Янев, Ратко
- 1 year ago
- 0
- 0
Квазирелигиозность — категория , используемая в социологии религии , совместно с понятием религиозность и отличающаяся от последнего объектом поклонения.
Религиовед Е. С. Элбакян отмечает, что хотя и религиозным и квазирелигиозным формам сознания одинаково свойственна вера в сверхъестественных существ, для квазирелигиозности исключительно присуща вера в «естественные события, в личности ( культ личности напр.), а также процессы и создание на основе подобной веры определённых мифомоделей , как правило, находящих отражение и поддержку в массовом сознании» .
Социологи В. Г. Немировский и , считают, что «под термином „квазирелигиозность“ понимается совокупность несистематизированных идей — вера респондентов в популярные на уровне массового сознания представления, носящие идеалистический характер» .
Большой вклад в изучение феномена квазирелигиозности, социальной мифологии, а также их влияние на исторические судьбы народов и наций был сделан преимущественно Максом Вебером , Карлом Мангеймом , Паулем Тиллихом и Роланом Бартом . Из российских исследователей социальных мифологем имеют значение труды Н. Я. Данилевского , Н. А. Бердяева , Ф. А. Степуна , Н. О. Лосского , Д. Е. Фурмана и П. С. Гуревича .
Многие черты квазирелигиозности имеют место в новых религиозных движениях (течениях) , а также во вневероисповедной мистике в современной России .
А. В. Харламов использует понятие «квазирелигиозность» для описания состояния российского общества, которое после распада СССР ещё не выработало религиозный опыт: «В российской постсоветской ситуации такой душевной настроенности у большей части населения просто не было (а в значительной степени нет и по сей день). В результате обращение отдельных социальных групп к тем или иным традиционным или новым религиозным традициям, стало принимать своеобразные формы: псевдорелигиозности, квазирелигиозности, идейного фанатизма (нетерпимости к инакомыслию) или элементарного суеверия, сочетающегося с внешней обрядностью» .