Interested Article - Жирардон, Франсуа
- 2020-03-18
- 2
Франсуа́ Жирардо́н ( фр. François Girardon ; 17 марта 1628, Труа — 1 сентября 1715, Париж ) — французский скульптор эпохи « большого стиля », «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия, времени правления короля Людовика XIV (1643—1715).
Биография
Франсуа Жирардон родился в Труа. Его отец был литейным мастером, сын получил образование столяра и резчика по дереву. Однако художественные способности Франсуа привлекли внимание канцлера Франции Пьера Сегье , выдающегося мецената , который устроил его работать в скульптурную мастерскую Ф. Ангье , а позднее послал для дальнейшего обучения в Рим .
В 1648—1650 годах Франсуа Жирардон учился в Риме у гравёра Филиппа Томассена, а также в мастерской прославленного архитектора и скульптора итальянского барокко Джованни Лоренцо Бернини . Он был поражён мощью и экспрессией этого стиля , но в дальнейшем его взгляды на искусство эволюционировали и, сохраняя элементы барочного мышления, индивидуальный стиль Жирардона всё более тяготел к классицизму .
В 1657 году Жирардон стал членом Королевской академии живописи и скульптуры в Париже, в 1659-м получил должность профессора, а в 1674 году стал адъюнктом (помощником) ректора. В 1690 году, после смерти Шарля Лебрена , Жирардон был назначен генеральным инспектором всех королевских скульптурных работ (inspecteur général des ouvrages de sculpture). В 1695 году стал канцлером Королевской академии . Всю жизнь Франсуа Жирардон был верен идеологии и эстетике «большого стиля» эпохи «Короля-Солнце» Людовика XIV, главной особенностью которого было импозантное соединение элементов классицизма и барокко . Он умер в Париже в тот же день, что и король Франции, 1 сентября 1715 года.
Творчество
Вернувшись в 1651 году в Париж из Рима, Жирардон сразу же снискал расположение первого живописца короля и руководителя всех строительных предприятий Шарля Лебрена . В результате у него появилось множество заказов, которые он выполнял с большим техническим мастерством. Его первые крупные работы во Франции — создание скульптур для парка Во-ле-Виконт под руководством Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра . В 1663—1667 годах Жирардон вместе с другими скульпторами создавал лепную часть в технике стукко « Галереи Аполлона » во дворце Лувра по проекту Ш. Лебрена.
С 1666 года Франсуа Жирардон работал в Версале . Для Колоннады Ж. Ардуэна-Мансара южного партера версальского парка Жирардон создал скульптурную группу «Плутон, похищающий Прозерпину» (1678—1699). «Победа Франции над Испанией» (1680—1682), скульптура «Зима» (1675—1683) и другие . Скульптуры «Грота Аполлона» (1664—1672) характерны классической ясностью и уравновешенностью. Считается, что в этой работе Жирардон вдохновлялся статуей Аполлона Бельведерского . Спустя столетия произведением Жирардона восхищался Огюст Ренуар .
Важную страницу истории искусства составляет своеобразное заочное соревнование двух скульпторов: Бернини и Жирардона. Гений итальянского барокко во время своего визита в Париж в апреле 1665 года создал мраморный бюст Людовика XIV. По возвращении в Рим, Бернини изваял монументальную конную статую короля Людовика в образе Александра Македонского. Когда же её в 1685 году доставили в Париж (после смерти автора), французский король нашёл её отвратительной и хотел уничтожить. Тогда Ф. Жирардон переделал её в изображение древнеримского героя Марка Курция . Реплики этого произведения в бронзе установили: одну в парадном дворе (курдонёре) Версаля, другую во Дворе Наполеона у входа в Музей Лувра.
