Interested Article - Вера в доброго царя

«Вера в доброго царя » — историографический штамп ; характерная черта, приписываемая менталитету русского народа некоторыми исследователями :153 . Сущность представлений о «добром царе» заключается в том, что правитель ( князь , император , генеральный секретарь ЦК КПСС , президент :21 ) является хорошим, а его окружение ( бояре , дворяне , чиновники и т. п. :21 ) являются плохими, и скрывают от правителя истинное положение вещей о состоянии жизни народа, и единственный шанс исправить ситуацию — это донести до правителя « правду », чтобы он её «узнал», вынес «справедливое решение» и «наказал виновных».

История

Доктор юридических наук и кандидат исторических наук, профессор отмечает, что в России во все времена исторически проводилась целенаправленная политика, целью которой являлось приближение власти к народу. Устойчивой являлась традиция участия монарха не только в государственных делах, но и в индивидуальной судьбе каждого человека. Одновременно с тем исследователь делает вывод, что по результатам анализа юридической практики, у простолюдина в России практически не было шансов выиграть дело в суде. Исходя из этого, у простого человека сложился стереотип, что для справедливого решения дела необходимо обращаться напрямую к «царю-батюшке» :21-22 .

Практика подобных обращений к царю закрепилась в единственно возможном способе — подаче челобитных . Процесс обращения к царю исследователь называет древним пережитком военной демократии , когда центральная власть уже отделилась от народа, но ещё не была от него жёстко изолирована. С 1699 года право подачи челобитных было ограничено указом Петра I , и с этого времени их разрешалось подавать только в том случае, если решение уже было вынесено в суде и оно не устроило челобитчика. В 1700 году этот указ был подтверждён :22 .

Исследователи В. К. Смирнова и А. В. Карачанова пишут, что «вера в „доброго царя“ присутствовала в крестьянской системе ценностей вплоть до революций начала XX века» .

Сущность представлений

Суть представлений о вере в доброго царя заключается в убеждениях, что сам правитель (монарх) является хорошим: он честен, справедлив, порядочен, добр и т. д., но окружение правителя (например, бояре, дворяне, чиновники и пр.) — при этом плохие. Окружение правителя скрывает правду о жизни народа, вводит его в заблуждение, что всё хорошо, не даёт ему достоверной информации о жизни народа. Исходя из этих предпосылок, возникает стойкое убеждение, что для разрушения этой порочной системы представителям народа требуется «прорваться» к «первому лицу государства» и рассказать ему «всю правду». После того, как правитель это всё узнает, согласно убеждениям, он «наведёт порядок»: накажет негодяев, наградит достойных, восстановит справедливость и т. п. :118

Оценки

Доктор юридических наук Н. Ф. Медушевская считает, что идея «царя- самодержца , монархизма » сыграла выдающуюся роль в становлении российской государственности. По мнению автора, она ассоциировалась с единением страны под началом абсолютного монарха и соответствовала требованиям времени, а стойкая «вера в „доброго царя“», в царское великодушие «поддерживала в народе традиционное стремление рассказать ему всю правду, обратиться лично с петициями о восстановлении справедливости» .

Доктор филологических наук пишет, что такая черта русского менталитета, как «вера в доброго царя», активно присутствует во многих русских волшебных сказках: именно царь восстанавливает справедливость, «мудро разобравшись в несправедливости» :153 .

Некоторая часть общественных и научных деятелей считает «веру в доброго царя» популизмом, «наивной верой», не имеющей отношения к реальности . Директор Института социономики и публицист левого толка , профессор А. В. Бузгалин считает клише о «добром царе» работающим на практике только по отношению к «своим», то есть к элите, но не к простым людям . Доктора исторических наук В. Н. Фаронов и Ю. М. Гончаров пишут, что «вера в доброго царя» у рабочих Российской империи сосуществовала вместе с враждебным отношением к государству и непосредственному руководству .

Публицист Алексей Сахнин пишет, что «вера в доброго царя» — это наивная утопия , придуманная простыми людьми для того, чтобы оправдать несправедливую реальность царской России .

Автор газеты Postimees Игорь Таро, анализируя письма правозащитников к президенту России Дмитрию Медведеву и отсутствие встречной реакции на них, делает вывод, что «добрый царь» — это один из «волчьей стаи», который никогда не станет помогать «овцам» .

Журналист издания Росбалт Александр Желенин, рассматривая результаты опроса « Левада-центра » об отношении россиян к Владимиру Путину в 2020 году, называет «веру в доброго царя» мифом, который «стремительно рушится в глазах россиян», начинающих осознавать «сущность нынешней власти» . Историк М. В. Балахнина пишет, что Россия уже прошла через это, когда в 1917 году народ окончательно перестал верить царю .

