America (песня из «Вестсайдской истории»)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мифологизация истории — процесс создания ненаучной версии прошлого, основу которой составляет структура мифа , включающая такие представления, как « золотой век », культуртрегерская и миссионерская роли, которую выполняли предки этноса или группы; враги, присвоившие все достижения и территорию, которая в прошлом была значительно шире; возврат к «славной старине» . Историческое сознание в рамках исторического мифа представлено, как правило, в искажённой форме, конкретные знания и интерпретации исторических процессов, событий, явлений и фактов прошлого передаются при помощи образов, символов, преданий, легенд и других эмоционально-психологических, иррациональных, интуитивных компонентов, которые сочетаются с тенденциозными элементами логико-рационального объяснения . Мифологизация истории не совпадает с понятиями псевдоистория и « фальсификация истории », претендующими на научность, но не являющиеся научными идеями и концепциями на историческую тематику .
Основой для мифологизации истории служит примордиалистский подход к пониманию этничности . Формами существования мифологизированной истории являются «память» о прошлом, изобретение традиции и стереотипы , включая этностереотипы . В качестве источников выступают научные гипотезы , часто отобранные с целью подтверждения представлений национального сознания; устаревшие, не нашедших подтверждений гипотезы; сфабрикованные источники . Национальная история рассматривается как миф, мифологическая история или «большой нарратив», который обслуживает интересы правящей верхушки или доминирующего большинства .
Причинами мифологизации истории могут быть индивидуальные амбиции, обоснование претензий на самоопределение, государственность, легитимация правящего режима и др. Задачей чаще всего является не установление реальной истории, а конструирование исторического мифа, способного вдохновить массы и преодолеть кризис . Групповое прошлое составляет существенный элемент групповой идентификации. Массовые представления о событиях прошлого могут становиться причинами интеграции и дезинтеграции социума и нации .
Проблемы мифотворчества и фальсификации, являясь понятиями разного порядкового уровня, однако, в большей или меньшей степени присутствуют в истории любого народа и государства . Современные идеологические мифы являются наиболее актуальными и вызывают острые споры, часто совмещающиеся с фальсификациями, в то время как как мифы, связанные с древней историей, составляют неотъемлемую часть общенародного сознания, и существуют вопреки научным опровержениям, которые чаще всего воспринимаются обществом негативно или безразлично .
Народная память, имеющая отражение в преданиях и эпосе, является одним из источников для создания «высокой», государственной исторической мифологии . Мифологизированная история в определённой политической ситуации, в том числе при авторитарном режиме , принимает характер официальной истории, ставящей целью легитимизировать власть правителя, династии и др. Мифологизация истории ведёт к межгосударственным, межэтническим, этноконфессиональным конфликтам и территориальным спорам. Результатами её воздействия на массовое сознание являются мифологизированное историческое самосознание, ксенофобия и подавление научной истории . В отличие от мифологизированной истории, историческая наука в силу своей объективности не всегда способна справиться с политическими задачами, интеграцией или дезинтеграцией и др.
В процессе модернизации, глобализации и экономической интеграции культура унифицируется, и многими народами утрачиваются традиции и сложившийся уклад или даже язык, основные элементы этнической идентификации. Главным и часто единственным условием поддержания этнической идентичности остаётся мифологическая сфера — нарративы о великих предках и их деяниях .
Нарратив о коллективной личности-нации в той или иной мере основывается на иррациональных установках массового сознания. Французский историк Пьер Hopa писал, что национальная история это «практически мифологическая история». «Принцип её и динамизм состояли в том, чтобы выбирать из прошлого только те факты, которые объясняют развитие „нации“». Национальные истории характеризуются тенденциозностью и ангажированностью уже начиная с вопроса о происхождении нации. Такая версия конструирует для народа древнюю историю, включая в свой нарратив в числе прочего и мифы. Конструирование «начала» этноса часто основано на теориях его особого происхождения. Поиск этнических «корней» проводится на некоторой территории или с опорой на этническую истории. Во всех случаях авторы стремятся к максимальному удлинению исторического прошлого , в связи с тем, что длительное время существования народа воспринимается в качестве свидетельства его достоинства .
Националисты конструируют такое прошлое, которое служит их целям, включая притязание на государство или территорию‚ «свою» или «чужую», политическое доминирование и культурный капитал. Темпоральные представления национализма связаны с конкретными национальными задача и могут почти полностью определяться текущими политическими задачами или предполагаемым идеальным будущим, однако во всех случаях прошлое остаётся наиболее важным фактором формирования национальной идентичности и политической активизации .