Ещё одну конную статую короля Жирардон выполнил в 1692 году. В 1699 году её установили в центре Площади Людовика Великого (позднее: Вандомская площадь ) в Париже (статуя была уничтожена во время Французской революции в 1789 году). Ранее, в 1784 году королевским указом уменьшённая реплика памятника была помещена в Антиквариум Лувра. Она неоднократно воспроизводилась в гравюрах и стала одним из прообразов многих других подобных монументов последующих эпох, в том числе конного памятника « Великому курфюрсту » в Берлине А. Шлютера , ныне перенесённого в Шарлоттенбург (1696, отлит в 1700 г.), памятника курфюрсту Саксонскому Б. Пермозера в Дрездене , монумента Петру Великому в Санкт-Петербурге Бартоломео Карло Растрелли Старшего (1716) .
В 1675—1694 годах Жирардон работал над созданием надгробия кардинала Ришельё , расположенного в хоре Церкви Сорбонны . Кардинал изображён как бы живым, сидящим на гробнице и смотрящим в сторону алтаря. Две аллегорические фигуры скорбящих женщин олицетворяют религию и науку . Надгробие было почти разрушено толпой во время Французской революции, но защищено археологом Александром Ленуаром , который получил при обороне памятника штыковое ранение. Ленуар перенёс скульптуру в безопасное место, в созданный им в 1795 году « Музей французских памятников » .
Среди других известных работ Жирардона: надгробие принцессы Конти (1672—1675), группа «Анхиз и Эней» ( сад Тюильри в Париже ), гробница Лувуа в церкви Сент-Эсташ в Париже, гробница Биньона, королевского библиотекаря в Сен-Никола-дю-Шардонне (Париж, 1656), мраморные бюсты Людовика XIV и Марии Терезии, бронзовое распятие в церкви Сен-Реми в Труа.
-
Плутон, похищающий Прозерпину. 1678—1699. Версальский парк (копия)
-
Грот Аполлона (Аполлон и пять нимф). 1664—1672. Версальский парк (копия)
-
Бассейн Сатурна. 1672—1677. Версальский парк
-
Зима. Версальский дворец
-
Победа Франции над Испанией. 1680—1682. Версаль
-
Дж. Л. Бернини — Ф. Жирардон. Конная статуя Людовика XIV в образе Марка Курция. 1687. Версальский дворец
-
Открытие монумента Людовику XIV 13 августа 1699 г. Офорт П. Лепотра. Ок. 1699
-
Конная статуя короля Людовика XIV. 1692 (реплика). Лувр, Париж
-
Надгробие кардинала Ришельё. Гравюра Ш.-Л. Симонно
-
Надгробие кардинала Ришельё. Деталь
-
Бюст Людовика XIV. Музей Сен-Лу, Труа
Примечания
- (фр.) — 1 — Paris: , 1867. — P. 641.
- ↑ (нидерл.)
- — 2003.
- (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- — 2016.
- (фр.) — 1 — Paris: , 1867. — P. 642.
- ↑ Жирардон Франсуа // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
- Encyclopædia Britannica/Girardon, François. — URL: от 12 мая 2021 на Wayback Machine
- François Girardon | Palace of Versailles. — URL: от 11 мая 2021 на Wayback Machine
- Мейер Д. Версаль. Путеводитель. — Париж: Арт Лис, 1998. — С. 121—155
- Wittkower R. Gian Lorenzo Bernini: The Sculptor of the Roman Baroque. — London: Phaidon Press, 1955. — Р. 89
- Власов В. Г. . Кавалло // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. IV, 2006. — С. 260—261
- ARMAND DU PLESSIS, cardinal de RICHELIEU. — Tombes sépultures dans les cimetières et autres lieux. — URL: от 11 апреля 2021 на Wayback Machine
- Chisholm H. Girardon, François. Encyclopædia Britannica (11th ed.). Cambridge University Press, 1911. — URL: от 12 мая 2021 на Wayback Machine
Литература
- Стародубова В. В. Жирардон, Франсуа / В. Стародубова // Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия : в 3 т. / автор проекта А. Ю. Астахов; ред. коллегия: М. А. Бусев, В. В. Ванслов, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова (отв. ред.).. — М. : Белый город, 2006. — Т. I : А—Й. — С. 453. — 463 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7793-0920-5 . — ISBN 5-7793-0922-1 (т. I).
- 2020-03-18
- 2