Interested Article - Чжуань-сюй

Чжуань-сюй ( кит. 顓頊 ), также известный как Гао-ян (高陽) — один из Пяти императоров , мифический правитель Древнего Китая, почитаемый как первопредок, также упоминается как бог Полярной звезды . Легендарной эпохой его правления считаются 2514—2436 годах до н. э.

Этимология имени

Существует несколько версий происхождения имени Чжуань-сюй : по традиционному толкованию — это «истинный человек», «человек, следующий по истинному пути»; словарь « » («Толкование знаков и анализ иероглифов», I век), толкует данное сочетание иероглифов (顓頊) как «настороженный облик» (у русских переводчиков — «Вечно Недовольный» ); японский учёный считает, что подлинным значением имени являлось «первый государь», «первопредок»; другой японский учёный, , объясняет смысл записи, как «человек с ровной, словно выточенной из нефрита головой» (что по китайским представлениям есть признак мудреца) .

Легендарная биография

При рождении Чжуань-сюя на его голове находились щит и копьё, ноги (или рёбра, или брови) оказались сросшимися воедино. По наиболее распространённой версии, отцом Чжуань-сюя был , сын Жёлтого императора Хуан-ди и Лэй-Цзу , по другой версии — Чжуань-сюй являлся правнуком Жёлтого императора, также существует предание о его появлении на свет из радужного луча звезды, который пронзил луну (что может указывать на тотема — двуглавого водного дракона, сопоставляемого с радугой ) (согласно энциклопедии мифологии матерью Чжуань-сюя была А-нюй ). Чжуань-сюя выбрали в качестве наследника Хуан-ди, в обход прав сыновей . Согласно « » («Вёсны и осени господина Люя», III век до н. э.) до десятилетнего возраста Чжуань-сюй находился на воспитании у . По достижении двадцати лет, стал главой клана Ши, продолжая благоразумно управлять им в течение следующих семидесяти восьми лет до своей смерти . .

Правление

Под руководством Чжуань-сюя клан Ши мигрировал на восток в современную провинцию Шаньдун , где смешанные браки с кланом Дун-и расширили и увеличили племенное влияние Ши. Также по утверждениям « Хуайнань-цзы » (II век до н. э.), Чжуань-сюй победил правителя Гун-гуна , потомка , в других источниках упоминаются военные кампании против мифического рода девяти Ли и реально существующих племён мяо .

Согласно мифологической традиции, он внёс свой вклад в единый календарь, названный его именем, в астрологию , провёл религиозную реформу, направленную против шаманизма , поддержал патриархальную систему (в отличие от предыдущей матриархальной), и под страхом наказания запретил близкородственные браки (Гань Бао, «Coy шэнь цзи» — « Записки о поисках духов », IV век). («Летящему дракону») было предписано обновить музыку, которая использовалась в практике жертвоприношений Верховному владыке Шан-ди : дракон исполнил поручение, положив в основание новых мелодий, музыку, подражающую свистанию ветров, веющих в «восьми направлениях». Сыма Цянь в своих «Исторических записках» ( « Ши цзи » ) рассматривает Чжуань-сюя в качестве идеального правителя .

По преданию, его правление проходило под владычеством магии стихии воды; даже своих помощников Чжуань-сюй нарёк по наименованиям рек, также с той поры было установлено разделение небес и земли, закрылся свободный доступ смертным к горним чертогам. Дух получил от него назначение управителя небес и духовных существ, а также южной части света. Духу отдана во владение земля и её обитатели, а также северная часть света .

Чжуань-сюй в родословиях

Чжуань-сюя у власти сменил сын его двоюродного брата, Ку . В « Ши цзи », Чжуань-сюй подвергает критике одного из своих сыновей, называя того тупицей. Поскольку названы только двое его сыновей, то «тупицей», вероятно, являлся или , отец Великого Юя или же , предок Шуня . Император Яо также критиковал Цюн-чаня за некомпетентность и нерачительность. Кроме этих двух, Чжуань-сюй также имел восемь неназванных по именам сыновей с хорошей репутацией, которые позже служили Шуню.

Один из легендарных праправнуков Чжуань-сюя, Пэн-цзу , прославился чрезвычайным долголетием, дожив до 800 летнего возраста. Также от Чжуань-сюя производят происхождение мифического племени людей, имеющих по три лица и лишь по одной руке .

Чжуань-сюй, как утверждали, стал родоначальником царского дома Цинь . В книге « » («История династии Вэй», VI век) говорится что семья Цао Цао , управлявшая царством Вэй возводила своё родословие к императору Хуан-ди по линии Чжуань-сюя. Другой источник утверждал, что семья Цао Цао происходила от Шуня .

Также считается, что бог огня Чжужун – сын или внук Гао-яна (Чжуань-сюя).

Литература

  • Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. — М. , 1984. — С. 40, 44, 143.
  • Колтыпин А. В.

Примечания

  1. Б. Л. Рифтин от 21 марта 2012 на Wayback Machine // synologia.ru
  2. (недоступная ссылка)
  3. (англ.) Asiapac Editorial. (англ.) . — revised. — Asiapac Books Pte Ltd, 2006. — P. 9. — ISBN 9812294511 .
  4. (англ.) Howard L. Goodman. (англ.) . — illustrated. — Psychology Press , 1998. — P. 70. — ISBN 0966630009 .
  5. (англ.) от 16 июля 2012 на Wayback Machine
Источник —

Same as Чжуань-сюй