Авторы мифологизированной истории (мифотворцы) рассматриваются в качестве «мобилизаторов этничности». Умышленно или нет они способствуют росту интереса к прошлому, и в эпоху борьбы за независимость и образования государства способствуют пробуждению национального самосознания . В рамках этнополитики авторы апеллируют к древнейшей истории государственности этноса, а чаще конструируют её, с целью опоры на исторический прецедент, в их представлении легитимирущий претензии на самоопределение или государственность и мотивации масс для достижения этих целей. Мифологизация истории представляет собой как «конструктивное» действие, так и «инструментальное» — использование истории как инструмента, в первую очередь для политических целей .
Мифологизация истории определена архаическим архетипом — «правом первого захвата». Это представление определяет стремление найти свидетельства наиболее древней истории этноса. Мифологизированная история может играть роль опоры нации и государства. Забвение реальной истории или заблуждения могут стать одним из главных факторов формирования нации, тогда как, по словам Эрнеста Ренана , «прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности». Мифологизированная история играет роль в создании этничности .
Мифологизированная история имеет значение и при создании национального государства . Согласно британскому историку Эрику Хобсбауму , «вполне очевидно, сколь привлекательной — ввиду потенциального воздействия на массы — может быть традиция государственности для современного национализма, цель которого — становление нации в форме территориального государства. Это заставляло некоторые из национальных движений выходить далеко за пределы реальной исторической памяти своих народов, дабы отыскать в прошлом подобающее (и подобающим образом внушительное) национальное государство». Опорой для фундаментализма служат «ценности», восходящие к ранней «сакральной» истории, часто понимаемой как «изначальная», «чистая» . Мифологизация истории достигает пика при создании нации и государства, поскольку новая общность требует легитимации. В старых государствах мифологизированная история направлена на укрепление лояльности и идентичности граждан («ежедневный плебисцит») . Мифологизированная история может использоваться в целях поднять статус отдельных лиц или различных групп .
Мифологизированная история может создавать «образ врага» и приводить к нарушению стабильности межэтнических и межконфессиональных отношений . Мифологизированная история играет существенную роль в международных отношениях. Национальная версия истории одной страны способна вызвать резонанс в другой, чья национальная история оказывается затронутой . Мифологизированная история этноса, в том числе и диаспоры может угрожать его национальной безопасности государства. Этногенетические мифы возрождают архетипы, способствующие обострению межэтнических отношений. В них отражена мифологическая модель мира, основу которой составляет бинарная оппозиция «мы-они», «своё-чужое» , где «своему» присваивается наиболее высокий семиотический статус, тогда как «чужое» же представлено его противоположностью. В результате этой оппозиции взаимоотношения автохтонного населения и позднее пришедших на данную территорию групп изображается как неизбежный конфликт .
Русская историческая традиция, исключая евразийцев , изображает золотоордынский период своей истории только в негативном свете. Кочевники, согласно этой мифологии только разрушали государства и цивилизации и не создавали заслуживающих внимания культурных ценностей, и борьба русских с «дикими разрушителями» представлена героическом деянием, спасшим цивилизации .
Миф, акцентирующий внимание на местных предках, превознося их прошлое, направлен на преодоление «комплекса неполноценности», возникающего у представителей национального романтизма и национализма в результате знакомства с более древней и изображённой как более насыщенная героическими событиями историей ряда других народов, в том числе античных. Разные мыслители независимо друг от друга делали негативные высказывания, что в школах или гимназиях им пришлось в деталях изучать историю известных древних народов в ущерб истории «своих» предков. В начале 1790-х годов Николай Карамзин в поэме «Илья Муромец» писал: «Мы не греки и не римляне; мы не верим их преданиям… Нам другие сказки надобны; мы Другие сказки слышали от своих покойных матушек» .
Познавательных функций мифологизированная история не выполняет по причине своей антинаучности .
Виды «памяти» о прошлом как массовых представлений о нём являются формами существования мифологизированной истории. Коллективная память включает только сведения о событиях, имеющих большое ценностное значение для конкретного общества. Индивидуальная и историческая память включают символы , мифологизированные версии наиболее важных исторических событий, частично этнические стереотипы и автостереотипы. Коллективная память компактно проживающих этнических меньшинств включает три группы мифологизированных представлений: о «золотом веке», о событиях включения в состав полиэтнического гoсударства и о совместной истории .
Реинтерпретация и фальсификация истории является важной составляющей частью любого национализма . Исторические мифы национализма включают миф об исключительной древности этноса, миф об автохтонности и древней империи, территориальные притязания и игнорирование иностранных влияний. Националистическая историография обычно стремятся доказать автохтонность «своего» этноса, «извечное» присутствие этого народа на современной территории. Эти претензии нередко выступают в противоречие с другой тенденцией национализма — идеей, что народ в древности владел масштабными территориями и обладал огромной империей .