Владислав Сурков , ранее занимавший пост советника президента РФ, пишет:

Было бы упрощением сводить тему к пресловутой «вере в доброго царя». Глубинный народ совсем не наивен и едва ли считает добродушие царским достоинством. Скорее он мог бы думать о правильном правителе то же, что Эйнштейн сказал о боге: «Изощрён, но не злонамерен» .

В работе Н. В. Лебедевой проводится оценка текста письма «наивного автора», а именно русской женщины 75 лет. В тексте письма прослеживаются 3 темы: «царь хороший, бояре плохие», «Россия в беде», «гордость за страну» .

В культуре

Писатель Виктор Некрасов полагал, что «царь хороший, бояре плохие» — основная мысль фильма Сергея Эйзенштейна « Иван Грозный » .

Примечания

  1. Нечай Ю. П. // Междисциплинарные аспекты лингвистических исследований. Сборник научных трудов. Краснодар, 2016. — С. 151—158.
  2. Демичев А. А. от 20 мая 2021 на Wayback Machine // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России , 2012. — № 20. С. 20 — 25.
  3. Смирнова В. К., Карачанова А. В. // Наука в современном информационном обществе. Материалы Х международной научно-практической конференции: в 3-х томах. Научно-издательский центр «Академический». 2016, CreateSpace. — North Charleston, USA, 28-29 ноября 2016 года
  4. Демичев А. А. от 20 мая 2021 на Wayback Machine // Идеи и идеалы, 2014. № 1 (19). — Ч. 1. — С. 119—126.
  5. Медушевская Н. Ф. // ПЛАТОН. — 2013. — № 4. — С. 28-29. — ISSN: 2308—2135
  6. Денисов С. А. // Парламентаризм в России: проблемы и перспективы : Сборник статей. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2006. — 20−21 03. — С. 300—308 .
  7. Балахнина М.В. // ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ : материалы XII всероссийской научно-практической конференции. — Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2016. — 27 октября. — С. 20–22 .
  8. Костылев А. В. // Формирование человека новой эпохи : Материалы международной научной конференции. — г. Пушкин, 2012. — 21−22 06. — С. 43—48 . 10 августа 2021 года.
  9. Скрынников Р. Г. . — Мысль , 1988. 8 июля 2021 года.
  10. Валерия Новодворская . . The New Times (25 декабря 2012). Дата обращения: 24 мая 2021. 24 мая 2021 года.
  11. Павел Аптекарь. . Ведомости (23 сентября 2018). Дата обращения: 24 мая 2021. 24 мая 2021 года.
  12. Любовь Чижова. . Радио Свобода (13 декабря 2016). Дата обращения: 24 мая 2021. 24 мая 2021 года.
  13. Дмитрий Милин. NEWSru.com (19 мая 2020). Дата обращения: 24 мая 2021. 24 мая 2021 года.
  14. Алексей Сахнин. . Газета.Ru (1 сентября 2019). Дата обращения: 24 мая 2021. 24 мая 2021 года.
  15. Дмитрий Милин. . Новые Известия (16 ноября 2018). Дата обращения: 24 мая 2021. 24 мая 2021 года.
  16. Бузгалин Александр. . Литературная газета (28 апреля 2021). Дата обращения: 24 мая 2021. 24 мая 2021 года.
  17. Фаронов В. Н., Гончаров Ю. М. . — Известия Алтайского государственного университета, 2016. — № 2 (90) . 3 августа 2021 года.
  18. Игорь Таро. . ИноСМИ.Ru (5 июня 2008). Дата обращения: 24 мая 2021. 24 мая 2021 года.
  19. Александр Желенин. . Росбалт (16 апреля 2020). Дата обращения: 24 мая 2021. 24 мая 2021 года.
  20. Балахнина М.В. // Гуманитарные проблемы военного дела. — 2018. — Вып. 3 (16) .
  21. . Независимая газета . Дата обращения: 28 июля 2021. 28 июля 2021 года.
  22. . svoboda.org . Дата обращения: 28 июля 2021. 28 июля 2021 года.
  23. . Дата обращения: 28 июля 2021. 28 июля 2021 года.
  24. Лебедева Наталья Борисовна. . Дата обращения: 3 августа 2021. 3 августа 2021 года.
  25. Дата обращения: 1 августа 2022. 3 июля 2022 года.

Литература

  • Демичев А. А. от 20 мая 2021 на Wayback Machine // Идеи и идеалы, 2014. № 1 (19). — Ч. 1. — С. 115—126.
  • Демичев А. А. от 20 мая 2021 на Wayback Machine // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. N 20. С. 20 — 25.
  • Гусакова В. О. // Ученые записки НовГУ : Научный журнал. — 2019. — № 2 (20) . — С. 1—3 . — ISSN . — doi : .
Источник —

Same as Вера в доброго царя