Праиндоевропейская религия
- 1 year ago
- 0
- 0
Брикрен ( Брикру ), ирл. Bricriu — персонаж уладского цикла в ирландской мифологии. Имя «Брикрен», скорее всего, связано со словом brecc — «пёстрый» . Согласно древнеирландским генеалогическим схемам, Брикрен был сыном Карбада и троюродным (или двоюродным) братом короля Конхобара . В сагах уладского цикла он играет роль сеятеля раздора, трикстера .
Брикрен является одним из главных героев саг « Пир Брикрена » и «Пир Брикрена и изгнание сыновей Дола Диармайда». В «Пире Брикрена» ( Fled Bricrend ) он строит чудесный дом, куда собирает на пир других героев. Одновременно трем героям — Кухулину , Коналлу и Лоэгайре — он обещает кусок героя ( cauradmir ) — самую лучшую и почётную порцию на пиру. Конхобар удерживает обманутых героев от поединка, и далее они борются за первенство, совершая подвиги: сражаются с чудовищными котами, вступают в поединок с великанами, с «духами долины». Наконец, король Мунстера , явившись в облике гиганта, признает Кухулина первым из уладских героев. В более поздней саге «Пир Брикрена и изгнание сыновей Дола Диармайда» завязка такая же — пир в доме Брикрена — но здесь Кухулин отправляется за море, чтобы спасти пропавших сыновей Дола Диармайда.
Брикрен фигурирует во многих других сагах уладского цикла. Мы узнаём, что после трагической гибели сыновей Уснеха он отправился в изгнание вместе с Фергусом и оказался при дворе королевы Медб. В некоторых сагах Брикрен изображается, как филид , знаток поэтического искусства («Разговор двух мудрецов»). Как придворный поэт Фергуса он фигурирует в позднем варианте саги «Похищение стад Флидас». Брикрену приписывалось изобретение особого вида огама (в Auraicept na n-Éces ), и в древнеирландских юридических текстах он иногда упоминается как авторитет по вопросам права.
В «Похищении быка из Куальнге» рассказано две версии гибели Брикрена: по одной он поссорился с Фергусом, и тот пробил ему голову фигуркой от настольной игры « фидхелл », по другой — Брикрена затоптали быки (Бурый из Куальнге и Финдбеннах) во время своего финального поединка. У Брикрена была жена (которая в «Пире Брикрена» именуется «королевой») и сын.
В работах по ирландской литературе и мифологии образ Брикрена трактуется по-разному. Т. Ф. О’Рахилли считал, что изначально Брикрен — повелитель загробного мира, который задаёт героям трудные задачи. По мнению Жоржа Дюмезиля , Брикрен — одно из отражений индоевропейского персонажа-трикстера, соответствующий скандинавскому Локи и осетинскому Сырдону (см. Нартский эпос ). Однако учитывая особенности более развитого, более феодального по сравнению со скифским и германским обществами королевства, Дюмезиль отмечает, что: «...корысть, алчность Брикрена, по-видимому, вполне соответствует некоторому упадку не только воображения, но и пристрастий ирландского и вообще кельтского общества. И, что важнее всего, тут не хватает главной черты: презренная смерть подлого и смешного Брикрена не является карой за злодеяние, подобное тем, которые совершили Локи и Сырдон» .