Как история, так и миф представляют собой рассказ, в первом случае условно достоверный рассказом, в случае с мифом — с вымышленный или «ложный и некритичный». Эти «ложные и некритичные» рассказы или представления включены в общественное сознание, а иногда их практически невозможно отделить от массы критичного знания .
В мифологизированной истории, как и в мифе, этнос возводится к « началу времён » и изображается культуртрегером. Подобно мифу мифологизированная история является цикличной, но в отличие от мифа она мимикрирует под историю, стремясь использовать сведения о реальных событиях и личностях, включая, однако, их в мифологическое повествование. Как и миф, мифологизированная история основывается на вере, тогда как история является открытой для дискуссий .
Мифологизированная история стремится потеснить историческую науку на традиционном для неё поле, по причине чего присутствует в тех же сферах, что и история, предпринимает попытки выполнять те же функции в области конструирования нации и государства, в пространстве внутренней политики, международных отношений, национальной безопасности и в образовании . Мифологизированная история адресована населению, тогда как научные работы предназначены для узкой аудитории. Имея большую аудиторию, она имеет и большее влияние. В ходе соперничества массовое сознание и образование с исторической наукой мифологизированная история чаще всего выигрывает. Средствами распространения мифологизированной истории являются СМИ, художественная литература и школьное образование .
Понятия исторического мифа и исторической фальсификации в общественном сознании часто не разделяются, но эти явления не являются тождественными. Миф представляет собой не соответствующий действительности рассказ о событиях прошлого, настоящего или будущего, который возник естественным образом и стал неотъемлемой частью массового сознания. Фальсификация истории, в отличие от исторического мифа, является умышленным искажением исторических фактов или созданием вымышленных «исторических фактов» и осуществляется конкретными лицами с политическими, идеологическими, религиозными или другими целями, преследующими текущие личные или групповые интересы. Мотивацией для фальсификации истории, как правило, является дискредитация или, напротив, «улучшение» реальной истории. Фальсификация может иметь в своей основе популярную историческую мифологию или, напротив, порождать последнюю — особенно в кризисные периоды, когда возникает или искусственно формируется общественный запрос на пересмотр истории .
Большинство авторов мифологизированной истории (мифотворцев) не являются специалистами в области исторических наук. По причинам отсутствия специальных навыков и наличия научных целей авторы мифологизированной истории (мифотворцы) не различают «источник», «исследование» и опус, составленный дилетантом. Методы «работы» этих авторов включают использование неполноты данных о прошлом, умалчивание неподходящих фактов, аналогии, выборочное использование источников. Распространенным является метод, при котором все явления древности объясняются реалиями собственной истории и своим личным опытом .
В этих мифологизированных версиях прошлого, события, воспринимаемые как «позорные», исключаются, вклад же «своего» народа представляется преувеличенным .
Задачей мифа является объяснение членам группы её судьбы и причин «временных неудач». Предполагается, что изобретённый элитой миф будет воспринят членами группы как свой, кровный. Этот миф предполагает амнезию и выборку: группа должна предать забвению «неудобные» факты с целью закрепления версий, которые открывают более необходимые перспективы. Согласно исследованиям в рамках имагологии , сплочение группы более всего способен обеспечить образ врага, который по этой причине становится необходимой составляющей этноцентристского мифа и всегда имплицитно или эксплицитно формируется региональными версиями истории. Горцы могут противопоставляться жителям равнин, оседлые народы — кочевникам, коренные жители — переселенцам, представители одних религий — другим. Миф может моделировать образ на основе образа соперника, но с обратным знаком .
Исторический миф происходит от космогонических и антропогонических мифов — о происхождении и разрушении Вселенной и о происхождении человека. Считается, что исторический миф восходит к классическому, архаическому мифу . Исторические мифы возникают уже в начале существования самой истории как рассказа о прошлом. Периодизация исторической мифологии этап традиционного мифа, эпоса, предания; их интерпретацию в рамках государственной идеологии и выстраивание идеологических мифологем; современную историческую мифологию, отражением которой являются идейные конструкты, лозунги и произвольные интерпретации истории в средствах массовой информации .
В качестве варианта мифологизированной истории может рассматриваться этногенетический миф . Однако в отличие от последней, он создавался народом в период, когда научные знания о природе и человеке ещё отсутствовали, служил для объяснения происхождения «своего» этноса и соседних народов, получения территории и взаимоотношения с другими народами. Мифологизированная история создаётся конкретным человеком или группой интеллектуалов; служит для объяснения тех же процессов и явлений; не опирается на научные данные, а, напротив, опровергает их, для чего нередко применяет теорию заговора .
