры . В XX веке многие композиторы работали одновременно в академических и неакадемических жанрах: Дмитрий Шостакович является автором не только симфоний, но и песен эстрадного характера; один из лучших современных симфонистов, Гия Канчели , для многих так и остался автором шлягера «Чито-грито»; Андрею Петрову более широкую известность, нежели его симфонические сочинения, оперы и балеты, принесли песни и эстрадная музыка, в которых он использовал опыт работы в академических жанрах . .
На неакадемическую музыкальную культуру классическая музыка оказывает влияние и через посредство кинематографа: режиссёры часто используют фрагменты из сочинений великих композиторов прошлого (в традиционном исполнении или в современных аранжировках ) — далеко не только в фильмах, посвящённых композиторам, как « Чайковский » И. Таланкина , «Малер» К. Рассела или « Бессмертная возлюбленная » Б. Роуза, и не только в художественном кинематографе, но и в мультипликационном: например, «Наивные симфонии» Уолта Диснея или «Сеча при Керженце» Юрия Норштейна — попытки воплотить в зрительных образах известные музыкальные произведения . С другой стороны, оригинальные сочинения для кинематографа со временем могли стать классикой и прочно войти в концертный репертуар, как музыка Сергея Прокофьева к фильмам « Александр Невский » и « Иван Грозный » С. Эйзенштейна или «Метель» Георгия Свиридова , изначально написанная для одноимённого фильма .
Значительное влияние музыкальная классика оказывает и на современную рок-музыку . Тональный язык, используемый большинством рок-музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко . Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с произведениями классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики. Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, в частности группы Oasis , с характерными для её композиций аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (прежде всего А. Вивальди и И. С. Баха ) на творчество гитаристов хард-рока и тяжёлого металла , таких, как Рэнди Роадс , вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке — для таких групп, как Yes , Genesis и Emerson, Lake & Palmer , в группах симфонического рока . Музыкальная классика глубоко проникает и в тяжёлый металл ( хеви-метал ) — формирует разновидность этого жанра под названием симфоник-метал , представленную такими группами, как Adagio , Apocalyptica , Versailles , Nightwish , Epica , Kamijo и многими другими .