Любой народ, признающий Священное писание , имел возможность возводить свои корни к глубокой древности — ко временам разделения «языков» (народов) при строительстве Вавилонской башни, однако немногие народы Европы могли напрямую увязывать свою историю с Ближним Востоком. Они могли считать себя потомками сыновей Ноя , но при посредстве специальных учёных генеалогий. Такая генеалогия в отношении славян представлена в древнерусской « Повести временных лет ». Князь Владимир Святославич мог сопоставляться в «Повести временных лет» с Константином Великим и библейским Соломоном , но его род не возводился к римскому императору или к библейскому царю. Отсутствие Руси в древней истории путём древнерусской христианской экзегезы становилось особым достоинством «нового народа», что отражено в « Слове о законе и благодати » и «Повести временных лет» . Мифологизация происхождения первых правителей через обращение к дохристианским мифам в ранней русской летописной традиции отсутствовала. Ситуация меняется в период становления московской централизованной власти . Новые генеалогии, которые создавались для монархических династий, при их кажущейся примитивности, отражали новый подход к истории. По выражению А. М. Панченко , «если прежде история определяла судьбу человека», то в канун Нового времени «человек предъявил свои права на историю, попытался овладеть ею» .
Французская культура и политика сформировала ряд исторических мифов, получивших распространение в Европе, как в Средневековье (« Орлеанская дева »), так и в Нового и Новейшее время, включая мифы о взятии Бастилии, о Наполеоне, мифологию общенационального Сопротивления периода Второй мировой войны и др.
По мнению британского политолога и социолога Бенедикта Андерсона , « печатный капитализм » придал языку новую фиксированность, что в итоге способствовало созданию образа древности, имеющего основное значение для представлений о нации .
Образование национальных государств в XVIII и в особенности в ХIХ веке сопровождалось активным формированием национально-государственной символики, включая гимны, флаги, монументы, «места памяти», праздники, различных церемонии и ритуалы. В ходе этого процесса «изобретения традиций» в числе прочего были задействованы этнические элементы — фольклор, народные музыка, обряды, одежда. Нередко использовались маргинальные или почти забытые этнокультурные символы; они могли «изобретаться» заново .
Две концепции нации, этнокультурная и государственная, соответствуют двум типам национальной идеологии, в рамках которых различно соотносятся представления о прошлом, настоящем и будущем. В случае отсутствия национального государства (Германия, Италия) националистами из мифов прошлого и представлений о будущем конструировалось идеальное отечество, которое предполагалось построить в будущем. Если национальное государство уже существовало (Франция, США), формировалась менее мифологизированная история, которое, однако, в большей степени наполнялось политическими символами и ценностями и связывалось с политической историей. В последнем случае значительную роль играло конструирование прошлого, которое связывалось с доминантой настоящего, а также господствующими идеями и институтами, включая свободу, демократию, индустриализм, парламентаризм и др.
В советский период историческая наука испытала существенное воздействие коммунистической идеологии, что привело к ситуации, когда освещение многих явлений приобрело мифологизированный характер .
Мифологизированная история может быть одним объектом изучения философии истории и социально - культурной антропологии .
Один из основателей школы «Анналов» Марк Блок , обращал внимание на проблему достоверности древних исторических источников и их использования для достижения вненаучных целей .
Наиболее частыми объектами мифологизации являются этничность и этнополитические процессы, в понимании которых существуют концептуально противоположные подходы — примордиалистский и конструктивистский . В рамках примордиализма предполагается извечное существование этничности и этноса; примордиализм служит основой для мифологизации истории. Конструктивизм предполагает изменчивую, ситуативную и субъективную природу этничности. Изучение мифологизации этнополитических процессов предполагается с конструктивистских позиций. В рамках конструктивизма этничность рассматривается как результат социального конструирования воображаемой общности, основанной на вере в существование естественной и природной связи, единого типа культуры, и мифе об обладании общности происхождения и общей историей .
Конструктивисты Эрнест Геллнер , Б. Андерсон , Эрик Хобсбаум и др. применяли идеи конструктивизма в том числе для изучения роли мифологизированной истории и « изобретённой традиции » в становлении наций и государств. В их работах показано избирательное использование в политических целях существовавших до этого культур, которые чаще всего радикально трансформируются. Геллнер отмечал: «Мёртвые языки могут быть оживлены, традиции изобретены, вполне фиктивная первоначальная чистота нравов восстановлена» (1983) .
В постсоветский странах к изучению феномена мифологизированной истории одними из первых обратились российские историки В. Н. Шнирельман , И. М. Савельева и А. В. Полетаев .